Учебный материал с указанием заданий | Руководство по изучению учебного материала |
1.Беседа Что такое уравнение? 2.Корни уравнения? 3.Что значить решить уравнение? | |
2. Понятие целого уравнения | |
Прочитайте текст и сделайте вывод, какие уравнения называют целыми. В уравнении Обе части являются целыми выражениями Вывод: Целыми уравнением с одной переменной называется уравнение, левая и правая часть которого – целые выражения. | Прочитай и выучи правило, запиши в тетрадь. |
Выполни: Реши задания в тетради. -Какие из уравнений являются целыми? 1) 2)(х-у) (х+у) = 0 3) b³ - 4) 5)2х: 10 = 0 6) 3х: (5у)=0 7) 4а - | Сверь ответы: Целые: 1,2,3,4,5. Дробные: 6,7 |
3. Виды целых уравнений и их корни | |
Прочитайте текст и определите виды целых уравнений. Любое целое уравнение в результате преобразований можно привести к равносильному данному. Получим уравнение вида Р(х)=0, где Р(х) - многочлен стандартного вида. Вообще всякое целое уравнение можно заменить равносильным ему уравнением, левая часть которого – многочлен стандартного вида, а правая –нуль. Если уравнение с одной переменной записано в виде Р(х)=0, где Р(х) – многочлен стандартного вида, то степень этого многочлена называют степенью уравнения. Уравнение – уравнение пятой степени Уравнение – уравнение четвертой степени | |
Вывод: Уравнение I степени: ах + b = 0, а= 0 ах + b = 0 ах= - b х = Уравнение II степени: ах² + bх +с= 0, а = 0 D =b²-4ас Если D0, то 2 корня; Если D=0, то 1 корень; Если D Уравнение III степени: ах³ + bх² +сх + d = 0, а = 0 Уравнения IVстепени: ах⁴ + bх² +с=0, а = 0 Уравнения n – степени имеет не более n корней. | |
Реши задание в тетради: -Определи стпепень уравнения: 1)7х⁵ – 5х⁴ + 2=х 2)6х⁷+6х ⁴- 3х²+1= х+12 3)- 11х + 79х² = 17 -Сколько корней может иметь каждое из этих уравнений? | Сверь с ответами: 1)5-я, 5 корней 2)7-я, 7 корней 3)2-я, 2 корня |
4. Решение уравнения 3-й степени | |
Прочитай и разбери пример 1 на стр 74: Х³ – 8х² – х – 8 = 0 | |
Решите уравнения: Если корней несколько, расположите их в порядке возрастания и расшифруйте фамилию ученого-математика, который вывел формулы корней кубического уравнения. 1) 7х + 2 =44 2) х(х+4)(х-3)=0 3) х²+3х-4=0 4) х²-4х+4=0 -4 | -4 | 0 | 1 | 2 | 3 | 6 | Дже | ро | ла | мо | Кар | да | но | Итальянский ученый | Сверь ответы: 1)6 2)-4;0;3. 3)-4;1 4)2 |
5.Решение уравнений, введением новой переменной | |
-Прочитайте и разбарите пример 2, стр74 (х²-5х+4)(х²-5х+6)=120 | |
Решите туравнения: Если корней несколько, расположите их порядке возрастания и расшифруйте фамилию математика, который ввел формулы корней уравнения 4-й степени. 1)х³+6х²+5х=0 2)3(х+5)= 15 3)х(х+4)(х-7)=0 (XV в), ученик Кардано -5 | -4 | -1 | 0 | 0 | 0 | 7 | Лу | до | ви | ко | Фер | ра | ри | | Сверь ответы: 1)-5;-1;0. 2)0 3)-4;0;7 |
6.Решение биквадратного уравнения Прочитайте и разберите пример 3, стр 74: 9х⁴-10х²+1=0 | |
Вывод: Уравнения вида ах⁴-вх²+с=0, гдеа=0, является квадратом от х², называют биквадратным уравнением | Запишите и выучите |
Решите уравнения: 1)Какие уравнения не имеют корней?Почему? 1)х²=х 2)х²-3=0 3)х²=-х 4)х²=-5 2)Решите биквадратное уравнение: 1) х⁴-5х²-36=0 2)5у⁴-5у²+2=0 | Сверь ответы: 1)2 2)2 3)3 4)не корней
Сверь ответы: 1)3;-3 2)нет корней |
7.Выходной контроль | Решите задания на листочках и сдайте учителю на проверку. |
Решите уравнения: 1)(х²+3)²-11(х²+3)+28=0 2)(х²+х-1)(х²+х+2)=40 3)х²-25х+144=0 4)16у⁴-8у²+1=0 5)3х³-х²+18х-6=0 | |
Домашнее задание: п.12,272(а),279(б),277(б,в) | |