Мероприятие, посвященное Дню Республики Башкортостан
«Мой край родной - Башкортостан»
для обучающихся 1-12 классов
Цель: формирование интереса к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к республике Башкортостан.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основным законом нашего государства и нашей республики; с основными символами нашей республики;
- воспитывать любовь к Родине;
- способствовать формированию патриотических чувств.
Оборудование:
- Музыкальная аппаратура;
- Презентация (слайды);
- Аудиозапись гимна РБ;
- Символика РБ;
- Конституция РБ
Ход мероприятия
Выход 2 ведущих.
Ведущая 1 :
- Хәйерле көн, ҡәҙерле уҡыусылар һәм хөрмәтле уҡытыусылар!
Ведущая 2 :
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя!
Ведущая 1 :
- Начинаем наше мероприятие «Мой край родной - Башкортостан», посвященное Дню Республики Башкортостан.
- Прошу всех встать, звучит гимн РФ и РБ.
- Прошу всех сесть.
Слайд 1,2
Ведущая 2 :
- Дорогие друзья! Сегодня в нашем праздничном зале присутствуют гости заведующая центра башкирской культуры Центра национальных культур «Урал-Батыр» кураист, аккомпаниатор, исполнитель башкирских народных песен и обучающаяся 7 «Е» класса МАОУ СОШ № 15.
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Ведущая 1:
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой… (М. Карим).
- Слово для поздравления предоставляется директору школы Имаевой Л.Р.
- В исполнении обучающейся 7 «В» класса МАОУ СОШ № 15 Зариповой Гульназ башкирский танец «Бурзяночка»
Слайд 3
Ведущая 2:
- Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Если плыть по реке Уфе от села Красная горка до села Караидель, то кажется, что находишься в какой-то горной стране. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди всех рек красавица Агидель.
Слайд 4
- С любовью и нежностью поют башкиры о родной Агидели, звон ее струй как бы впитался в задумчивые мелодии тростниковой флейты – курая.
Слайд 5
- Для вас звучит мелодия курая в исполнении кураиста Айнура Аубакирова.
Слайд 6
Ведущая 1:
- Наша республика расположена на южном Урале, на границе двух частей света – Европы и Азии. Занимает территорию более 143 тысяч кв.км. Население более 4 млн. чел. Проживает около 100 национальностей. В годы Октябрьской революции народ Башкортостана боролся за создание самостоятельной республики. Такая республика была создана в 1917 году. А в марте 1919 года на основе соглашения с российским правительством была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика.
Ведущая 2:
- 11 октября – мы отмечаем день Республики. В этот день в 1990 году она была провозглашена суверенной республикой и стала называться Республикой Башкортостан.
Ведущая 1:
- Каждая республика имеет свои символы, выражающие ее суверенитет.
Музыка №3.
Выход 3 обучающихся 5, 6 А классов
1 обучающийся:
- Государственный флаг республики Башкортостан. Был принят 25 февраля 1992 года. Авторы – Масалимов Урал, Асабина Ольга.
Слайд 7
Ведущая 2:
- Флаг представляет собой прямоугольное цветное полотнище, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого, белого и синего цвета с эмблемой.
В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема – круг, в центре которого находится стилизованный цветок курая с семью лепестками. Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый – их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.
Слайд 8
2 обучающийся:
- Государственный герб Республики Башкортостан. Был принят 12 декабря 1993 года. Автор – Фазлетдин Ислахов.
Ведущая 1:
- Герб представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей (символ стремления народов к свободе), вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая (символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан”.
Слайд 9
3 обучающийся:
- Государственный гимн Республики Башкортостан. Был принят 12 октября 1993 года. Гимном РБ является торжественная мелодия «Республика» на музыку Фарита Идрисова.
Ведущая 2:
Государственный гимн РБ является символом, выражающим суверенитет РБ, единство и дружбу ее народов.
Слайд 10,11
Ведущая 1 :
- Любимые места горожан – это памятники легендарному герою башкирского народа Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, героям Великой Отечественной войны – Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину. Бессмертные подвиги этих героев стали символом мужества и отваги.
Ведущая 2: В исполнении обучающегося 9 «Б» класса «Салават Батыр».
Исполняется песня «Салават Батыр» (9 «Б» класс)
Музыка №3.
Уход обучающегося.
Ведущая 1 :
- В Башкортостане насчитывается 21 город, из них Уфа, Стерлитамак, Бирск, Белебей имеют дореволюционную историю.
Ведущая 2:
- Есть и более молодые города Ишимбай, Салават, Сибай, Учалы, Агидель, Дюртюли и другие.
Ведущая 1:
- В мире и согласии живут народы Башкортостана. Это русские, башкиры, татары, мордва, украинцы и белорусы, и другие народы. У каждой из них сохранены свои язык, обычаи, культурно-бытовые традиции и танцы.
Обучающиеся 4 класса и 7а класса дарят «Дагестанскую лезгинку»
Ведущая 1:
- Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. Один из главных праздников башкирского народа…переводится как «праздник плуга». Это какой праздник?
Ведущая 2:
- Этот праздник – hабантуй!
Слайд 12
- Он тесно связан с трудом. После удачного сева, хлеборобы устраивали себе отдых.
Для празднества выбирается широкий майдан. Здесь происходят главные соревнования: лазание по шесту, борьба, скачки, перетягивание каната и многое другое.
Целый день продолжаются игры и пляски, не смолкает веселая песня.
Слайд 13
Ведущая 1 :
- А теперь, ребята, поиграем все вместе!
Башкирская народная игра «Юрта». Приглашаются желающие. Вот- 2 платка. Они будут служить для вас шатром- юртой. Создаем 2 круга и танцуем под музыку. Как музыка остановится, вы бежите к своему платку и образуете юрту. Получается юрта.
Музыка для игры
Ведущая 1:
- Начинаем игру! «Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок».
Ведущая 2:
- Прекрасны башкирские песни, народные танцы, хороши традиции и обычаи башкирского народа. Вы сейчас услышите мелодии на башкирском струнном щипковом инструменте – думбыра.
Думбыра являлся традиционным инструментом народных сказителей-сэсэнов. Сэсэны, которые исполняли кубаиры, сопровождали свое исполнение игрой на национальном музыкальном инструменте думбыра.
Слайд 14
Ведущая 1:
- В исполнении нашего гостя башкирская народная мелодия «_____________________________».
Ведущая 2:
- Есть книга правды и свободы,
Вся наша жизнь – ее слова,
Запечатлели в ней народы
Свои священные права.
Ведущая 1:
- Эта книга является основным законом нашего государства и называется «Конституция Российской Федерации».
Слайд 15
Ведущая 2:
- Итак, основным законом любого государства является его Конституция. А чем же отличается одно государство от другого?
Ведущая 1:
- Они отличаются языком, историей, традициями, географическим положением, своими символами. Государственными символами РБ являются: герб, флаг, гимн.
Слайд 16
Ведущая 2 :
- А сейчас закрепим наши знания. Маленькая викторина. Самого активного участника ждет приз!
Слайд 17
Ведущая 1 :
1) Соцветие какого цветка можно увидеть на флаге и гербе РБ? (курай)
2) Сколько лепестков у цветка курая на флаге РБ? (7)
3) Легендарный герой башкирского народа, поэт-импровизатор? (С. Юлаев)
4) Основной закон нашего государства. (Конституция)
5) Герб, флаг, гимн – это что? (Символы государства)
6) Столица нашей республики. (г. Уфа)
Музыка №3.
Награждение самых активных участников.
Слайд 18
Ведущая 2:
-Башкортостан! Мой край родной!
Трудолюбивая земля!
Сияя щедрой красотой,
Цветут сады, шумят поля.
Ведущая 1:
- Любовь моя к тебе безмерна,
Ты жизнь моя, земной мой рай!
Цвети, моя республика!
Цвети, мой благодатный край!
Поздравляем Вас всех с Днем Республики Башкортостан! А обучающиеся 7а класса дарят вальс.
- На этом наше мероприятие подошло к концу, но праздник не закончился, мы всех Вас приглашаем на дегустацию башкирского меда.
Ведущая 2: - До свидания!
Ведущая 1: - Һау булығыҙ!
Обучающийся 1:
- Государственный флаг РБ. Был принят 25 февраля 1992 года. Авторы – Масалимов Урал, Асабина Ольга.
Обучающийся 2:
- Государственный герб Республики Башкортостан. Был принят 12 декабря 1993 года. Автор – Фазлетдин Ислахов.
Обучающийся 3:
- Государственный гимн Республики Башкортостан. Был принят 12 октября 1993 года. Гимном РБ является торжественная мелодия “Республика” на музыку Фарита Идрисова.
Идрисова Алина:
Тау башында балҡый бер ҡала,
Ул ҡала Өфө тип атала.
Яҡтыраҡ яна йондоҙҙары,
Матурҙар егет һәм ҡыҙҙары.
Обучающийся 1:
Всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где-то вдали его назови –
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нем зазвучит любви!
Обучающийся 2:
В нем отчизна отцов святая,
В нем – любимый наш милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звездочки над стихом.
Обучающийся 3:
- В Уфе живут русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, а также представители других национальностей. Город насчитывает более миллиона жителей.
Обучающийся 4:
- Любимые места горожан – это памятники легендарному герою башкирского народа Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, героям Великой Отечественной войны – Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину. Бессмертные подвиги этих героев стали символом мужества и отваги.
Обучающийся 5:
Тау башында балҡый бер ҡала,
Ул ҡала Өфө тип атала.
Яҡтыраҡ яна йондоҙҙары,
Матурҙар егет һәм ҡыҙҙары.
Музыка.
Выход обучающихся.
Обучающийся ____________:
- Только здесь живут рассветы
В дымке розовой.
Нежный запах земляники
Под березами.
Обучающийся _______________:
Только здесь большие звезды
Ночью темною.
Да звенят, как хрустали
Ручьи студеные!
Обучающийся _______________:
- Каждому из нас близко и понятно слово «Родина». Родина – это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки, и наши далекие предки. Здесь нам все близко и знакомо – язык, быт и традиции народа.