СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мои эмоции и моё здоровье

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Внеурочное занятие «Мои эмоции и мое здоровье» учит обучающихся выражать свои эмоции и управлять ими, делить эмоции на положительные и отрицательные, понимать эмоции других людей. 

Просмотр содержимого документа
«Мои эмоции и моё здоровье»

7

МКОУ «Специальная школа №20» Кувшинова В.С.


Тематическое внеклассное занятие

«Мои эмоции и мое здоровье»


Эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Эмоциональные состояния сопровождаются физиологическими изменениями в организме.

На занятии «Мои эмоции и мое здоровье» дети учатся выражать свои эмоции и управлять ими, делить эмоции на положительные и отрицательные, понимать эмоции других людей. Они должны научиться окружать себя хорошими эмоциями и противодействовать негативным.

До проведения занятия дети выполняют задание: готовят поделку или рисуют работу по теме «Эмоции здоровья».

Все задания ориентированы на развитие эмоциональной выразительности, творческих способностей, самостоятельности, составлены с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возраста и темы занятия.

В конце занятия дети приходят к выводу, что для здоровья необходимо выбирать положительные эмоции. Приобретённые умения помогут им контролировать своё поведение, будут способствовать успешной адаптации в обществе, содействовать коммуникации, служить сохранению здоровья.


Цель:

сформировать у обучающихся представление об эмоциях, о видах эмоций (положительных и отрицательных) и понимания, что от эмоционального состояния зависит не только духовное состояние человека, но и его физическое здоровье.


Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение определять эмоциональные состояния человека.

  • Развивать мимику и эмоционально-выразительные движения.

  • Познакомить с основными приёмами снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения здоровья.

  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

  • Развивать умение открыто проявлять эмоции и чувства различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и так далее).

Коррекционно-воспитательные:

  • Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки.

  • Воспитывать культуру общения, умение слушать собеседника, уважать его точку зрения.

  • Воспитывать чувство коллективизма.


Форма – игровые упражнения.


Методические приемы – беседа, создание работы «Эмоции здоровья», наблюдение, элементы театрализации.


Ожидаемые результаты:

1. Повышение мотивации обучающихся к сознательному умению владеть своими эмоциями и чувствами.

2. Увеличение количества обучающихся, умеющих безошибочно распознавать свои эмоции и чувства.

3. Увеличение количества обучающихся, умеющих окружать себя положительными эмоциями и старающихся противодействовать негативным эмоциям.

4. Сокращение числа обучающихся, поддающихся неконтролируемым чувствам и эмоциям.

5. Формирование у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью.


Целевая аудитория: обучающиеся 3-4 классов


Продолжительность занятия: 40 минут


Материально-техническое оснащение:

1. Стенды/магнитные доски/столы для организации выставки работ

«Эмоции здоровья».

2. Персональный компьютер с проектором и экраном для наглядной демонстрации.

3. Смайлики, фломастеры, мячи и бумага, рисунки, иллюстрации, аудиозаписи «звуки» для организации работы команд.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Основная часть

3. Заключительная часть

Ход занятия:

1. Организационный момент

Психологический настрой. Приветствие воспитателя.



Упражнение «От улыбки станет всем теплей».

Порядок выполнения: Классный руководитель улыбается рядом стоящему ребенку со словами «У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу», этот ребенок улыбается своему соседу и т.д..



Презентация выполненных работ тематической выставки «Эмоции здоровья».

За неделю до проведения тематического занятия «Мои эмоции и мое здоровье» о влиянии эмоций на жизнь человека организовывается выставка работ «Эмоции здоровья». Каждый желающий изображает на альбомном листе/ в поделке (из бумаги, картона, пластилина или другого материала) свое видение эмоционального здорового/больного человека. Участник может изображать любые составляющие эмоционального образа человека, которые делают его здоровым/больным.

Задание выставки состоит из двух частей:

1. Нарисовать рисунок/сделать поделку, которые показывают любые человеческие эмоции в повседневной жизни – радость, печаль, благодарность, злость, вдохновение, восторг, восхищение, гнев, гордость, грусть, испуг, любопытство, изумление, нежность, обида, растерянность, смех, смущение, удивление, удовольствие, усталость и т.п.
2. Презентация «Эмоция в образе».
Автор работы лично изображает представленную им эмоцию в рисунке/поделке. Одноклассники, классный руководитель, воспитатель должны угадать изображаемую эмоцию. Можно задавать автору работы дополнительные вопросы в рамках заявленной темы для уточнения изображаемого чувства.



2. Основная часть.

Погружение в тему занятия.

Жизнь каждого из нас полна событий. Мы с вами куда-то бежим и торопимся, быстро работаем и учимся. Мы стали менее отзывчивыми, не всегда способны понять чужие эмоции, осознать свои, не можем выразить свои чувства. И вот уже возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Вы согласны со мной? (ответы детей)

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

(дети в ответ на задаваемые вопросы показывают эмоции жестами и мимикой)

Вы молодцы, правильно показали чувства и состояния. Все чувства, переживания можно назвать одним словом – эмоции.

Сегодня мы поговорим о чувствах и состояниях человека, о том, как их можно выразить и как ими управлять.



Упражнение «Какого цвета Ваше настроение?»

Порядок выполнения: Классный руководитель раздает ребятам карточки-смайлики. Обучающийся должен раскрасить смайлик в тот цвет, который соответствует его настроению.

Выполнив задание, дети показывают, какого цвета у них настроение всем остальным, а также объясняют, почему выбрали такой цвет, что он для них символизирует. (Например: синий цвет – мечтательное настроение; красный цвет – весёлое настроение; зеленый цвет – грустное настроение; желтый цвет – отличное настроение)

Подведение итогов: у всех разное настроение, потому что каждый испытывает разные эмоции, случились какие-то события, которые и стали причиной такого настроения.



Игра «Наши чувства»

Порядок выполнения: обучающимся предлагаются карточки с разными оттенками настроения. Дети раскладывают карточки по следующим признакам: хорошие эмоции; плохие эмоции.

Обучающиеся должны назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, объяснить, почему они их так разложили.



Игра «Что было бы, если бы..»

Порядок выполнения: Классный руководитель делит детей на две группы, каждой из которой дается задание разыграть ситуацию (например, человек ушиб руку или ногу, столкнувшись с другим на дороге; ссора подруг и т.п.). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого предлагаем детям изменить ситуацию. Что было бы, если бы герой ситуации стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.) и по-другому «посмотрел» на неё?

(Одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются, а затем проигрывают эту же ситуацию с противоположными эмоциями.)

Подведение итогов: обучающиеся должны сделать вывод о том, что положительные эмоции помогают справиться с болью и грустью, а плохие – наоборот.



Игра «Передаем эмоцию»

Порядок выполнения: дети располагаются по кругу и передают любому, из стоящих в кругу, с помощью мяча какую – то эмоцию, изображая ее с помощью рук, позы, темпа, выражения лица. Тот, кто получает «эмоцию», попробует отгадать и сказать, что за эмоцию он получил.

Подведение итогов: обучающиеся должны назвать признаки, по которым они узнали ту или иную эмоцию. Во время обсуждения рекомендуются следующие направляющие вопросы: Легко ли тебе было выражать ту эмоцию, которую ты передал? Что ты при этом чувствовал? Какие чувства и эмоции чаще всего звучали в нашей группе? и т. д.

Во время упражнения следим за тем, чтобы все дети хотя бы раз получили мячик – эмоцию. В помощь детям можно показывать иллюстрации/слайды презентации с разнообразными эмоциями.



Игра «Бумажные снежки»

Порядок выполнения: обучающиеся делятся на две команды. Каждый участник из газеты или бумаги делает плотный «снежок». Две команды выстраиваются в линию напротив друг друга на небольшом расстоянии. Между командами рисуется линия, разделяющая команды. По команде классного руководителя/ведущего игроки начинают бросать снежки на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить снежки оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Игроки находятся только на своей территории до разделенной линии. Услышав команду «стоп», игроки прекращают бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше снежков.

Эта игра учит детей проявлять свои агрессивные эмоции через игру, дает возможность снять эмоциональное напряжение и/или включиться в работу усталым и/или апатичным детям.





Упражнение «Эмоции в звуках»

Порядок выполнения: Называем различные эмоции, а обучающиеся показывают, как они эти эмоции выражают. Для того чтобы показать это, надо напевать какую-то мелодию. Если напеваешь веселую мелодию, значит у тебя хорошее настроение, если грустную – плохое и т.п.

При подведении итогов, в обсуждении и объяснении можно задавать следующие вопросы: Как вам показалось, какие эмоции мы с вами испытываем чаще всего? Как вам хотелось напевать, когда назывались различные эмоции, - одинаково, или некоторые эмоции – со своей интонацией? Можно поговорить о том, что «приятные» эмоции у себя и у других принимать легче, чем «неприятные». Обратить внимание детей и поговорить об интонационных особенностях выражения различных чувств и эмоций.

Эта игра помогает тренировать детей в выражении своих эмоций без слов, в форме интонаций. Служит методом эмоциональной разрядки, или для зарядки положительными эмоциями.





Ролевая игра «Скульптура»

Порядок выполнения: Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет. Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает).

Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться. Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе, развивается чувство коллективизма.





Игра «Отражение»

Порядок выполнения: обучающихся нужно разбить на пары. Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка - «человека». Затем участники меняются ролями.

Игра способствует умению определять чужие эмоции, выражать свои эмоции, не сдерживать их в себе, регулировать.



Упражнение «Угадай противоположное»

Порядок выполнения: обучающимся выдаются пары карточек. Каждая пара карточек выражает определенные чувства, эмоции. Ребенок подбирает антипару к своей карточке (находит такую, на которой чувства героя противоположные тому чувству, что изображено на карточке у него в руках).

Упражнение способствует укреплению эмоциональной сферы, служит умению «переключать» эмоции по собственному желанию.



Игра «Мы делаем вот так»

Порядок выполнения: классный руководитель читает, а дети показывают с помощью мимики и движений, жестов эмоции, соответствующие прочитанному событию.

Когда нам больно – мы чувствуем вот так (страх, грусть, злость, плачь..).

Когда мы видим новое – делаем вот так (удивление, настороженность, радость..).

Когда мы смотрим страшное кино – мы такие (испуг, страх, ужас…).

Когда мы ссоримся – мы уже другие (злость, отчаяние, печаль, тревога…).

Когда мы здоровы – мы делаем так (радость, веселье).



3. Заключительная часть.

И в заключение, проводим игру-упражнение «Цветок чувств»

Порядок выполнения упражнения: Детям предлагаются разноцветные «лепестки». Затем каждый называет свои эмоции и кладет выбранный лепесток в центр круга. Таким образом, получается цветок чувств и эмоций всего класса.

Подведение итогов: обучающиеся называют эмоции и чувства, какие испытывали на протяжении сегодняшнего дня и о которых сегодня говорили.

Дети называют эмоции, чувства, настроения, которые ведут к здоровью и счастью (эмоции здоровья): интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение.

Не забудут назвать и болезнетворные эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, отчаяние, грусть...

Обучающиеся делают вывод, что возникающие после событий эмоции являются основой нашего настроения. А от настроения зависит способность справляться с теми или иными проблемами. Бодрость духа всегда сопровождается здоровьем, успехом и радостью, а подавленность и усталость — болезнями и несчастьями.

В конце занятия каждому ребенку выдается желтый воздушный шарик с нарисованной веселой рожицей, как символ отличного настроения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!