Важнейшим направлением развития системы образования на современном этапе является достижение нового качества образования путём перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному, компетентностному подходу.
Одним из принципиальных моментов на сегодняшний день является самостоятельная работа учащихся. Эффективным педагогический процесс будет только при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Этому условию отвечает ряд современных педагогических технологий, в том числе и технология модульного обучения.
Одним из наиболее полных и конкретных является определение модуля П.А. Юцявичене: «Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».
При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. обучающийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.
Модульная технология строится на основе развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.
Цельность технологии модульного обучения проявляется, во-первых, в её гибкости – возможности приспособления к индивидуальным особенностям учащихся, а во-вторых, в динамичности-возможности перехода от одних видов и способов деятельности к другим. Кроме того,
эта технология вбирает в себя идеи и разработки других методик, например КСО (коллективного способа обучения), ИОСО(индивидуально ориентированного способа обучения), предполагает сочетание разных форм работы: индивидуальной, парной, групповой, а также различных форм контроля, в том числе самоконтроль и взаимный контроль.
Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету.
Модульное обучение эффективно применять на обобщающих уроках, а также на уроках изучения новой темы, в центре которых правописание и пунктуация.
УЭ – 0. Цели и задачи урока-модуля | 1 – 2 мин. |
Цели для учащихся: В конце темы Вы будете знать: морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного; правило правописания гласных в падежных окончаниях имен существительных; правило правописания гласных «О» – «Е» после шипящих и «Ц» в окончаниях имен существительных; правило употребления «Ь» после шипящих на конце имен существительных; значение суффиксов существительных (-ость ,-изн, -ушк/-юшк,- онок/-енок, -онк/-еньк - и др.). В конце темы Вы будете уметь: производить морфологический разбор имени существительного; определять синтаксическую роль имени существительного в предложении; правильно писать слова с изученными орфограммами; обозначить орфограммы графически; объяснять значение изученных суффиксов имен существительных; применять на практике полученные знания. |
УЭ-1. Работа с текстом | 10 – 12 мин. Общеклассная работа |
Цели. Закрепить знания учащихся о значении и морфологических признаках имени существительного. Повторить по теме «Словообразование» значение некоторых суффиксов имен существительных. Прочитайте текст До чего хорош летний лес! Прекрасна голубизна неба, радует взгляд зелень трав и пестрота цветов. Качают головками колокольчики, блистают белизной лепестков ромашки, разлетаются от ветра пушистые одуванчики. Припекает солнышко, веет теплый ветерок. Покой и тишина вокруг. Порхают бабочки и стрекозы с лимонными, оранжевыми, фиолетовыми крылышками. Щебечут птички, ищут мошек и букашек. Вот выскочил из-под пня серый мышонок, припустился во всю прыть, затем вдруг неожиданно замедлил свой бег и исчез в норке. Но вот наступают сумерки, в воздухе чувствуется свежесть. Затихает лес, погружается в дремоту. После нескольких часов, проведенных здесь, надолго сохраняется радость и бодрость. |
Выпишите существительные с суффиксами -изн, -ость / -есть, -ышк, -ок, -к-, -чик, -онок .Какое значение придают эти суффиксы существительным? 1) Приведите свои примеры существительных с этими суффиксами. 2) Укажите существительные, обозначающие действие как предмет. 3) Выпишите 2-3 существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа, произведите морфологический разбор одного из них. | Задание выполняется в тетрадях |
Если Вы работаете самостоятельно, проверьте свою работу по ключу №1. |
УЭ-2. Определение синтаксической роли имени существительного. | 7 – 8 мин. |
Цель. Закрепить умение определять роль имени существительного в предложении. Повторить тему «Обращение». Дифференцированное задание по выбору учащегося А. Подчеркните существительные как члены предложения, определите их падежи. Ветер раскачивает ветви берез и осин. Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Что ты, белая березка, кручинишься? |
Б. Составьте со словом «Москва» предложения так, чтобы это существительное являлось а) обстоятельством, б) сказуемым, в) дополнением, г) определением, д) обстоятельством, е) не являлось членом предложения. | Индивидуальная работа, выполняется в тетрадях. |
Если Вы работаете самостоятельно, проверьте свою работу по ключу № 2. | |
УЭ-3. Закрепите правописание гласных Е – И в падежных окончаниях имен существительных. | 10 мин. |
Цель. Закрепить навык правописания и графического обозначения изученной орфограммы. | |
Расскажите своему партнеру правило правописания букв Е – И в падежных окончаниях имен существительных. В случае затруднения обращайтесь к таблице. | Устная работа в паре |
Таблица Падеж | Склонение | Существительные на: | | 1-е | 2-е | 3-е | -ия | -ий | -ие | Родительный | -И (Ы) | | -И | -И | -И | -И | Дательный | -Е | | -И | -И | -И | -И | Предложный | -Е | -Е | -И | -И | -И | -И | Из данных слов составьте словосочетание с подходящим предлогом: на, в, о (об) и запишите их. Графически обоснуйте написание Е или И в безударном окончании существительного. Ошибка, изл….жение; знаки предл….жение; предл….гать, заметка; ошибиться, расч….т, вспомнить, ш….пот, спросить, предл….жение; справиться, здоровье, докладывать, сенокос. |
Алгоритм работы 1. Определите падеж существительного, составьте словосочетание, выбрав нужный предлог. Руководствуясь таблицей на стр.3, напишите окончание, графически обозначьте орфограмму 2. Проверьте работу по ключу № 3. 3. Оцените свою работу | Индивидуальная работа, выполняется в тетрадях. |
УЭ-4. Закрепление правописания гласных О – Е после шипящих и -Ц- в окончаниях существительных. | 7 – 8 мин. |
Цель. Закрепить навык правописания и графического обозначения изученной орфограммы. |
Расскажите своему партнеру правило правописания гласных О – Е после шипящих и -Ц- в окончаниях существительных. | Устная работа в парах. |
Из данных слов составьте словосочетания, запишите сначала те из них, в которых имеются существительные с окончаниями -ом, -ой, затем те, в которых употреблены существительные с окончаниями –ем, -ей. | Индивидуальная работа (выполняется в тетрадях) |
Осв…щен, солнце; ог…рчить, неудача; любоваться, чиж; Закрыть, ключ; доволен, встреча; удовлетворен, чертёж; разг…раться, румяец, пож…мать плечо. Алгоритм работы 1. Составьте словосочетание, поставив имя существительное в форму творительного падежа. Руководствуясь правилом, напишите гласную в окончании существительного, графически обозначьте орфограмму. 2. Проверьте работу по ключу № 4. 3. Оцените свою работу. |
УЭ-5. Закрепление орфограммы «Употребление –Ь на конце существительных после шипящих» | 7 – 8 мин. Индивидуальная работа (выполняется в тетрадях) |
Цель. Закрепить навык правописания и графического обозначения изученной орфограммы. Запишите данные ниже слова в два столбика: с -Ь- и без -Ь- . Графически обозначьте орфограмму: (много) дач(?), блиндаж(?), залеж(?), пейзаж(?), стеллаж(?), упряж(?),бреш(?), (возле) пастбищ(?), варенье из груш(?) Алгоритм работы 1. Вспомните правило употребления Ь на конце существительных после шипящих. 2. Руководствуясь правилом, запишите слово в соответствующий столбик, графически обозначьте орфограмму. 3. Проверьте работу по ключу № 5 4. Оцените свою работу. |
УЭ-6. Работа по развитию речи. | 15 – 20 мин. |
Сочинение-миниатюра | Индивидуальная работа |
Цели: Уметь писать сочинение на заданную тему. | |
Рассмотрите картинку. Вы, наверное, узнали мартышку из басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». Напишите небольшой рассказ о том, что произошло с обезьянкой, по какой причине она приобрела так много очков и почему они ей не помогли. Покажите на Вашем тексте, что существительное «очки» может являться разными членами предложения. Какова особенность слова «очки» с точки зрения морфологии? | Написанные работы зачитываются в классе. Одноклассники выступают с рецензиями |
УЭ-7. Подведение итогов урока | 2 – 3 мин. |
Реализованы ли цели и задачи урока-модуля. | |
УЭ-8. Срез знаний | 15 – 20 мин. |
Тест I. Укажите существительные с гласной «Е» в окончании. 1) Луч…м, 2) солнц…м, 3) ситц…м, 4) свеч…й, 5) полотенц…м II. Укажите существительные с Ь после шипящего 1) Ветош(?), 2) много туч(?), 3) из училищ(?), 4) роскош(?), 5) плющ(?) III. Укажите существительные с окончанием И 1) Идти по алле…, 2) ехать по площад…, 3) присутствовать на лекци…, 4) отдыхать в санатори…, 5) находиться в галере…, 6) рассказать о впечатлени… IV. Найдите ошибки в определении синтаксической роли имен существительных и исправьте их. Стаи перелетных птиц радостно оповещают родной край о своём возвращении.«Здравствуй, родина!» – на разные голоса приветствуют они родные места. 1) Стаи – подлежащее 2) Птиц – дополнение 3) Край – дополнение 4) Родина – подлежащее V. Найдите ошибки в определении морфологических признаков существительного «молодёжь» и исправьте их Я всегда с радостью смотрю на нашу прекрасную молодёжь 1) нарицательное 2) одушевленное 3) III склонение 4) во множественном числе 5) в Именительном падеже VI. Напишите слова, соответствующие данным схемам. Укажите значения суффиксов вэтих словах. еньк……… ? онок……… ? ушк………. ? ость……… ? Оценки выставляются в оценочном листе. | |