Мой край родной
Вид деятельности: исследовательско-познавательная, краеведческая.
Форма: кружок
Направление воспитания: патриотическое, эстетическое
Направление развития личности: духовно- нравственное
Пояснительная записка
Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа истинного патриотизма. В образовательных стандартах нового поколения духовно- нравственному и гражданско- патриотическому воспитанию отводится особая роль. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус,эстетическую оценку,воспитывает уважение к культуре и истории своего народа,чувство благодарности к предшествующим поколениям,создает возможность для самореализации обучающихся в процессе этой общественно полезной,увлекательной и благородной работы.
Необходимо воспитывать в наших учениках любовь к Родине,чтобы берегли ее, боялись обидеть,навредить. Чтобы,где бы ни жили,хранили в своем сердце «любовь к родному пепелищу». Именно поэтому я обращаюсь к духовно- нравственному направлению.
Программа внеурочной деятельности « Мой край родной» по духовно- нравственному направлению разработана для обучающихся 7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Актуальность программы - привлечь внимание обучающихся к историческому прошлому родного края - нашей малой родины, формирование преемственности поколений, усиление внимания к таким важным понятиям как патриотизм,чувство гордости за своих земляков.
Особое внимание уделяется знакомству обучающихся с историко- культурным наследием родного края, героями- земляками ВОВ и локальных военных конфликтов.
Программа «Мой край родной» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом,данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к истории,краеведению и литературе.
Цель- формирование познавательной потребности в освоении исторического материала, расширение и углубление знаний обучающихся о родном крае
Задачи:
- ознакомление с историей малой родины;
- овладение навыками исследовательской работы;
- развитие гражданский качеств;
- развитие патриотического отношения к России и к своему краю;
- воспитание на примере жизни и деятельности своих земляков;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Содержание программы
Тема1. Введение. Содержание и задачи исследовательской работы (1 час)
Исследовательская работа, проект, формы и методы исследовательской работы.
Тема 2. Наш край с первобытно-общинного строя по настоящее время.
Давно ли живут люди в Среднем Подонье? Власовский могильник – археологический памятник родного края. Дворцовый комплекс Ольденбургских в Рамони. Усадьба Веневитиновых в Новоживотинном. Антимузей «Бирюльки» в Рамони.
Тема 3. Художники земли Борисоглебской.
Известный художник- живописец Александр Васильевич Куприн.
Андрей Петрович Рябушкин- художник – поэт.
Тема 4. Борисоглебск литературный.
А.М.Горький в Борисоглебске.
Г.Н.Троепольский- писатель- земляк
Третьяков В.Ф.- «рыцарь детства».
В.П.Кин ( Суровикин)- человек своего времени.
Тема 5. Герои- земляки
Герои- земляки ВОВ,герои и участники современных военных конфликтов,трудовые подвиги,Бессмертный полк поселка Миролюбие,изучение семейных архивов: фотографий,трудовых книжек,военных билетов,наградных документов,экскурсия в музей.
Тема6. Оформление и защита творческих работ.
Оформление и защита творческих работ, представление презентаций,отчетов по работе,участие в ученической конференции.
Тема7.Работа над общим проектом «Моя малая родина»
Защита проекта.
Учебно- тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма проведения |
1 | Введение. Содержание и задачи исследовательской деятельности. | 1 | Беседа. Работа в группах. |
2 | Наш край с первобытно- общинного строя по настоящее время. | 4 | Виртуальная экскурсия по власовскому лабиринту. Экскурсия в Рамонь и Новоживотинное. Экскурсия в антимузей «Бирюльки» |
3 | Художники земли Борисоглебской | 3 | Викторина. Экскурсия в галерею им.П.И.Шолохова. |
4 | Борисоглебск литературный | 3 | А.М.Горький в Борисоглебске. Чтение рассказа «Сторож» Г.Н.Троепольский- писатель- земляк Третьяков В.Ф.- «рыцарь детства» В.П.Кин( Суровикин)- человек своего времени. |
5 | Герои- земляки | 3 | Открытие мемориальной доски Благонравову Анатолию Ивановичу, учителю, герою ВОВ Открытие мемориальной доски воину- интернационалисту Метелкину Анатолию Евгеньевичу. Открытие стенда воинам -интернационалистам. Встреча с воинами – интернационалистами |
6 | Оформление и защита творческих работ | 2 | Деловая игра Работа в группах. Ученическая конференция |
7 | Работа над общим проектом» Моя малая родина» | 2 | Защита проекта |
Литература
1.Березуцкий В.Д. Сарматские погребения Власовского могильника // Археологические памятники Верхнего Подонья первой половины I тысячелетия н.э. Воронеж, 1998.
2.Бредихина Л.Г. «Память, высеченная в камне, бронзе, металле». Воронеж «БиомикАктив» 2014
3.Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. «История нашего края» Воронеж 1968
4.Пряхин А.Д., Матвеев Ю.П. Курганы эпохи бронзы Побитюжья. Воронеж, 1988.
5.Синюк А.Т. Погребения ямной и катакомбной культур Первого Власовского могильннка // Проблемы археологического изучения доно-волжской лесостепи. Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1989.