СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль " Загадки природы" 5 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пропедевтический курс, планирование модуля в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Модуль " Загадки природы" 5 класс»



«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО естественно-научного цикла

Руководитель МО

__________Н. В. Семенчик

«____»_____________20___ г.



«СОГЛАСОВАНО»

на заседании МС школы

Зам. директора школы

____________Н.А. Ямщикова

«____»_____________20___ г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ № 36

__________И.Ч. Нигматуллин

«____»_____________20___ г.












РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(адаптированная)


по__внепредметному модулю «Загадки природы»


класс(ы) ________5____________


Учитель ___Сергеева Елена Евгеньевна __


срок реализации_____8_ часов_____


составлена на основе примерной программы


автора (ов): В.А.Коровин, В.А.Орлов. Физика. Астрономия. 7-11 классы - М.: Дрофа, 2012 год.


В полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

основного общего образования (ФГОС ООО)
















МАОУ СОШ № 36






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа модуля «Загадки природы» разработана для обучающихся 5 классов. Модуль «Загадки природы» составлен как пропедевтический курс.



Основными документами, на основании которых составлена программа по модулю (курсу) «Загадки природы» являются:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"».

3. Основная образовательная программа МАОУ СОШ №36.


А также методические пособия:

1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).


Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Программа модуля «Загадки природы», предназначенная для обучающихся 5 классов, направлена на формирование методологических качеств учащихся – умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию. В ходе решения системы физических задач у школьников могут быть сформированы следующие с п о с о б н о с т и:

– рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

– целеполагать (ставить и удерживать цели);

– моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

– проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

– вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).


Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью, младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению физике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Материал создает основу владения физическими терминами, необходимой как тем, кто будет решать принципиальные задачи, связанные с физикой, так и тем, для кого физика не станет основной профессиональной деятельностью. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и пространственного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.




ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:

1. Ознакомление обучающихся с широким кругом явлений физики, встречающихся в повседневной жизни.

2.Формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира.

3.Развитие естественно - научной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

4.Повышение интереса к познанию законов природы.


ЗАДАЧИ:

1. Усвоение простейших физических терминов и символов.

2. Измерение физических величин с помощью приборов.

3. Осмысленное запоминание и воспроизведение определений и соотношений некоторых физических величин.

4. Наблюдение физических явлений в окружающем мире.

5. Приобретение навыков работы с физическими приборами.

6. Формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.

7. Развитие познавательного интереса.

8. Содействие воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.


Форма организации: модуль для обучающихся 5 классов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 1 месяца. Всего 8 часов.


Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.

Сроки реализации программы: 1 месяц (2 часа в неделю).



Особенности возрастной группы детей.

Программа учитывает возрастные особенности обучающихся 5 классов и поэтому предусматривает разнообразные приемы работы, стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется эксперименту. В процессе занятий учащиеся должны выполнить лабораторные работы, простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов. Возможны парковые занятия (занятия на свежем воздухе).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ.


- постановка проектной задачи и ход работы над ней:

Моделирование природных явления с помощью подручных средств и физических приборов. Использование полученных результатов в домашних условиях, школе.


- формат описания проектного продукта модуля (курса):

Проектные продукты:

  1. Выставка поделок и рисунков «Спектры в природе».

  2. Сборка и демонстрация действующих моделей электромагнитов.

  3. Фотовыставка «Рычаги вокруг».

  4. Выставка поделок «Батарейка своими руками».



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ.

Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность обучающихся, опыт исследовательской и проектной деятельности, навыки работы с информацией.

Личностные результаты:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

мотивация деятельности;

самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные результаты:


овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний

 организация учебной деятельности, постановка цели работы

умение планировать, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности

самоконтроль учащихся

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах

развитие способности анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами

развитие умения выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию


Предметные результаты:

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)

Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примерами таких технологий являются игровые технологии.

Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика со своим учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.

Осуществляется приобретение школьниками:

знаний о физике как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, о значимости физики в развитии цивилизации и современного общества;

знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

правил конструктивной групповой работы;

навыков культуры речи.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:

– письменные и устные проверочные работы;

–лабораторные работы;

– проекты, практические и творческие работы;

– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

– результаты достижений учеников с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки;

– использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

– использование новых форм контроля результатов: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам).



Содержание программы МОДУЛЯ.



Вводное занятие.

Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.

Почему возникает радуга?


Основной материал. Ознакомление с явлением дисперсии. Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел. Получение спектра с помощью электрических приборов.


Удивительный магнит.


Основной материал. Магнитное действие Земли. Постоянные магниты. Полюса магнитов. Свойства магнитов. Электромагниты и их применение. Создание электромагнитов с помощью подручных средств.




«Дайте мне точку опоры и я переверну Землю».

Сила. Как уменьшить силу? Простые механизмы. Их виды. Рычаги. Можно ли использовать равноплечий рычаг? Рычажные весы, правила работы с ними.


Ток бежит по проводам.


Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Составные части электрических цепей и их обозначение на схеме. Правила сборки простейших электрических цепей. Техника безопасности при работе с электрическими приборами. Природное электричество.

Тематическое планирование
(примерное)

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего
часов

Содержание
деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

1



Вводное занятие

Почему возникает радуга?

2

1

1

2


Удивительный магнит.


2

1

1

3


«Дайте мне точку опоры и я переверну Землю».


2

1

1

4


Ток бежит по проводам.


2

1

1

Итого:

8

4

4


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и материально-техническое
обеспечение МОДУЛЯ (КУРСА)

Литература:

1. Гутник Е.М. Качественные задачи по физике.– М.: Просвещение, 1995

2. Демонстрационные опыты по физике / Буров В.А. и др., под ред. А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1986

3.Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/сост. Ю.В. Щербакова.- М.: Глобус, 2008.

4.Книга для чтения по физике. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы/составитель И.Г.Кириллова. – М.: Просвещение, 1996

5.Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех /Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В.. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004. 

6.Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
7. Энциклопедический словарь юного физика. – М.: Педагогика, 1995

Интернет-ресурсы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

2. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа : http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm

3. http://www.megabook.ru/encyclopedia/rubric/f2afd81cba6040228a354abf257061bc Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

4. Мультимедийное пособие «Уроки физики Кирилла и Мефодия».

5. Мультимедийное пособие «Живая физика»

6. Мультимедийное пособие «Открытая физика 1.1»

7. http://ru.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия.



Оборудование:


1. Компьютер

2. Классная доска

3. Проекционный аппарат с экраном

4. Звуковоспроизводящие колонки

5. Демонстрационное оборудование

6. Лабораторное оборудование

7. Наглядные таблицы по разделам физики

8. Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию













































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!