СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Мой край - Поморье" (нравственное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Мой край - Поморье" разработана для младших школьников с лёгкой степеннью умственной отсталости, обучающихся в соответствии с ФГОС О УО (1 вариант). Программа носит образовательно-воспитательный характер и решает определённые задачи по формированию у младших школьников с интеллектуальными нарушениями основ краеведческой культуры и способствует формированию моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордостиза свою Родину.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Мой край - Поморье" (нравственное направление)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»



РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

классных руководителей


____________С.С. Полякова


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР


______________М.Н. Некрасова

_______________

(дата)


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5»


__________________Н. Ф. Байкова













Программа внеурочной деятельности

«Мой край - Поморье»

направление программы: нравственное

4 – 5а класс






Составитель: Пермиловская Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов









Новодвинск

2020 – 2021 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………

3

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………..

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………

6

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...

10

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МОЙ КРАЙ - ПОМОРЬЕ»

(нравственное направление)


Пояснительная записка


Модифицированная программа по курсу «Мой край – Поморье» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)1.

  • Авторской программы «Мой край» М.А. Воробьёвой.


Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Детей с интеллектуальными нарушениями этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся данной категории.


Цель программы


Воспитание у младших школьников с интеллектуальными нарушениями патриотических чувств, через формирование знаний о родном крае, о природе, культуре, обычаях и традициях русского Севера.

Задачи


Образовательные:

  • Формирование знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа.

Коррекционно-развивающие:

  • Обогащение словарного запаса школьников.

  • Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).

Воспитательные:

  • Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.

  • Усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких.

  • Воспитание критичности к своей деятельности.


Особенности построения программы


Программа внеурочной деятельности «Мой край - Поморье» разработана для младших школьников (11-13 лет) с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающихся в соответствии с ФГОС О УО (1 вариант). Программа носит образовательно-воспитательный характер и решает определённые задачи по формированию у младших школьников с интеллектуальными нарушениями основ краеведческой культуры и способствует формированию моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.


Принципы


Содержание данной программы внеурочной деятельности подчиняется следующим принципам:

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Целенаправленность и последовательность (от простого к сложному).

  • Преемственность (каждый этап базируется на сформированных навыках).

  • Учёт возрастных и психофизических особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Включение учащихся в активную деятельность.


Ценностные ориентиры


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Формы и методы работы


Формы воспитательной работы:

  • беседа;

  • объяснение;

  • экскурсии;

  • творческие работы;

  • дидактические игры;

  • занятия с использованием ИКТ.

Методы воспитания:

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (словесные, наглядные, практические, проблемные, самостоятельные работы, работы под руководством педагога);

  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

  • методы контроля, самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).


Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусматривает на занятиях: смену видов деятельности, динамические паузы, упражнения здоровьесберегающего характера. Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Срок реализации программы – 1 год (68 часов).

Количество часов

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

год

18

14

20

16

68

ИТОГО: 68 часов



Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности

«Мой край - Поморье»



Личностные результаты:

  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе;

  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации.

Предметные результаты:

  • называть 2-3 достопримечательности города и края;

  • называть 1-2 известных писателей края;

  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

  • охранять природу родного микрорайона;

  • наблюдать и выделять характерные особенности природы.


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей


Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности «Мой край – Поморье» зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:

  • викторины;

  • конкурсы;

  • беседы и вопросно-ответные диалоги;

  • ролевые игры;

  • выполнение заданий соревновательного характера;

  • результативность участия в конкурсах рисунков и т.д.




Содержание программы


Программа состоит из 2 разделов:

  1. «Край, в котором мы живём». Содержание раздела направлено на изучение истории и природы Архангельской области. Изучение природы своего края переплетается со знакомством произведений местных авторов, фольклорными произведениями, традициями и обычаями коренного населения.

  2. «Новый город на Двине». Данный раздел направлен на расширение знаний младших школьников с интеллектуальными нарушениями о истории возникновения, развития и процветания родного города, его обычаями и традициями. Знакомит с производственными предприятиями, жителями города, внёсшими значимый вклад в развитие города Новодвинска.


Раздел программы

Количество часов

Вводный урок

1 час

Край, в котором мы живём

31 часов

Новый город на Двине

35 часов

Итоговое занятие по курсу

1 час

ИТОГО:

68 часов











































«МОЙ КРАЙ – ПОМОРЬЕ»

Календарно-тематическое планирование

1 четверть (17 часов)


п/п

тема

часы

дата

план

факт



1.




2.



3.


4.



5.


6.



7.



8.



9.


10.


11.


12.


13.



14.


15.



16.


17.


18.


Введение


Что такое краеведение?


Край, в котором мы живём


Край, в котором мы живём. Знакомство с Архангельской областью.


Символика нашего края. Практическая работа.


История возникновения Архангельской области. Интерактивная беседа.


Поморье в прошлом.


Коренные жители Архангельской области. Интерактивная беседа. Элементарные представления.


Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Поморья.


Виртуальная экскурсия в музей деревянного зодчества «Малые Карелы».


Ремёсла и промыслы Поморья. Интерактивная беседа.


Ремёсла и промыслы Поморья. Практическая работа.


Виртуальная экскурсия в музей «Поморской варежки».


Полезные ископаемые, которые добывают в нашей области.


Растительный мир Архангельской области. Разнообразие растений. Интерактивная беседа.


Значение растений в жизни поморов.


Животный мир Архангельской области. Разнообразие животных. Интерактивная беседа.


Охрана и значение животного мира.


Реки Поморья и их обитатели. Интерактивная беседа.


Просмотр м/ф «Чудеса Архангельской области». Обсуждение.





1 ч




1 ч



1 ч


1 ч



1 ч


1 ч



1 ч



1 ч



1 ч


1 ч


1 ч


1 ч


1 ч



1 ч


1 ч



1 ч


1 ч


1 ч










II четверть (14 часов)


п/п

тема

часы

дата

план

факт



1.


2.



3.



4.


5.



6.



7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.



14.

Край, в котором мы живём


Экологические проблемы


Охрана природы. Участие в экологических акциях.


Музеи и достопримечательности Архангельской области. Интерактивная экскурсия (часть 1).


Музеи и достопримечательности Архангельской области. Интерактивная беседа (часть 2).


Военно-исторические памятники. Интерактивная беседа.


Архангельская область в годы Великой Отечественной войны. Интерактивная беседа.


Конкурс рисунков «Поморье в годы Великой Отечественной войны».


Наши знаменитые земляки. Интерактивная беседа.


Знакомство с творчеством Степана Писахова.


Чтение произведений С. Писахова.


Конкурс рисунков по произведениям С. Писахова.


Знакомство с творчеством Евгения Коковина.


Чтение рассказа Е. Коковина «Детство в Соломбале». Работа по содержанию.


Конкурс рисунков по рассказу Е. Коковина «Детство в Соломбале».




1 ч


1 ч


1 ч



1 ч



1 ч


1 ч



1 ч



1 ч


1 ч


1 ч


1 ч


1 ч


1 ч



1 ч





III четверть (20 часов)


п/п

тема

часы

дата

план

факт



1.




2.


3.


4.


5.



6.


7.



8.


9.



10.



11.


12.



13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.

Край, в котором мы живём


Просмотр м/ф «Чудеса Архангельской области». Обсуждение.


Новый город на Двине


Города Архангельской области. История возникновения. Беседа.


Имя моего города. Виртуальное путешествие.


Река Северная Двина. Интерактивная беседа.


Улицы, названные в честь выдающихся людей. Интерактивная беседа.


Улицы, названные в честь выдающихся людей. Экскурсия.


Улицы, названные в честь великих событий. Беседа по содержанию.


Памятные места нашего города. Интерактивная беседа.


Памятные места нашего города. Комсомольская площадь. Экскурсия.


Символы нашего города. Интерактивная беседа. Творческая работа.


Символы нашего города. Экскурсия в музей «Истоки».


Главные исторические и культурные памятники. Виртуальное путешествие.


Культурно-просветительские учреждения нашего города. Беседа.


Экскурсия в городскую детскую библиотеку.


Конкурс рисунков «Моя школа».


Храмы в нашем городе. Виртуальная экскурсия.


Почетные граждане нашего города. Беседа.


«Городская доска Почёта». Экскурсия.


Герои-новодвинцы, погибшие в локальных конфликтах.


Экскурсия к памятнику погибшим в локальных конфликтах.




1 ч




1 ч


1 ч


1 ч


1 ч



1 ч


1 ч



1 ч


1 ч



1 ч



1 ч


1 ч



1 ч


1 ч


1 ч


1 ч


1 ч


1 ч


1 ч


1 ч






IV четверть (16 часов)


п/п

тема

часы

дата

план

факт



1.


2.


3.


4.


5.

6.



7.


8.


9.



10.


11.



12.


13.



14.



15.




16.

Новый город на Двине


Предприятия города.


АЦБК – градообразующее предприятие. Виртуальная экскурсия.


Музей АЦБК. Экскурсия.


Профессии города. Где работают родители?


Конкурс рисунков «Профессии родителей».

Великая Отечественная война в истории моего края и города. Интерактивная беседа.


Великая отечественная война в истории моей семьи.


Герои – новодвинцы в годы Великой Отечественной войны.


Герои – новодвинцы в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия к обелиску павшим в годы Вов.


Остров Ягодник – военный аэродром. Интерактивная беседа.


Остров Ягодник – военный аэродром. Экскурсия в музей «Истоки».


АЦБК в годы второй мировой войны. Интерактивная беседа.


Конкурс рисунков «Мой край в годы Великой Отечественной войны».


Экскурсия к памятнику труженикам тыла, детям войны и всем тем, кто перенёс тяготы войны.


Итоговое занятие по теме «Новый город на Двине».


Итоговое занятие по курсу


Игра– викторина «Это было интересно».




1 ч



1 ч


1 ч


1 ч

1 ч



1 ч


1 ч


1 ч



1 ч


1 ч



1 ч


1 ч



1 ч



1 ч




1 ч







Методическое обеспечение программы


  1. Компьютерная техника.

  2. Интерактивная доска.

  3. Интерактивные презентации.

  4. Видеофильмы.

  5. Наглядный и фото материалы.

  6. Дидактические игры.


Методическая литература


  1. Граубин Г. Наша малая Родина: учебное пособие для младшего школьного возраста. / Г. Граубин. – Чита: Экспресс – изд-во, 2003, 127 с.

  2. Зайганова С. Нить памяти не должна оборваться (Великая Отечественная война в статьях городских газет). Яр.: Изд-во «МТК Пресс», 2015 – 144 с, ил.

  3. Новодвинск. Буклет /авт.-сост. Е. Фрунзе, В. Аксеновская, Г. Веденькова, В. Канашев, С. Жилина, А. Самойлов, П. Орлов. – Арх.: изд-во «Полиграф», 2003 – 25с., ил.

  4. Хороших А. Княжестров. Свет прошлого. / А. Хороших. – СПб.: ООО «СПб СРП «Павел» ВОГ», 2013. – 192 с. ил., фот.

13