СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль "Осторожно! Финансовые пирамиды", 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение многих проблем в области финансов всё больше переходит в сферу личной ответственности граждан. Со школьной скамьи необходимо знакомить учащихся с понятиями семейного бюджета, кредитом, страхованием и т.д., т.е. с теми понятиями, которые обепечивают финансовую грамотность населения.

Просмотр содержимого документа
«Модуль "Осторожно! Финансовые пирамиды", 7 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная

школа № 28





Рассмотрено на заседании МО естественно математического цикла МАОУ СОШ № 28

Протокол №___от __.08.2016г.


Утверждена на заседании МС МАОУ СОШ № 28

Протокол №__от __.08.2016г.

Разрешена к применению

приказом директора МАОУ

СОШ № 28

Приказ № ___от __ .08.2016г.


Директор МАОУ СОШ №28

А.В. Ерохин

Подпись




Рабочая программа модуля

«Осторожно! Финансовые пирамиды!»

7 класс.



Составитель:

Г.А.Тягонюк – учитель математики

МАОУ СОШ №28















Калининград 2016 г

Пояснительная записка.

Рыночные преобразования в экономике России привели к тому, что решение многих проблем в области финансов все больше переходит в сферу личной ответственности самих граждан. Многие из них не имеют достаточной финансовой грамотности. В результате попадают в сложные ситуации, из которых не всегда могут найти выход. Для решения этой проблемы необходимо знакомить население с основами финансовой грамотности. И чем раньше это знакомство будет происходить, тем меньше ошибок люди будут совершать. Поэтому ещё со школьной скамьи желательно знакомить учащихся с понятием семейного бюджета, умения его вести, с кредитом, страхованием, долгосрочными депозитами и т.д., т.е. с теми понятиями , которые необходимы в жизни. Финансовая грамотность населения становится необходимым условием решения социальных задач государства.

Профессионалы финансового рынка тоже заинтересованы в повышении финансовой грамотности населения, так как в этом случае клиент понимает меру ответственности, которую требует от них исполнение договора займа, заинтересован в долгосрочных вложениях, обладает навыками личного финансового планирования и анализа.

С 2005 года в России ведется активная работа в этом направлении, но массового характера она ещё всё таки не приобрела.

В финансовом просвещении нуждаются все социальные слои населения, но наиболее уязвимая социальная группа - молодежь от 13 до 18 лет. Это объясняется следующими факторами:

• отсутствие знаний в области управления личными финансами (таких знаний не дает система общего образования);

• отсутствие собственного жизненного опыта

• сложность социализации отдельных групп молодежи: выпускников детских домов, интернатов и т.д.;

• особенность молодежной культуры, пропагандирующей высокую потребительскую активность, в том числе и на финансовом рынке, а не сбережение и инвестирование;

• доверие к финансовой информации рекламного характера, размещенной на интернет-ресурсах, востребованных молодежью и использующих психологические особенности данного возраста; желание заработать побольше и побыстрее, играя на бирже с помощью интернет-технологий.

Наиболее активную часть молодых людей воздействие этих факторов приводит к непродуманным и неэффективным финансовым решениям, превышению допустимой кредитной нагрузки, низкому уровню сбережений, отсутствию навыков формулировать финансовые цели и выбирать инструменты для их реализации. У другой части молодежи вследствие этого формируется боязнь брать на себя ответственность и финансовые обязательства. В дальнейшем такие молодые люди, создавая семьи, не готовы к финансовым сложностям при приобретении жилья, не хотят заводить детей, не представляют, как управлять, например, материнским капиталом или вкладами на образование. Следовательно, как активное, но неграмотное использование финансовых инструментов, так и отказ от них по причине той же неграмотности приводят к одинаково негативным последствиям для общества. Решение проблемы финансового просвещения позволит улучшить качество жизни населения, ускорит развитие финансового сектора в регионах России, повысит эффективность работы финансовой системы страны в долгосрочной перспективе.

Цель модуля: овладение базовыми компетенциями в области финансовой грамотности.

Задачи:

1.Формирование критически мыслящего ученика, обладающего основными знаниями в области личных финансов.

2. Повторение и обобщение знаний по математике по отдельным темам («Проценты», «Вычисления»).

3.Выработка вычислительных навыков.

Структура рабочей программы:

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 28 на 2016 – 2017 уч. г. программа модуля рассчитана на 9 занятий (1 час в неделю в течение одной четверти).

В рабочую программу модуля вошли 3 темы: Тема 1. «Личное финансовое планирование», 3 часа.; Тема 2. «Банк, виды банков, банковские продукты». 3 часа.;

Тема 3. "Финансовые пирамиды». 3 часа.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты изучения данного модуля - приобретение школьниками специальных компетенций в области финансовой грамотности, знание основных понятий , терминов, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды, формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений.

Метапредметные результаты - развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета.

Личностными результатами изучения модуля следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

В качестве основных образовательной технологий желательно применить игровую, проектную и исследовательскую деятельность.

Игровая технология позволяет организовать изучение процесса управления личными финансами, погружая учащихся в реальную среду финансового рынка.

В процессе игры учащиеся приобретают опыт практической деятельности в современных условиях финансового рынка, на основе которого и формируются соответствующие специальные и общие компетенции, предусмотренные программой модуля.

В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.

Исследовательская деятельность дает возможность учащимся изучить проблемы, связанные с поведением граждан на рынке финансовых услуг, проанализировать позиции действующих участников финансового рынка и предложить собственные способы решения проблем.

Содержание программы модуля «Осторожно! Финансовые пирамиды!»

Тема 1. «Личное финансовое планирование», 3 часа.

При изучении данной темы модуля вводятся следующие понятия: деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Результате изучения данной темы предполагается формирование умения формулировать финансовые цели, оценка их достижимости, выполнение простейших финансовых поручений в семейном бюджете(оплата счетов, составление текущего и перспективного личного(семейного) бюджета, оценка его баланса, планирование сбережений, воспитание бережливости и ответственности за достижение поставленных целей.

Компетенции, формируемые в процессе изучения модуля:

Тема 2. «Банк, виды банков, банковские продукты». 3 часа.

Основные понятия: сбережения, банковский счет, вкладчик, депозит, процент по депозиту, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией (сложный процентный рост), банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, кредит, процентная ставка по кредиту, кредитная история, центральный каталог кредитных историй, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Изучение данной темы позволит формировать умение осуществлять сбор информации о банке и предоставляемых услугах, рассчитывать стоимость покупки при приобретении её в кредит, познакомит с применением пластиковых карт в расчётах и платежах, поможет осознать преимущества и недостатки различных способов оплаты покупок и опасностей, связанных с жизнью в долг(кредиты), формировать осознанную необходимость соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства.

Тема 3. "Финансовые пирамиды». 3 часа.

Основные понятия: финансовые пирамиды, её типы, инвестор, банкротство, гарантированная доходность.

При изучении данной темы учащиеся получат сведения о финансовых пирамидах, их типах, сфере их деятельности.

Контроль и система оценивания:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам участия учащихся в деловых играх. Для оценивания итогов ученикам необходимо будет выполнить зачётную работу в форме презентации.

Тематическое планирование модуля "Осторожно! Финансовые пирамиды! ", часов

N п/п

Тема

Количество часов

Темы, изучаемые в игровой среде

Дата проведения

по плану

Дата проведения

фактически

 

Тема 1. "Личное финансовое планирование"

3

 



1

Личные финансовые цели, финансовые ресурсы. Финансовые решения, финансовые поручения

1

 Мини-лекция-практикум



2

Личный финансовый план, личный бюджет, баланс. Структура, способы составления и планирования

1

Деловая игра "Улица финансов"





Практикум



3

Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет

1



 

Тема 2. «Банк, виды банков, банковские продукты»

3

 



4

Банковские депозиты: виды, особенности и доходность, договор банковского вклада

1

Деловая игра"Финансовый марафон"



Мини-лекция



5

Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах. Учимся анализировать рекламные буклеты о банковских продуктах. Экскурсия в банк

1



6

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Кредитный договор: о чем молчат банки. Кредитная история

1

Практическое занятие



 

Тема 3. «Финансовые пирамиды».

3

 



8

Финансовые пирамиды, типы пирамид, история возникновения пирамид финансовые пирамиды в России, в интернете, их опасность для человека. Итоговое занятие.

3

Мини-лекция, деловой тренинг , презентации.





Литература.

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. - Российская экономическая школа, 2010. (Сайты: www.nes.ru, www.azbukafinansov.ru).

2. Думная Н. Н., Буевич А. П., Мельникова Н. П., Ланин Б. Е. Заплати налоги и спи спокойно. - М.: Интеллект-центр, 2010.

3. Думная Н. Н. и другие. Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги? - М.: Интеллект-центр, 2010.

4. Думная Н. Н. и другие. Выбирая свой банк. - М.: Интеллект-центр, 2010.

5. Думная Н. Н. и другие. Я - инвестор. - М.: Интеллект-центр, 2010.

6. Кудинов В., Давыдов И., Кардашев В. Все про вклады и займы. - М.: Дрофа, 2010.

7. Википедия.

Интернет-источники

http://www.gorodfinansov.ru/ - портал по финансовой безопасности.

http://www.finhistory.org/ - сведения о финансовой истории.

http://www.azbukafinansov.ru/ - универсальный портал о личных финансах.

Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru

Академия личных финансов - www.homecredit.ru

Мои умные деньги - www.visa.com.ru

МЦФО - http://mmcfo.ru

Школа личных финансов для родителей - www.familyfinance.ru

Ученики Скруджа - ycheniki-skrudja.com

Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru

Основы финансовой грамотности - www.finbas.ru

Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru

Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru

http://www.fcsm.ru/ru/ - ФСФР России.

http://www.cbr.ru/ - Центральный банк РФ.

http://www.minfin.ru/ru/ - Министерство финансов РФ.

http://www.nalog.ru/ - Федеральная налоговая служба.