СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мои идеальные уроки . 8 кл. Виды теплопередачи

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мои идеальные уроки . 8 кл. Виды теплопередачи»

План-конспект урока

Глава I: Тепловые явления.


Тема урока:


Теплопроводность , конвекция , излучение.

Тип урока по ФГОС:

Урок открытия новых знаний, урок рефлексии.

Цель урока:

Образовательная: ознакомиться с видами теплопередачи, формировать умение объяснять теплопроводность тел с точки зрения строения вещества; объяснять наблюдаемые явления.


Развивающая:способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

Воспитательная:обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету


Планируемые результаты:

Личностные:целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

Предметные:осознание значимости изучаемых знаний;

Метапредметные:умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.





Время (мин)



Работа учителя на уроке



Работа учеников на уроке

3

Приветствие учеников

Проверка связи, отметить отсутствующих , проверить готовность учеников к уроку.

У учеников должны быть все нужные школьные принадлежности.

4

Повторение определений из прошлого урока+проверка домашнего задания


Учитель : Вспомним способы изменения внутренней энергии.

Попробуйте объяснить значение слова «теплопередача»

Познакомимся с каждым видом теплопередачи отдельно, и пусть девизом нашего урока станут слова М.Фарадея: «Наблюдать, изучать, работать».


Устная работа.

Ученики вспоминают термины и определения из прошлого урока.


17

Актуализация новых знаний и первое учебное действие.



Рассмотрим каждый вид теплопередачи отдельно.

I.Теплопроводность

Что произойдет, если в горячий чай опустим холодную ложку?-Через некоторое время она нагреется.

Почему холодная ложка нагрелась? -Чай отдал часть своего тепла ложке, а часть окружающему воздуху.Нагревание ложки в горячем чае — пример теплопроводности.



Учитель: А вследствие чего происходит передача тепла? –Правильно, вследствие движения и взаимодействия молекул.

Теплопроводность не сопровождается переносом вещества.

Нр: давайте представим движение молекул-вы сидите на скамейте и начинаете какое-то движение , но с места не встаете.



II. Конвекция



Попробуем объяснить, как происходит конвекция в жилых помещениях.

Воздух, соприкасаясь с батареей, от нее нагревается, при этом он расширяется, его плотность становится меньше плотности холодного воздуха. Теплый воздух, как более легкий, поднимается вверх под действием силы Архимеда, а тяжелый холодный воздух опускается вниз.

Затем снова: более холодный воздух доходит до батареи, нагревается, расширяется, становится легче и под действием Архимедовой силы поднимается вверх и т.д.

Благодаря такому движению воздух в комнате прогревается.

Вынужденная конвекция наблюдается, если жидкость перемешивать ложкой, насосом или вентилятором.

Где еще мы наблюдаем конвекцию:

-холодные и теплые морские и океанические течения,

-в атмосфере, вертикальные перемещения воздуха приводят к образованию облаков;

-охлаждение или нагревание жидкостей и газов в различных технических устройствах, например в холодильниках и др., обеспечивается водяное охлаждение двигателей

внутреннего сгорания.


III.Излучение.

Ответьте на вопрос : Откуда мы получаем самое большее тепло?


Солнце основной источник тепла на Земле. Земля находится от него на расстоянии 150 млн. км. Как передается тепло от Солнца на Землю?

Между Землей и Солнцем за пределами нашей атмосферы все пространство – вакуум. А нам известно, что в вакууме теплопроводность и конвекция происходить не могут.

Каким способом происходит передача тепла? Здесь осуществляется еще один вид теплопередачи – излучение.







Излучают энергию все тела: тело человека, печь, электрическая лампа.

Чем выше температура тела, тем сильнее его тепловое излучение.


Тела не только излучают энергию, но и поглощают ее.

Причем темные поверхности лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность.

Поверхности ракет, дирижаблей, воздушных шаров, спутников, самолётов, окрашивают серебристой краской, чтобы они не нагревались Солнцем. Если наоборот надо использовать солнечную энергию, то части приборов окрашивают в темный цвет.

Люди зимой носят темные одежды (черного, синего, коричного цвета) в них теплее, а летом светлые (бежевые, белые цвета).

А вы замечали что, грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый, потому что тела с темной поверхностью лучше поглощают солнечное излучение и быстрее нагреваются.










Устная работа, работа на доске.

Знакомство с новыми терминами.











.

8

Закрепление изученного материала











1. В каком доме теплее зимой, если толщина стен одинакова? Теплее в деревянном доме, так как дерево содержит 70% воздуха, а кирпич 20%. Воздух — плохой проводник тепла. В последнее время в строительстве применяют «пористые» кирпичи для уменьшения теплопроводности.



2. Каким способом происходит передача энергии от источника тепла к мальчику? Мальчику, сидящему у печки, энергия в основном передается теплопроводностью.



3. Каким способом происходит передача энергии от источника тепла к мальчику?

Мальчику, лежащему на песке, энергия от солнца передается излучением, а от песка теплопроводностью.



4. В каком из этих вагонов перевозят скоропортящиеся продукты? Почему? Скоропортящиеся продукты перевозят в вагонах, окрашенных в белый цвет, так как такой вагон в меньшей степе­ни нагревается солнечными лучами.



5. Почему водоплавающие птицы и другие животные не замерзают зимой?

Мех, шерсть, пух обладают плохой теплопроводностью (наличие между волокнами воздуха), что позволяет телу животного сохранять вырабатываемую организмом энергию и защищаться от охлаждения.



6. Почему оконные рамы делают двойными?

Между рамами содержится воздух, который обладает плохой теплопроводностью и защищает от потерь тепла.




Устная работа, работа на доске. Обобщение пройденного материала за сегодняшний урок.


6

Задание на самопроверку.





Ссылка на задание https://learningapps.org/view1360701

Ученики решают задачи на доске.

Работа на платформе https://learningapps.org

5

Рефлексия



Проработаны навыки: умение слушать, публичные выступления, командная работа, креативное мышление, принятие решений, решение проблем.

В конце урока каждый ученик оценивает свою работу на уроке .

Совместная работа, устная работа.

2

Сделать скриншот концептуальной карты, распечатать и приклеить или переписать ее в тетрадь.



Анонсировать следующую тему «Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Расчёт количества теплоты.»

Посмотреть видеоматериал к новому уроку 1.5, решить тест 1.6.

Прочитать в учебнике параграфы 7,8,9.

Записать основные определения в тетрадь и выучить.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!