Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга»
«Мой брат герой!»
(методическая разработка образовательной деятельности в условиях детского сада
с детьми дошкольного возраста)
Номинация:
(Разработки занятий)
Тема:
«России славные сыны»
Руководители:
Гущина Ирина Геннадьевна
Змеева Мария Витальевна
Шехирева Ирина Александровна
2025 год
Актуальность.
Сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти – героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Им нужно рассказать о героях СВО, об их подвигах и самоотверженности. У детей дошкольного возраста еще недостаточно знаний о войне, о её защитниках и героях. Этот возраст – самый чувствительный для первоначальных представлений о войне. Дети не станут патриотами в один момент. Им нужно рассказывать, показывать, как любили, берегли и защищали нашу Родину все люди страны. Поэтому патриотическое воспитание, в настоящее время, становится одной актуальных тем развития.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей, земляков. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, земляков: участников ВОВ, земляков-воинов, участников боевых действий в локальных вооруженных конфликтах СВО, необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, школ, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины.
Цель:
Познакомить детей с биографией земляка – воина СВО Ивана Жарова, который погиб при исполнении воинского долга в ходе специальной военной операции на Украине. Прививать чувство патриотизма, чести и национальной гордости;
Задачи:
Образовательные:
-Уточнить знания детей о защитниках Отечества;
- Формировать у детей представление о долге, мужестве, героизме.
-- познакомить детей с биографией героя.
Развивающие:
-Развивать интерес к героям своего края; закреплять стремление к самостоятельному изучению истории России.
-Развивать у детей связную речь, мышление, речевой слух.
- развивать гражданскую позицию у дошкольников через поэтическое слово;
- развивать познавательною активность и творческие способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Методические приемы: Беседа, художественное слово (чтение пословиц, стихотворения), дидактическая игра «Назови качества героя», пальчиковая гимнастика «Солдаты», словесная игра «Продолжи пословицу»
Форма проведения: рассказ с показом презентации «Мой брат герой!»
Словарная работа: Родина, подвиг, герой.
Предварительная работа: Беседы на темы: «Беседа о мужестве и храбрости», «Профессия-военный». Чтение художественной литературы об армии, рассматривание альбома «Мой брат герой!», рассматривание картин «Наша Армия». Заучивание стихов, пословиц и поговорок об армии.
Виды деятельности:
1.Игра - ритуал начало занятия.
2. Пословицы о Родине.
3.Слушание песни «Памяти бойцов СВО» исполнитель Артем Хапаев.
4.Презентация: «Мой брат герой!» (Иван Жаров)
5.Минута молчания -звук метронома.
6.Продолжи пословицу (словесная игра)
7.Стихи о защитниках.
8.Игра с мячом «Назови качества героя»
9.Рисование «Мой герой».
Материалы и оборудование:
Видеопроектор и экран, ноутбук, цветные карандаши, краски, фломастеры, альбомные листы.
Презентация «Иван Жаров – мой брат герой»
1 слайд: Титульный «Мой брат герой»
2-3 слайд: Фото Ивана Жарова
4 слайд: Фотографии и биография Ивана Жарова
5 слайд: Фотографии: Иван Жаров был призван на срочную службу. Службу проходил в Забайкальском крае г. Борзя, в звании - мотострелок
6 слайд: Во время прохождения службы подписал контракт.
7 слайд: Фотографии: В составе 139 штурмовой группы во время боевого задания
в селе Новомихайловка, попав под обстрел мой брат, Иван, погиб.
8 слайд: Удостоверение к Государственной награде Российской Федерации. Орден Мужества посмертно.
Ваня навсегда останется в моём сердце и будет примером
для меня.
9 слайд: «Вот увидишь, Артём, Россия победит!» —так всегда говорил мой брат.
10 слайд: Фотографии: В З-Сарсинской школе имени Карпова, открыли «Парту героя» памяти Ивана Жарова.
11 слайд: Фотографии маленького брата. Я горжусь братом, хоть ещё и маленький!
Ход занятия:
Ритуал – игра.
Здравствуйте, ребята!
Давайте поприветствуем друг друга.
Я люблю свой детский сад
В нем полным- полно ребят
Все на месте?
Все ли тут?
Мы начинаем занятие.
Послушайте пословицы.
-Родина любимая, что мать родимая,
-За родной край и жизнь отдай.
-Для родины своей - ни сил, ни жизни не жалей!
-Человек без Родины, что соловей без птицы.
-Родина - мать, умей за нее постоять.
Как вы думаете, о чем говорится в пословицах?
-Верно, действительно, речь идет о нашей Родине. Мы сегодня будем говорить о нашей Родине и о героях нашей страны.
- Как называется страна, в которой мы живем?
Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников. Но защитить себя не может. Это святое дело защитников нашей земли.
-Кто защищает, охраняет мирный труд людей, нас с вами, нашу страну?
-Кто служит в Армии? (солдаты)
-Как по- другому мы их называем? (Защитники Отечества)
-Молодцы. Ребята.
Слушание песни «Памяти бойцов СВО» исполнитель Артем Хапаев.
Слова этой песни актуальны в наше неспокойное время.
В нашей группе Артём, рассказал, что его брат герой, так его называют все члены семьи. Артем, вместе с мамой, сделали подборку фотографий о брате Иване, для создания презентации «Мой брат герой!» (слайд 1)
(слайд 2- 3)
В истории нет страниц, которые можно было бы забыть, вычеркнуть из жизни. Наша семья тоже стала частью истории, тех событий. К сожалению и сегодня матери продолжают терять своих сыновей, а солдаты несут свою не лёгкую службу. Воинская доблесть и честь солдата – это те качества, которыми обладал мой старший брат Иван Жаров.
Иван родился в п. З – Сарс, Октябрьского района, Пермского края.
Вот, а таком мальчике из поселка З – Сарс, Октябрьского района, пойдёт рассказ. Его звали Иван Жаров.
(слайд 4)
Иван родился в поселке З – Сарс, Октябрьского района,
Родился Ваня в обычной семье. Рос послушным, любознательным мальчиком. С детства отличался храбростью. Будь то спасение собаки из проруби или товарища от насмешек хулиганов, он всегда готов был встать на защиту слабых. Его никогда не пугали трудности.
Учился МБОУ в «З- Сарсинской» СОШ. Имени Карпова
с 1 по 9 класс.
С 5 класса учился в кадетском классе, где получил навыки военной подготовки.
По окончании 9 класса Ваня, поступил в ГБПОУ Краевой политехнический колледж.
(слайд 5)
Принимал активное участие в жизни школы, колледжа.
В мае 2023 года был призван на срочную службу. Службу проходил в Забайкальском крае г. Борзя, в звании - мотострелок.
(слайд 6)
Во время прохождения службы
подписал контракт.
Ни минуты не сомневался, что он нужен стране.
Был отправлен в Донецкую область в населённый пункт Гранитный.
В ходе боевых действий в селе Урожайное был ранен.
(слайд 7)
Судьба приготовила для Ивана испытание.20 декабря 2023 года,
его отряд отправился по сложному маршруту на южно-донецком
направлении в сторону Углидара.
В составе 139 штурмовой группы во время боевого задания
в селе Новомихайловка, попав под обстрел мой брат, Иван, погиб.
Он посмертно представлен к награждению Орденом Мужества.
(Минута молчания - звук метронома)
Ваня навсегда останется в моём сердце и будет примером для меня.
(слайд 8)
Удостоверение к Государственной награде Российской Федерации. Орден Мужества посмертно.
В ходе проведения операции многие участники СВО, проявившие отвагу, мужество и героизм, отмечены боевыми наградами.
(слайд 9)
«Вот увидишь, Артём, Россия победит!» —так всегда говорил мой брат.
И я ему верю! И очень горжусь им!
Жизнь моего брата
Была короткой, но яркой.
Его дух будет вдохновлять
наше поколения на подвиги.
(слайд 10)
В З-Сарсинской школе имени Карпова, открыли «Парту героя» памяти Ивана Жарова.
(слайд 11)
Ваня навсегда останется в моём сердце и будет примером
для меня.
Я горжусь братом, хоть ещё и маленький!
Словесная игра «Продолжи пословицу» (воспитатель начинает, а дети продолжают пословицу)
Жить – (Родине служить).
Родина – мать, (умей ее защищать).
Где родился, (там и пригодился).
Тот герой, (кто за Родину горой).
Человек без Родины, (что соловей без песни).
Дети рассказывают стихи:
1.Умеют жить российские ребята,
красиво жить - чего уж тут сказать!
Но если нужно долг отдать солдаты -
умеют и красиво умирать!
2.Воин бережёт
Родной страны покой и славу!
Он на посту - и наш народ,
Гордится Армией по праву.
3.Спокойно дети пусть растут.
В Российской солнечной Отчизне
Он охраняет мирный труд,
Прекрасный труд во имя жизни.
4.Когда я вырасту большим,
По всей стране повсюду
Свою отчизну защищать
И я надежно буду.
Вос-ль: Можно ли назвать Ивана - героем?
- Да, потому что он погиб, защищая нашу страну на дальних рубежах, защищая нас с вами от посягательств бандитов и террористов. Он пожертвовал своей жизнью, своим будущим для выполнения своего воинского долга.
- Его смело можно назвать - Герой нашего времени!
Игра словесная
«Назови качества героя» (дети встают в круг и передавая мяч, называют качества героя)
Вос-ль: Ребята, защитниками называют людей сильных, смелых, готовых встать на защиту Родины. А чтобы такими стать надо с детства готовиться, заниматься спортом, закаляться, тренироваться, вести здоровый образ жизни и любить Родину.
Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идем. --------(пальцы бодро «Маршируют» по столу)
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.------(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево- вправо) Нужно быть умелыми,
Сильными и смелыми.-------(ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются)
Рисование: «Мой герой»
Рефлексия.
Вос-ль:
Ребята, чем мы сегодня занимались? (Мы сегодня говорили о героях.)
Что вам больше всего понравилось? (Рисовали героя)
- Молодцы, ребята! Все справились с заданием, надеюсь, когда вы станете сильнее и старше, вы будете настоящими защитниками нашей Родины, как наши герои!
Интернет-ресурсы:
nsportal.ru›detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/…