МКОУ Плотниковская СШ
Даниловского района
Шеломанова Ольга Ивановна
учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории,
педагог-психолог,
«Заслуженный учитель РФ».
Мастер класс «Мой яркий и неповторимый мир»
Сложно назвать современный мир толерантным, сложно быть добрым, отзывчивым, умеющим понимать и сострадать, но без этих, казалось бы, элементарных навыков не может существовать полноценное общество. Каждый человек, взрослый, а особенно ребенок, нуждается в понимании, добром отношении, принятии его таким, какой он есть, уважении его прав и свобод.
Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.
Инклюзивная образовательная среда служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.
Целью инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является полноценное развитие и самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Инклюзивное образование приводит к тому, что ребенок с особыми образовательными потребностями оказывается включенным во многие социальные связи. В результате этого облегчается их бесконфликтное включение в социум.
Современное общество не умеет воспринимать инвалидов как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги, родители. Именно поэтому существует острая необходимость в умении понять и принять данную проблему и одним из способов взаимодействия является проведение мастер классов для всех участников образовательного процесса.
Ход мастер класса.
I блок.
Ведущий:
Уважаемые участники мастер класса «Мой яркий и неповторимый мир», само название, определяет тему моего сегодняшнего мероприятия. В нашей школе мы используем множество форм работы в данном направлении, активные методы обучения, беседы, родительские собрания, праздники и т.д. Я хочу поделиться с вами одним из наиболее выгодных вариантов работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами.
Школа – это одна большая семья со своими законами, обычаями, проблемами и неповторимой индивидуальностью. Именно поэтому я начинаю свое выступление с китайской притчи «Ладная семья»:
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже…
Действительно, всего три слова, но они являются основополагающими для каждого уважающего себя и окружающих человека. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…
II блок.
Ведущий: Давайте сделаем первый шаг навстречу взаимопониманию –прошу вас всех присутствующих здесь помочь мне в дальнейшем развитии мероприятия.
На столах вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.
Ведущий используя презентацию, показывает педагогам как изготовить куклу.
Во время изготовления кукол ведущий читает стихотворение
В. Беляевой «Я свяжу тебе жизнь…»
Ведущий:
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.
Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы,
ради детей, какими бы они не были, но это наши дети
и они заслуживают счастья.
На последнем этапе изготовления ведущий предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте.
Первым о своей кукле рассказывает ведущий, например:
- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.
Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и дает описание:
- Мой человечек появился на свет из ниток синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…
Ведущий:
Эта ситуация заранее смоделирована и, в сложившихся обстоятельствах, следует отметить бесконечное упорство и выносливость людей с ограниченными возможностями. В 2014 году в России проходило очень значимое спортивное событие – Зимние Олимпийские игры в Сочи, а я хочу отметить именно Паралимпийские игры и поклониться выдержке этих людей. Но это взрослые, а есть еще дети-инвалиды,… на мой взгляд, внедрение ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях позволяет нам, педагогам, более широко вникнуть в эту проблему.
Далее ведущий ведет диалог с участниками мастер класса.
Скажите, пожалуйста, как вы считаете:
- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
- Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
- Какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования?
И последний вопрос:
- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?
Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами, бесконечной любовью «вылечить» наше уставшее общество и посеять росточки добра в сердцах наших воспитанников.
III блок.
Ведущий:
На доске находится плакат с изображением нашей планеты, все мы, ее жители, должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать, помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть, а самое главное сохранять культуру мира – это и есть толерантность – гармония в многообразии…
Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая наш большой дом, символизировали согласие и единение.
Участники мастер класса приклеивают своих человечков к плакату.
Ведущий:
Посмотрите, какой яркий и неповторимый наш мир, давайте вместе оберегать его и наших детей от бед и насилия, окружать их добром и терпением.
Спасибо всем участникам мастер класса, совместными усилиями мы смогли сделать это событие значимым, у нас получилась большая «открытка»,
В нашем образовательном учреждении МКОУ Плотниковская СШ Даниловского района работа в данном направлении начата недавно. Началось всё с группы учащихся начальной школы из 3 человек. На сегодняшний день у нас уже 12 таких человек из 102 учащихся. Это почти 12%.
В данной работе задействованы различные специалисты, воспитатели, педагог – психолог, учитель- логопед, музыкальный руководитель. Образовательная деятельность проходит на основе партнерских взаимоотношений с детьми, где гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении. Родители становятся активными участниками и партнерами педагогических работников в создании и реализации индивидуальной программы развития на каждом этапе образовательного процесса. Надо отметить, что родители с желанием включаются в работу, ведь теперь у них есть возможность не только общения с педагогом, но и общения друг с другом, они вышли из узкого семейного круга.