.
Во второй половине XIX века в России начался подъем национального искусства – литературы, живописи, музыки. В это время и возник кружок единомышленников – музыкантов, названный знаменитым музыкальным критиком Стасовым «Могучая кучка». Его также называют «Великая русская пятёрка» или «Новая русская школа».
В кружок вошли 5 композиторов.
Руководителем его был Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) – яркая фигура, музыкальный талант. Его заслуга в том, что он собирал и обрабатывал русские народные песни. Балакирев создал не очень много произведений. Наиболее интересные из них фантазия «Исламей», 8 русских народных песен в обработке для фортепиано, около 50 романсов.
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
– выдающийся ученый химик, педагог, композитор. Автор оперы «Князь Игорь» на исторический сюжет древней русской летописи «Слово о полку Игореве», симфонической картины «В средней Азии», замечательных 2-х квартетов, 3-х симфоний (самая известная 2-я имеет название «Богатырская») и 18-ти романсов.
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – композитор-трибун, отразивший жизнь и историю русого народа. Его оперы «Борис Годунов», «Хованщина» монументальные народные музыкальные драмы – вершина его творчества; музыкальная комедия по Гоголю «Сорочинская ярмарка» раскрывает живые яркие образы простых людей; цикл «Картинки с выставки», циклы песен «Детская», «Песни и пляски смерти», романсы входят в репертуар мировых театров.
Николай Андреевич Римский-Корсаков –композитор, педагог, профессор Петербургской консерватории. Автор15-ти опер
(«Снегурочка», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Садко»), сюиты «Шехеразада», романсов и песен.
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) –композитор и музыкальный критик, автор опер-сказок «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка дурачок», романсы, песни, небольшие фортепианные пьесы. Его произведения не столь значительны, как произведения других композиторов «Могучей кучки», но и он внес вклад в копилку русской музыки.
Объединяло всех композиторов «Могучей кучки» то, что они трепетно относились к русской народной песне, стремились обогатить русскую классическую музыку, возвысить ее в мировом масштабе. Все они являются последователями великих русских композиторов-классиков М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского.
6.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)
Великий русский композитор, профессор петербургской консерватории, дирижер, теоретик, создатель 15 опер, многие из которых сказочные («Садко», «Снегурочка», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок»), а в некоторых операх он рисует драматические образы («Царская невеста»), «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» по Гоголю представляют картины народной жизни с мягким юмором.
В инструментальную музыку Римский-Корсаков внес огромный вклад. Всемирно известна его сюита «Шехеразада», симфоническая картина «Садко», «Испанское каприччио», в которых он чарующими красками оркестра нарисовал прекрасные картины морских просторов, битв и волшебных превращений.
Из камерных сочинений наиболее ценны романсы Римского-Корсакова (их 79). Произведений у Римского-Корсакова было бы возможно больше, но он много сил и времени отдал завершению произведений своих соратников по «Могучей кучке», рано ушедших их жизни. Благодаря ему мы сейчас можем слушать оперы «Князь Игорь» Бородина, «Хованщину» Мусоргского.
Римский-Корсаков воспитал много замечательных русских композиторов. Среди его учеников А.Лядов, А.Глазунов, С.Прокофьев, И.Стравинский.
Он собирал и обрабатывал русские народные песни и на их основе писал свои произведения, которые несут веру в торжество добра и красоты.