МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРОДА КУЗНЕЦКА
ПРОЕКТ
ПЕШЕХОДНАЯ ЭКСКУРСИЯ
«Открываем литературный Кузнецк»
Авторы: учащиеся 7 «Б» класса Усанова Яна Александровна, Никонова Анна Дмитриевна, Сорокина Анастасия Юрьевна, Ключникова Екатерина Алексеевна, Валеев Камиль Алияскярович
Руководитель: Архипова В.В., учитель русского языка и литературы.
Общая характеристика проекта:
- по доминирующему виду деятельности: информационный;
-по составу и количеству участников: групповой;
- по продолжительности: долгосрочный.
Описание проекта
Актуальность проекта: учащиеся и взрослые все чаще предпочитает получать информацию посредством интернета, в связи с чем забывается реальный город, школьники плохо ориентируются в нем и зачастую не знают важных исторических мест. Кроме того, не так уж и легко привлечь современного обучающегося к чтению классической литературы из-за отсутствия заинтересованности.
Данный проект поможет вызвать интерес учеников к чтению классической литературы, а также позволит узнать много нового и интересного об истории и культуре своей малой родины.
Цель: - привить интерес учащихся к чтению. Дать краткое представление о развитии литературной жизни города Кузнецка;
- расширение знаний о литературных достопримечательностях города.
Задачи: - научить ориентироваться в литературном пространстве города;
- подготовка экскурсовода и группы к экскурсии;
- разработка экскурсии;
- договориться о проведении экскурсии с родителями и администрацией школы;
- проведение самой экскурсии;
- научить учащихся добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации.
Содержание работы по проекту
1 этап. Подготовительный.
Определение целей и темы проекта.
Ознакомительный рассказ учителя о достопримечательностях города, связанных с литературой. Обсуждение.
Планирование работы
а) определение источников информации
б) формирование групп, распределение задач между членами группы
2 этап. Исследование
Сбор материала из книг, интернета. Исследование группами собранного материала.
Чтение и обсуждение прочитанных произведений в группах как с учителем, так и с родителями.
Театрализация рассказов или их отрывков, работа над характерами, образами героев произведений.
Решение промежуточных задач.
Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью ребят.
3 этап. Творческий
Каждая группа готовит свой творческий проект (сообщения, рисунки, коллажи, мультимедийные проекты и т.д. )
Подготовка индивидуальных выступлений-защит по группам.
4 этап. Читательская конференция «Любимые произведения»
Вопросы и задания, ход конференции составляет учитель.
Включаются вопросы:
- по биографическим данным
- по произведениям
Конференция оформляется в виде презентации, куда включены и видеовопросы, и кроссворды…
На конференции присутствуют родители, учителя. Группа родителей образует свою команду.
Все участники конференции поощряются, победители – награждаются памятными подарками, дипломами 1, 2, 3 степени. Выявляется и тройка «самых умных», среди которых определяется победитель в личном первенстве.
5 этап. Экскурсионный. «Открываем литературный Кузнецк»
1.Подготовительный. Определение темы, целей и задач.
а) Распределение по группам, определение капитанов групп.
2. Пешеходная экскурсия. Проводит учитель. Проходим по всем местам, связанным с литературой. После экскурсии - обсуждение, корректировка….
3. Исследование. Сбор необходимого материала из различных источников.
4. Решение промежуточных задач (выезды на место, фотосъемки, беседы с горожанами, помощь родителей, учителя)
5. Пробные экскурсии. Проходят в 2 этапа:
а) первый раз слушает ребят учитель, проводит необходимую правку. Подобранный материал «привязывается» к местности. После каждой экскурсии (групповой) вносятся корректировки. Составляются рациональные маршруты.
б) экскурсии для товарищей. Группы ходят на экскурсии друг к другу.
в) После проведения пробных экскурсий ребята ещё раз, уже в классе рассказывают свой материал, уже дополненный, правленый.
6.Творчески-технический этап. Каждая группа готовит материал для выступления на ярмарке-презентации экскурсий, буклеты к своим экскурсиям, ещё раз проговаривают свой материал.
7. Пешеходная экскурсия.
Приглашаются учителя школы, родители, учащиеся школы.
а) Вступительное слово учителя
б) Выступление-приглашение детей на экскурсию и представление маршрута.
в) Проведение непосредственно самой экскурсии
г) подведение итогов (по возвращении).
Предполагаемые результаты
Результатом реализации может стать: создание условий для приобретения общественного, социального опыта, коммуникативной культуры; осуществление преемственности между средним и старшим звеном школы; сплочение детского коллектива, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, самобытности личности ребенка, формирование духовно-нравственных ценностей; привлечение внимания родителей к проблемам воспитания обучающихся и организации досуга детей; привитие интереса у учащихся к чтению.