Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»
РАССМОТРЕНО: руководитель ПЦК классных руководителей ____________С.С. Полякова | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ______________М.Н. Некрасова _______________ (дата) | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5» __________________Н. Ф. Байкова |
Программа внеурочной деятельности
«Мой край - Поморье»
направление программы: нравственное
4 – 5а класс
Составитель: Пермиловская Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов
Новодвинск
2020 – 2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………… | 3 |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………….. | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………… | 6 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………... | 10 |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЙ КРАЙ - ПОМОРЬЕ»
(нравственное направление)
Пояснительная записка
Модифицированная программа по курсу «Мой край – Поморье» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)1.
Авторской программы «Мой край» М.А. Воробьёвой.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Детей с интеллектуальными нарушениями этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся данной категории.
Цель программы
Воспитание у младших школьников с интеллектуальными нарушениями патриотических чувств, через формирование знаний о родном крае, о природе, культуре, обычаях и традициях русского Севера.
Задачи
Образовательные:
Формирование знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа.
Коррекционно-развивающие:
Обогащение словарного запаса школьников.
Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
Воспитательные:
Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
Усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких.
Воспитание критичности к своей деятельности.
Особенности построения программы
Программа внеурочной деятельности «Мой край - Поморье» разработана для младших школьников (11-13 лет) с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающихся в соответствии с ФГОС О УО (1 вариант). Программа носит образовательно-воспитательный характер и решает определённые задачи по формированию у младших школьников с интеллектуальными нарушениями основ краеведческой культуры и способствует формированию моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Принципы
Содержание данной программы внеурочной деятельности подчиняется следующим принципам:
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Целенаправленность и последовательность (от простого к сложному).
Преемственность (каждый этап базируется на сформированных навыках).
Учёт возрастных и психофизических особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Включение учащихся в активную деятельность.
Ценностные ориентиры
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
Методы воспитания:
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (словесные, наглядные, практические, проблемные, самостоятельные работы, работы под руководством педагога);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусматривает на занятиях: смену видов деятельности, динамические паузы, упражнения здоровьесберегающего характера. Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Срок реализации программы – 1 год (68 часов).
Количество часов |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год |
18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
ИТОГО: 68 часов |
Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности
«Мой край - Поморье»
Личностные результаты:
соблюдать общепринятые правила поведения в обществе;
выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации.
Предметные результаты:
называть 2-3 достопримечательности города и края;
называть 1-2 известных писателей края;
рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
охранять природу родного микрорайона;
наблюдать и выделять характерные особенности природы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности «Мой край – Поморье» зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
викторины;
конкурсы;
беседы и вопросно-ответные диалоги;
ролевые игры;
выполнение заданий соревновательного характера;
результативность участия в конкурсах рисунков и т.д.
Содержание программы
Программа состоит из 2 разделов:
«Край, в котором мы живём». Содержание раздела направлено на изучение истории и природы Архангельской области. Изучение природы своего края переплетается со знакомством произведений местных авторов, фольклорными произведениями, традициями и обычаями коренного населения.
«Новый город на Двине». Данный раздел направлен на расширение знаний младших школьников с интеллектуальными нарушениями о истории возникновения, развития и процветания родного города, его обычаями и традициями. Знакомит с производственными предприятиями, жителями города, внёсшими значимый вклад в развитие города Новодвинска.
Раздел программы | Количество часов |
Вводный урок | 1 час |
Край, в котором мы живём | 31 часов |
Новый город на Двине | 35 часов |
Итоговое занятие по курсу | 1 час |
ИТОГО: | 68 часов |
«МОЙ КРАЙ – ПОМОРЬЕ»
Календарно-тематическое планирование
1 четверть (17 часов)
№ п/п | тема | часы | дата |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Введение Что такое краеведение? Край, в котором мы живём Край, в котором мы живём. Знакомство с Архангельской областью. Символика нашего края. Практическая работа. История возникновения Архангельской области. Интерактивная беседа. Поморье в прошлом. Коренные жители Архангельской области. Интерактивная беседа. Элементарные представления. Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Поморья. Виртуальная экскурсия в музей деревянного зодчества «Малые Карелы». Ремёсла и промыслы Поморья. Интерактивная беседа. Ремёсла и промыслы Поморья. Практическая работа. Виртуальная экскурсия в музей «Поморской варежки». Полезные ископаемые, которые добывают в нашей области. Растительный мир Архангельской области. Разнообразие растений. Интерактивная беседа. Значение растений в жизни поморов. Животный мир Архангельской области. Разнообразие животных. Интерактивная беседа. Охрана и значение животного мира. Реки Поморья и их обитатели. Интерактивная беседа. Просмотр м/ф «Чудеса Архангельской области». Обсуждение. | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | | |
II четверть (14 часов)
№ п/п | тема | часы | дата |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | Край, в котором мы живём Экологические проблемы Охрана природы. Участие в экологических акциях. Музеи и достопримечательности Архангельской области. Интерактивная экскурсия (часть 1). Музеи и достопримечательности Архангельской области. Интерактивная беседа (часть 2). Военно-исторические памятники. Интерактивная беседа. Архангельская область в годы Великой Отечественной войны. Интерактивная беседа. Конкурс рисунков «Поморье в годы Великой Отечественной войны». Наши знаменитые земляки. Интерактивная беседа. Знакомство с творчеством Степана Писахова. Чтение произведений С. Писахова. Конкурс рисунков по произведениям С. Писахова. Знакомство с творчеством Евгения Коковина. Чтение рассказа Е. Коковина «Детство в Соломбале». Работа по содержанию. Конкурс рисунков по рассказу Е. Коковина «Детство в Соломбале». | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | | |
III четверть (20 часов)
№ п/п | тема | часы | дата |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Край, в котором мы живём Просмотр м/ф «Чудеса Архангельской области». Обсуждение. Новый город на Двине Города Архангельской области. История возникновения. Беседа. Имя моего города. Виртуальное путешествие. Река Северная Двина. Интерактивная беседа. Улицы, названные в честь выдающихся людей. Интерактивная беседа. Улицы, названные в честь выдающихся людей. Экскурсия. Улицы, названные в честь великих событий. Беседа по содержанию. Памятные места нашего города. Интерактивная беседа. Памятные места нашего города. Комсомольская площадь. Экскурсия. Символы нашего города. Интерактивная беседа. Творческая работа. Символы нашего города. Экскурсия в музей «Истоки». Главные исторические и культурные памятники. Виртуальное путешествие. Культурно-просветительские учреждения нашего города. Беседа. Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Конкурс рисунков «Моя школа». Храмы в нашем городе. Виртуальная экскурсия. Почетные граждане нашего города. Беседа. «Городская доска Почёта». Экскурсия. Герои-новодвинцы, погибшие в локальных конфликтах. Экскурсия к памятнику погибшим в локальных конфликтах. | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | | |
IV четверть (16 часов)
№ п/п | тема | часы | дата |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Новый город на Двине Предприятия города. АЦБК – градообразующее предприятие. Виртуальная экскурсия. Музей АЦБК. Экскурсия. Профессии города. Где работают родители? Конкурс рисунков «Профессии родителей». Великая Отечественная война в истории моего края и города. Интерактивная беседа. Великая отечественная война в истории моей семьи. Герои – новодвинцы в годы Великой Отечественной войны. Герои – новодвинцы в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия к обелиску павшим в годы Вов. Остров Ягодник – военный аэродром. Интерактивная беседа. Остров Ягодник – военный аэродром. Экскурсия в музей «Истоки». АЦБК в годы второй мировой войны. Интерактивная беседа. Конкурс рисунков «Мой край в годы Великой Отечественной войны». Экскурсия к памятнику труженикам тыла, детям войны и всем тем, кто перенёс тяготы войны. Итоговое занятие по теме «Новый город на Двине». Итоговое занятие по курсу Игра– викторина «Это было интересно». | 1 ч 1ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | | |
Методическое обеспечение программы
Компьютерная техника.
Интерактивная доска.
Интерактивные презентации.
Видеофильмы.
Наглядный и фото материалы.
Дидактические игры.
Методическая литература
Граубин Г. Наша малая Родина: учебное пособие для младшего школьного возраста. / Г. Граубин. – Чита: Экспресс – изд-во, 2003, 127 с.
Зайганова С. Нить памяти не должна оборваться (Великая Отечественная война в статьях городских газет). Яр.: Изд-во «МТК Пресс», 2015 – 144 с, ил.
Новодвинск. Буклет /авт.-сост. Е. Фрунзе, В. Аксеновская, Г. Веденькова, В. Канашев, С. Жилина, А. Самойлов, П. Орлов. – Арх.: изд-во «Полиграф», 2003 – 25с., ил.
Хороших А. Княжестров. Свет прошлого. / А. Хороших. – СПб.: ООО «СПб СРП «Павел» ВОГ», 2013. – 192 с. ил., фот.
13