Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
ПМ 05. Методическое обеспечение образовательного
процесса
Кукушкина Олеся Олеговна
Группа 313
специальность 44.02.01
“ Дошкольное образование”
Я Воспитатель ,и выбрала эту профессию не случайно , я все свое школьное детство возилась с малышами придумывала для них разные развлечения: проводила игры , устраивала разные конкурсы. Я хочу работать воспитателем, потому что хочу видеть свое будущее, будущее своих детей, будущее страны светлым. Я хочу дать детям возможность быть добрыми и открытыми, глубоко нравственными, жаждущими знаний, научить любить мир, раскрыть их индивидуальность .Это не просто профессия, это - состояние моей души. Выбранная мною профессия, заставляет меня все время развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу счастливого детства.
Один мудрый человек сказал «Воспитатель-это волшебник , который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников.» К. Гельвеций
Содержание :
Раздел 1
1.Планирование и организация методической работы воспитателя
1.1. Визуализация учебного материала (принцип методической работы)
1.2. Презентация основной общеобразовательной программы ДОУ
1.3. Подготовка обзора по изученной теме: “Особенности современных подходов и педагогических технологий педагогического образования”
1.4. Разработка эскиза (РППС в разных возрастных группах)
1.5. Презентация рабочей программы
Раздел 2 – Основы педагогического мастерства
2.1. Сочинение мой идеал педагога
2.2. Сообщение о мастере – новаторе
2.3.Упражнение на управление эмоциональным состоянием
2.4. Тренинг по формированию персептивных, коммуникативных и организаторских способностей.
2.5.Разработка личного плана самообразования ДОУ
2.6. Оформление портфолио педагогических достижений колледжа
Раздел 3 – Исследовательская и проектная деятельность воспитания детей дошкольного возраста
3.1. Записи в тетради, визуализация “Стили педагогического общения”
3.2. Анализ педагогических ситуаций
3.3. Визуализация “Методы психолого-педагогических исследований”
3.4. Проект
Презентация по портфолио воспитателя
1.Планирование и организация методической работы воспитателя
Методическая работа в ДОУ направлена на:
- Создание целостного педагогического коллектива
- Выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.
- Должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случае его отклонения от технологии, методики реализации общеобразовательной программы.
Задача: Создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Планирование методической работы осуществляется на аналитической основе:
- Анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, областного, районного уровней)
- Анализа состояния ДОУ (уровня здоровья , развития детей степени овладения ими общеобразовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей; четкого выделения факторов, влияющих на них)
- Цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа
Организация методической работы воспитателя
- осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовыми и месячными планами,
- обмен опытом и информацией,
- эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей,
- методическую помощь в составлении планов и подготовке в работе с детьми,
- повышение квалификации воспитателей,
- собственную деятельность в соответствии с планом;
- распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией;
- инструктировать в ходе выполнения работы;
- обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе;
- своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей;
- поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца;
По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.
К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях района, ДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.
К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.
1.1. Визуализация учебного материала (принцип методической работы)
Методическая работа
Самообразование
Тематические семинары педсоветы
Разработка методической документации
И дидактических пособий
Работа творческих групп
Повышения квалификации
Открытые уроки и их анализ
1.2. Презентация основной общеобразовательной программы ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Кораблик»
Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 29» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Адрес: г. Городец, ул. Фурманова, 17
Заведующий: А.И. Перанова
Образовательная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ МОиН РФ № 1155 от
17 октября 2013г) и с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Цель образовательной программы:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи программы :
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО программа состоит из двух частей:
Обязательная часть ( объем не менее 60% от её общего объёма)
Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений) – не более 40%
Образовательная программа ДОО включает три основных раздела:
ЦЕЛЕВОЙ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Содержание целевого раздела
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели и задачи программы, принципы и подходы к её формированию, характеристики особенностей развития детей, а также планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Содержание содержательного раздела
Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
Содержание организационного раздела
содержать описание материально-технического обеспечения Программы; обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать в режим дня , а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; режим дня; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие детей по ФГОС ДО:
Физическое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Речевое
развитие
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель:
воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка
Задачи физического развития:
Оздоровительные:
формирование правильной осанки; развитие гармоничного телосложения; развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов
Образовательные:
формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений)
Воспитательные:
формирование потребности в ежедневных физических упражнениях; воспитание умения рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; приобретение грации, пластичности, выразительности движений; воспитание самостоятельности, инициативности, самоорганизации, взаимопомощи
Основные направления работы по физическому развитию детей в дошкольном учреждении:
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств (координация, гибкость)
Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель:
позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование основ безопасности.
Задачи социально-коммуникативного развития по ФГОС ДО:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе.
Основные направления работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном учреждении:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Формирование основ безопасности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи речевого развития по ФГОС ДО:
Владение речью как средством общения и культуры
Обогащение активного словаря
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении:
Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)
Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения)
Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель:
ознакомление с окружающим социальным миром, с природой и природными явлениями; формирование целостной картины мира; формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи познавательного развития по ФГОС ДО:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира
Формирование первичных представлений об особенностях природы
Основные направления работы по познавательному развитию детей в дошкольном учреждении:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Приобщение к социокультурным ценностям
Формирование элементарных математических представлений
Ознакомление с миром природы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель:
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие эстетических чувств детей; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи художественно-эстетического развития по ФГОС ДО:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы
Становление эстетического отношения к окружающему миру
Формирование элементарных представлений о видах искусства
Восприятие музыки
Восприятие художественной литературы, фольклора
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
Реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Основные направления работы по художественно-эстетическому развитию
детей в дошкольном учреждении:
Приобщение к искусству
Изобразительная деятельность
Конструктивно-модельная деятельность
Музыкальная деятельность
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Подготовка обзора по изученной теме: “Особенности современных подходов и педагогических технологий педагогического образования”
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов ,приемов обучения , воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса
Взгляд на технологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике.
Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностической цели, нужно определить, возможна ли установка диагностической цели в образовании.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» самообразование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания
В обучении такой диагностической целью может выступать определенный объем учебного материала, способов действий, которые необходимы ребенку в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности. Качество усвоения конкретного учебного материала легко поддается итоговому контролю.
Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
Современные образовательные технологии
· здоровье сберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
· технология исследовательской деятельности;
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· игровая технология;
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
1.4. Разработка эскиза (РППС в разных возрастных группах)
В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка. К. Д. Ушинский .
Управление образования и молодежной политики администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»
Рабочая программа
по реализации основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования
в старшей группе № 5 (от 5 до 6 лет)
общеразвивающей направленности
на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности № 5 «Непоседы»
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (ФГОС ДО, п. 2.4.).
Программа ориентирована на детей от 5 до 6 лет
Срок реализации Программы – 1 год
Нормативно-правовая база
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26, (далее - СанПиН);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. №30384);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Устав Учреждения;
Лицензия на образовательную деятельность
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 29».
Ведущие цели Программы
Задачи реализации Программы
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение преемственности целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного образования;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- вариативность использования образовательного материала, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- формирование общей культуры личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; развитие активных форм вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс Учреждения.
Принципы и подходы к формированию Программы
Ресурсное обеспечение программы
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, учебно-методический комплект образовательной программы «От рождения до школы».
С целью обеспечения организации образовательной деятельности, в Программу включены парциальные программы и педагогические технологии:
Будь здоров дошкольник, Токаева Т.Э.;
«Камертон»: Азбука музыкального образования детей дошкольного возраста Костина Э.П.;
Основы безопасности детей дошкольного возраста, Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.;
Приобщение детей к истокам русской народной культуры Князева О.Л., Маханева М.Д.;
Программа развития речи дошкольников, Ушакова О.С.;
Цветные ладошки, Лыкова И.А.;
Юный эколог, Николаева С.Н.
В методический комплект Программы включены материалы из опыта работы Учреждения по социально-коммуникативному развитию детей с использованием модульного обучения «Чудеса Городецкого края».