Муниципальное образовательное учреждение
«Алатская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
«История деревень Село-Алатского сельского поселения»
Учитель
русского языка и литературы
Хабибуллина К.С.
с.Алат 2020 г
… Мне все вокруг отрадно, мне вкус
воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю
родном.
Г. Тукай
Введение
Актуальность работы
Сохранение памяти о прошлом является главной задачей нашего поколения. Каждый человек должен знать о том, где он родился, живет. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая великая страна. И как же верно, что любовь к Отечеству определяет любовь к Родине в целом. Эта любовь всегда жива в нас.
Но знает ли каждый человек историческое прошлое своего родного уголка?
К сожалению, многие из моих сверстников мало знают о родном крае, не знакомы с его прошлым и настоящим.
В истории любого города, поселка, деревни немало славных страниц, написанных вместе с историей страны, которую мы узнаем из летописей.
Проблема работы.
Как жили люди села в разные периоды времени? Как судьба страны накладывалась на судьбы сельчан?
Цель работы
Осознание своей связи с Отечеством, малой родиной, ее прошлом, настоящим и будущим на основе исторических ценностей.
Предмет изучения
История села и деревни Село-Алатского сельского поселения.
Объект изучения
Села и деревни Село-Алатского сельского поселения: происхождение и историческое развитие.
Задачи работы
1. Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
2. Исследовать историю становления сел и деревень.
3. Изучить историю родного края, обычаи, традиции.
4. Развивать навыки исследовательской работы и творческой деятельности в области краеведения. -1-
5. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Отечеству, к своей малой Родины.
Гипотеза:
Нет ни одного населённого пункта, который бы не имел истории. История страны складывается из истории малых городов, сёл, из истории людей, живущих в них.
Методы исследования
1. Изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;
2. Поиск и сбор интересующих данных из различных источников информации: изучение и анализ интернет - ресурсов;
3. Посещение краеведческих музеев: из школьного архива МБОУ «Алатская ООШ», МБОУ Дубьязская СОШ»с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов.
Основные результаты работы:
Изучить историю Села и деревни Село-Алатского сельского поселения в разные исторические периоды. Познакомиться с интересными событиями и фактами из ее истории.
Практическое значение работы:
Материалы исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. А также собранный материал может быть интересен не только жителям села, но и другим людям, так как они являются частью истории и культуры своей страны.
Справка о сельском поселении
Село-Алатское сельское поселение расположено в 40 км к северу от центра Высокогорского муниципального района. Административный центр поселения – село Алат. На территории сельского поселения располагается четыре населенных пункта: село Алат, деревня Средний Алат, деревня Малый Алат, деревня Потаниха.
Значительную часть территории в границах муниципального образования занимают земли сельскохозяйственного назначения. Поверхностные воды на территории поселения предоставлены рекой Ашит, озерами и прудами. На территории поселения проживают люди разных национальностей. Среди них русские, татары, азербайджанцы, армяне, марийцы.
-2-
Вступление
С чего начинается Родина?
Она начинается с родительского дома, с колыбельной песни матери, с околицы родной деревни. Родная земля – живительный источник одного из самых чистых и светлых чувств человека – патриотизма.Истинный патриот любит и уважает историю и культуру народа своего края. К этому и призывает работа, целью которой является сбор историко-краеведческих материалов, развития умения работы с различными источниками и систематизация знаний по истории села.
Я очень люблю свой край, и мне хочется знать о нём как можно больше. Я решил начать изучать историю Села и деревни Село-Алатского сельского поселения с самого истока. В ходе своей работы я посетил центральную библиотеку, краеведческий музей, музейный уголок школы.
"Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране" – сказал академик Д.С. Лихачев.
Основная часть
Село Алат.
В ходе исследования, я узнала что существует несколько толкований, объясняющих происхождение слова «Алат». По одному из них выходит, что название Алат происходит от татарского слова «ал» - возьми, «ат» -лошадь, а другое толкование: «ала»- пестрая, «тау» - гора. Первое толкование названия Алат, служившим перепутьем из Казани в Вятский край, объясняет,что здесь предлагали сменить лошадей. От Казани прямо на север, в близком между собою расстоянии, идут два торговых тракта: Галицкий и Уржумский. Оба сходятся в торговом селе казанского уезда - Алатах, из которого один направляется к г. Галичу, а другой — к г. Уржуму Вятской губернии.ЗнаменитаяАлацкая (Алатская) дорога.Название «Алатская» - уникальное для российской топонимии - это дорога-улица, носила имя много веков. Тогда она вела к городу Алат, расположенному частью на высокой глинистой горе на берегу р. Ашита. По этим трактам преимущественно провозятся разные лесные изделия: рогожи, циновки, мочало, береста, деревянная посуда и прочее. Второе толкование объясняется тем, что при размыве Алатской горы (тау), обнаруживались разные слои, придававшие ей пестрый (ала) вид.
По историческим сведениям, Алат был основан в ХVI веке. В XVI-XVII в.в. это поселение считалось городом и имело военное значение. В XVIII веке еще сохранялись остатки валов и рвов.Во время правления Петра I при разделении всей России на 8 губерний, Алатпоказан в числе 72 городов Казанской губернии. Алатский уезд попал под попечительство друга Петра I купца Михляева И.А. Город Алат был уездным центром. О том, что Алаты в свое время были крупным населенным пунктом, говорит тот факт, что в XVIII веке здесь работали кожевенный, винокуренный и медеплавильный заводы.
Колокола близлежащих церквей плавлены в Алатах в 1749 году. Остатки пруда и построек на земле алатских крестьян за рекой Ашит в местности Михлянка подтверждает рассказы сторожилов, что тут был Михляевский винокуренный завод.Наличие в двух местах через речку Ашит запруд позволило открыть мукомольное хозяйство и кирпичный завод, из особого сорта глины делали кирпичи хорошего качества, применяемые только церковными строителями. Кирпичный завод находился в глубоком лесу на горе, называли эту местность Спасскими пещерами.
Начавшиеся в 13-14 веке базары по понедельникам получили и в дальнейшем свое развитие. Этому способствовали огромное количество природных ресурсов и умения населения. На базары сюда приезжали торговцы с соседних уездов, марийцы, удмурты, чуваши. Беглые черемисы с Царевококшайских лесов привозили много древесного угля для кузнечного дела. Татарывезли из Казани - мануфактуру, бакалейные и разные перекупные товары. Русские- продукты земледелия, гончарные, скорняжные и другие свои изделия.О том, насколько большим был город Алат, говорят четыре ветрянные мельницы, кузницы, красильное заведение, 6 мелочных, казённая винная лавка, харчевня, 3 чайные. По понедельникам работал базар.
Рядом с Алатами начинались Царевококшайские леса, само понятие Царевококшай означает Царский голубой чай. Тогда в этих местах росло много очень известной в народе душицы. И она в большом количестве доставлялась с нетронутых полей к царскому столу. Отсюда и название края, лесов. В непроходимых лесах вокруг города Алат много было зверей, в том числе и соболя.
В начале 17 века город Алат окружен стройными густым лесом. Когда в Казани строили Адмиралтейство и верфь, то в этих лесах работали круглый год 20000 ламанщиков, т.е. людей занимающихся заготовкой и вывозом леса. Мачтовые сосны вывозились десятилетиями на строительство судов для укрепления русского флота.
При всех работах жестоко эксплуатировалось коренное население края. Жестокая эксплуатация вызывала сильное возмущение коренных алатцев и послужила одной из причин активного участия нерусского населения уезда в народном движении под руководством Е.Пугачева. В июне 1773 несколько дней в Алатах провёл Е.И.Пугачёв, бежавший из казанской тюрьмы вместе с местным жителем П.П.Дружининым.
С конца 1803 года Алат уже пишется как село. В конце 18 века в связи с истощением природных богатств, влияние уездного центра Алат снизилось. Село Алат стало в экономическом развитии отставать от других уездов.
В 1900 году в Алатах была земская больница, с 1907 года- телефонная станция. В начале 20 века в Алатах располагалось волостное правление. До 1920 года село Алат являлось центром Алатской волости Казанского уезда, Казанской губернии.
Одной из достопримечательностей Алат является Успенская церковь.В XVIII веке на средства крупного предпринимателя И.А.Михляева был построен двухпрестольный каменный храм, где была собрана богатая библиотека книг и рукописей XVII- XVIII в.в., утерянная и уничтоженная во время закрытия церкви в 1931 году.
Двухпрестольный храм - уникальный памятник архитектуры в стиле барокко начала XVIII века. Церковь представляет собой разновременный комплекс построек асимметричной композиции, выстроенному в стиле барокко, с полукруглой апсидой по всей ширине, с двухярусной колокольней под высокой шатровой крышей. Во внешнем оформлении построек использованы: лопатки, пилястры, плоские прямоугольные и полукруглые ниши, ступенчатые карнизы.В 1834 году отлит колокол для Успенского храма в селе Алат Казанского уезда в 45 пудов 5 ф.(722 кг.).
В настоящее время по Село-Алатскому сельскому совету числится взрослого населения 595, детей 165. Жители села Алат занимаются сельским хозяйством, а также работают в Потанишенском карьере.
В МБОУ«Алатская ООШ» в краеведческомуголоке в истории оживает наше Отечество. Здесь находятся предметы утвари: валек, прялка, ухват, чугунки, серп, самотканый половик.Просматривая предметы старины, представляем самобытное прошлое. Краеведческий уголок в нашей школе помогает изучать историю, культуру, традиции нашей края.
Деревня Малый Алат.
Деревня Малый Алатосновано в период Казанского ханства, известно с 1602–03 годов. Она находится при впадении в речку Лову речки Калтугань в 1 версте от села, и слиянию их мешает только Алатское поле. Русская колонизация в инородческом татарско-черемисском крае была желательная для Алатских стрельцов, потому что, ускоряла утверждение русского влияния и государственной власти. Первыми поселенцами были двое бежавших помещичьих крестьян, положивших начало маленькой деревеньке. Вот почему в народе деревня Малый Алат и до сего времени называется «Деревенька».Указ 1597 года о возвращении назад таких крестьян, по-видимому, застал их проживающими более 5 лет и поэтому не подлежащие возвращению.
В начале 17 века Малые Алаты уже официально считались населенным пунктом. В писцовой книге этой 1630 года значится поместье служилого татаринаТолубайкиТонашева, а по книгам 7154 (1646 года) кроме него в деревне Малый Алат еще владели землей Чупайко, Айтуганов, Уразлейко, Исеев и другие служилые татары, всего 8 дворов «помещиков» мурзь.
На реке Ашитуразлинская мельница затопляла все Мало-Алатские луга, и только благодаря содействию исправника С.И.Ловейко удалось осущить сенокосы. В горе Крутого оврага находится упоминание «Спасской пещеры», известной в населении под именем «печей» и вызывающее среди сторожил какое-то жуткое чувство. По плану генерального межевания 1794 года они находились в дремучем лесу, теперь лишь поражают громадные камни около них. Как на Алатке около Алат, так и на речке около МалыйАлат было по две водяные мельницы, но из-за пересыхания остались одни воспоминания. В 1914 году здесь было 135 дворов: 456 мужчин и 505 женщин.
Деревня СреднийАлат (Курманаево)
Деревня Средние Алаты находится при истоках речек Барской и Ловы, в 2 верстах от с.Алат. Известна с 1646 г. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Курманаево. Основанадедом Курманаем, Татарское население деревни Средний Алат в 18 - 1-й половине 19 вв. относилось к категории государственных крестьян. Часть деревни (под названием БарскоеКурманаево) была заселена русскими помещичьими крестьянами. В 1815 году часть барских отпущенников выселилась за 2 версты к пчельнику, а отпущенники Баженова под фамилией своего помещика Баженова переселились в Алаты. ВXVШ - первой половине XIX века жители относились к категории государственных крестьян. Жители занимались земледелием, разведением скота, кузнечным, мукомольным, плотничным и тележным промыслами, тканьём холста, извозом.
В 1910 году русские выделены из татарского Средне-Алатского в Старо-Курманаевское сельское общество, в 1914 году в Новом Курманаеве- 32 двора; 96 мужчин, 108 женщин.
В начале 20в. здесь функционировали крупообдирка, кузница, 2 ветряные мельницы, мелочная лавкашкола, клуб, мечеть. В 1911–12 гг. было выстроено новое здание мечети вместо старого, сооружённого в начале 19в.
Сейчас функционирует здание нового дома Культуры, благоустроенный парк отдыха с детскими игровыми площадками, спортивная площадка для игр в волейбол, баскетбол, хоккейная коробка.
Жители занимаются животноводством, растениеводством,сельским хозяйством.
Потаниха
Деревня Потаниха основана в начале XVII века.В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, столярным, кожевенным, мельничным промыслами. В начале 20 в. здесь функционировали Иоанно-Предтеченская церковь, земская школа (открыта в 1884 г.), водяная мельница, винокуренный завод и 2 мелочные лавки.
Церковь Усекновения ГлавыИоанна Предтечи - одна из самых оригинальных культовых построек Татарстана. Кирпичная церковь построена в 1738 на средства купца И. А. Михляева. Композиция и убранство церкви являются ярким образцом русского барокко.Мнения историков не однозначны: кто-то говорит, что здесь была только церковь, другие склоняются к тому, что существовала все-таки монашеская обитель. В пользу второго утверждения свидетельствуют и местные жители, которые по старинке говорят "монастырский луг", "монастырская мельница".
Рядом с церковью было кладбище, где хоронили священнослужителей. И сегодня – сохранились креста, могильные плиты о вечном, неувядающем времени.Не позже 1930-х.церковь было закрыта.
С 2001 года в церкви велись реставрационные, восстановительные работы, Восстановлена колокольня.В настоящее время сияют купола. Церковь реконструирована в соответствии с прежним проектом. Православный храм – внутри наполнен образами. Богослужения в церкви совершаются по воскресным и праздничным дням. Настоятелем является отец Артемий.Сейчас церковь является подворьем Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани.Церковь Усекновения ГлавыИоанна Предтечи является достопримечательностью деревни Потаниха.
Заключение
Духовное богатство человека определяется его отношением к истории своей страны, своего народа. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. История нашего государства богата памятными событиями.Без прошлого нет будущего.И мы, молодое поколение, считаем, что нужно беречь нашу малую родину, наши корни.
Список литературы
1. «Описание уездных городов и замечательных селений Казанской губернии». К.1862 г.
2. «Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан», К, 1999г.
3. Газета «Высокогорские вести» статья «История родного края»Э.Алеева, руководитель группы «Поиск» ВСШ№1.
4. «Алат». Татарская энциклопедия. Казань. 2002
5. Писцовая книга Болдина
Интернет ресурсы
- http://kitubijca.livejournal.com/47204.html
-http://komanda-k.ru/
-http://wikimapia.org/
-http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=tatarstan&page
-http://sobory.ru/
http://nailtimler.com/rayony_pages/vysokogorsky_rayon/vysokogorsky_rayon_potaniha.html
-https://ru.wikipedia.org/wiki/
.
Приложение №1
Карта
Приложение №2
Село Алат. Алатская дорога
с. Алат
Алацкая дорога (Алатская дорога).
Приложение №3
Успенская церковь
Приложение № 4
Успенская церковь
Приложение №5
Село Потаниха. Окрестности села.
с. Потаниха
Окрестности Потанихи
Приложение №6
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
12