СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мой Лермонтов. Цветы в пыли. Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Областной конкурс творческих работ среди учащихся 7-9 классов «На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова…», посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя М.Ю. Лермонтова. Номинация «Тематическая проза».

Просмотр содержимого документа
««Мой Лермонтов. Цветы в пыли. Женские образы в романе «Герой нашего времени»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Черняховска Калининградской области»











Областной конкурс творческих работ среди учащихся 7-9 классов «На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова…», посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя М.Ю. Лермонтова.



Номинация «Тематическая проза».

«Мой Лермонтов. Цветы в пыли. Женские образы в романе «Герой нашего времени»









Выполнила: Снеткова Анна Александровна 9а класс г. Черняховск, ул. Чкалова 5-17. мобильный - 89520597085. Домашний – 84014137215.

Руководитель: Угинчене Л. Н. учитель русского языка и литературы.

Моб.тел. 8 921 102 0733











Эссе.

Цветы! Какие прекрасные ассоциации вызывает это слово: женщина, красота, любовь, солнце, аромат, вдохновение… И вдруг… - цветы в пыли! Какое несовместимое сочетание! Почему цветы в пыли? Какое зло посмело швырнуть красоту в прах, обрекая ее на гибель?

Когда перечитываешь страницы романа М. Ю. Лермонтова, образы Бэлы княжны Мери ундины хочется сравнить сброшенными в пыль цветами. И Печорин – то зло, которое врывается в безмятежный мир прекрасных девушек-цветов.

Бэлу хочется сравнить с эдельвейсом, который в своей хрупкой красоте растет в горах в труднодоступных местах. И сорвать его – сказать о любви девушке. Эдельвейс – дар любви. Бэла – такая же хрупкая, нежная, она готова стать этим даром любви. Но только не те руки ее сорвали. Сорвали для того, чтобы потом выбросить, насладившись ароматом и чистотой. И Бэла гибнет, как цветок, оторванный от матери-земли и даже перед смертью находит в себе силы в последний раз озарить унылую, без любви и тепла,жизнь Печорина.

Когда он пытается любить Бэлу, она, как цветок, распускается, хорошеет. И безумно жаль ее, потому что она гибнет, так почти ничего не узнав в жизни. В свои 16 лет Бэла не в состоянии понять мятежную душу своего первого и последнего возлюбленного. Для него девушка пожертвовала всем, передав в последнем поцелуе свою жизнь. Но не душу, потому что так и не решилась стать христианкой, оставшись верной традициям своего народа.

Сцена гибели Бэлы ассоциируется невольно со сценой гибели Тамары из поэмы «Демон». Злой дух вырывает у девушки поцелуй, погубив ее тело, но не душу, которую уносит ввысь в своих объятиях ангел.

В образе Печорина тоже присутствует демоническое начало, которое проявляется в неуемной жажде обладания душами людей.

Мери – тоже цветок в пыли, который погублен Печориным просто так, чтобы потешить свое самолюбие, тщеславие, а, может быть, потому, что ему невыносимо видеть чистоту, непорочность, неискушенность – те качества, которых он, как и Демон, начисто лишен. И возродить ему свою душу невозможно. И речь не о том, что сделало Печорина подобным Демону, который в своей гордыне восстал против БОГА, пытаясь утвердиться во Вселенной. Речь о том, что Печорин свое демоническое начало обращает не на достойного противника, а на невинных девушек, попавших под неодолимые чары обольстителя. От него исходят волны дьявольской харизмы, противиться которым они не могут.

Печорин испытывает блаженство, мучая свои жертвы. Секунды раскаяния, как искры на ветру, гаснут, не успев разгореться.

Конечно, в Печорине, по словам Лермонтова, представлен портрет, составленный из пороков поколения в полном их развитии. Но это не освобождает от чувства ответственности перед теми, кто оказывается на его жизненном пути. Никто не дал Печориным права срывать цветы-души и, подышав ими досыта, бросить на дороге: «авось, кто-нибудь поднимет».

Печорин, как и Демон, счастьем считает могущество, неограниченную власть над другими. Но счастье такое – мираж, так как путь к нему лежит через страдания других. И рано или поздно злые гении терпят полное поражение, которое в финале приводит к физической смерти, так как душа у них погибает раньше.

Нельзя жить из любопытства. Нужно жить ради благородной цели.

Ундину тоже можно причислить к жертвам Печорина. Она, как и Бэла, принадлежит к миру гордых, свободолюбивых людей, который чужд лермонтовскому герою.

Может быть, именно поэтому они как экзотические существа иного мира и привлекают Печорина. И ундина не погибает потому, что вступает в схватку с ним в своем мире, на своей территории. Русалки часто губят непрошенных гостей, пытающихся проникнуть из любопытства в их тайный, загадочный мир.

Девушка-контрабандистка вынуждена покинуть обжитый, «отгороженный» от мира людей уголок своего мира и отправиться искать другой.

Ее можно сравнить с лотосом, гордым, прекрасным цветком, стебель которого покоится в водной стихии. И жизнь ундины – лотоса не будет прежней, так как вмешательство Печорина опалило белоснежные лепестки и повредило стебель.

Не зря женщину называют цветком. Она олицетворяет собой жизнь, любовь и красоту, без которых мир стал бы пустым и холодным. Поэтому, если страдает женщина, страдает и мир, в котором мы все живём и где имеет право на тепло солнца и свет луны каждое живое существо, даже крошечная травинка.

Берегите, люди, друг друга! Берегите жизнь на Земле!