СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мой любимый поселок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для средней группы. Путешествие по Яру

Просмотр содержимого документа
«"Мой любимый поселок"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


Ярский детский сад комбинированного вида №3 «Улыбка"








Тема образовательной деятельности: “Путешествие по посёлку Яр с бабушкой Чуж Анай”.














Старший дошкольный возраст детей


Составители конспекта:

Матвеева Л.А., воспитатель 1 квал. категория













2022г.

п.Яр



Пояснительная записка к занятию по познавательному развитию

Путешествие по посёлку Яр с бабушкой Чуж Анай”.


Занятие для детей старшей группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., а также в соответствии с перспективно - тематическим планом. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

•Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности.

Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой Родине. Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут:

-духовно обогатить ребёнка;

- поддержать его интерес к прошлому и настоящему;

-воспитать любовь к своей малой Родине.


Цель занятия: воспитание у детей чувства  патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю.

Задачи:

- познакомить ребёнка с прекрасным миром удмуртской природы;

- пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;

- научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, людям;

- знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;

- развитие речи, расширение словарного запаса;

- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине, а так же интерес и уважение к обычаям удмуртского народа.


Методы и приемы:

• наглядный метод (мультимедийная презентация об Удмуртии, одежда удмуртов, старинная посуда).

• наглядно-практический метод (рассматривание глобуса и флага Удмуртии).

• словесный метод (чтение стихов).

• прием эмоциональной заинтересованности (Гостья – бабушка Чуж Анай).

• игровой прием (игра «Сложи правильно удмуртский орнамент», «Вумурт»).

• Использование проблемных ситуаций.


По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких образовательных областей:

  • социально – коммуникативное развитие (игры);

  • речевое развитие (составление рассказов о старинной посуде, чтение стихов, речевое сопровождение к игре);

  • физическое развитие (физминутка);

  • познавательное развитие (рассказ воспитателя, просмотр слайдов);

  • художественно – эстетическое развитие (перепечи из соленого теста)

Применение инновационных технологий (ИКТ, презентация), позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно начинается, с организационного момента, где активизируется внимание детей и поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятия дети путешествуют по родному удмуртскому краю. Дети отвечают на наводящие вопросы воспитателя, читают стихи, играют и даже сами, лепят форму для перепечей.

   После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Список литературы:

1.  Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно - правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001.

2.  Николаева Е. А. Друг к другу с добром. Ог-огедлы зечен: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2004.

3.  Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2005.

4.  Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т.2.

5.  Сборник информационно – методических материалов по развитию национального образования в Удмуртской Республике (к 80-летию государственности УР). – Ижевск, Мин. нар. образов. УР, 2000.

6.  Рыбалова И. Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – с.45 – 55.

7. Сборник стихов Флора Ивановича Васильева.


Предварительная работа:

  • Беседы о Удмуртии;

  • Заучивание стихотворений;

  • Рассматривание карты Удмуртии;

  • Знакомство с подвижными играми народов Удмуртии

Работа с родителями:

  • Привлечение родителей к сбору атрибутов национальных костюмов и предметов быта.

Материалы:

Флаг, герб, национальная одежда, природа, предметы быта, фартуки, солёное тесто, салфетки, тарелочки, презентация, макет печки и избы.


Ход занятия:

Слайд2

В. В какой стране мы с вами живём? ( Россия). В какой республике? ( Удмуртия). Сегодня мы с вами поговорим о нашей республике Удмуртии. Удмуртия – край прекрасной природы, богатых недр, интересной истории, замечательных тружеников Удмуртию воспевало множество поэтов

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей,

И для меня бы не было России,

Без маленькой Удмуртии моей.

Дети:1 Люблю тебя, Удмуртия моя,

            Весь твой народ, как дружная семья,

           Твои просторы, как прекрасный сад,

            Они чудесной музыкой звучат.

        2  Твоя вода, как серебро чиста,

            Твоя природа, как сама весна

            От соловьёв ночами не до сна.

          3.Люблю твой хлеб, душист и мягок он,

             Святую силу чувствуем мы в нём,

             Ты им вскормила нас, своих детей

              И нет тебя, Удмуртия, родней!


В.: я вам предлагаю сегодня поговорить о нашем любимом поселке. Утром рано мы встаем, поселок видим за окном. Оно проснулось и живет. Нас на улицу зовет.

- Дети, а в каком поселке вы все живете? (Яр).

- А как называемся мы все с вами - жители поселка Яр? (Ярчане.) 

– Поселок Яр - это наша малая Родина.

- Что мы называем малой Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши папы и мамы, друзья.) Правильно.

Ведущий: У нашего посёлка и района есть свой герб и гимн. 

Эмблема Ярского района описание     

В.: Ребята, мне пришло СМС сообщение от бабушки Чуж Анай, которая едет к нам в гости с самого дальнего района юга Удмуртии с Алнашей. Она хотела бы познакомиться с нашим поселком, в котором никогда не была.

  Слайд  4-5.  

Б. Чуж Анай: Здравствуйте, ребята, вы знаете, откуда я приехала к вам в гости? (с Алнашей). Правильно. Алнаши находятся на юге Удмуртской Республике. Я путешествую по нашей республике и сегодня я доехала до вашего посёлка Яр. Очень хотелось бы познакомиться с интересными достопримечательностями вашего посёлка

В.: Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают наш посёлок).

- Есть ли в нашем посёлке места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других сел и городов? (Да)

- Я думаю, что главной достопримечательностью нашего посёлка являются люди, живущие здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. Вы сможете назвать их? (Русские, удмурты, армяне, чеченцы, татары, бесерьмяне и другие национальности.) Все они живут дружно в нашем красивом и уютном посёлке.

- Ребята, я предлагаю, нам всем отправится в небольшое путешествие на автобусе по достопримечательностям нашего посёлка. (Слайд)автобус

- Ребята, вот и наша первая достопримечательность – Дом культуры.

В доме культуры проводятся выставки, кружки, кинозал, (ярмарки), концерты.

Б.Чуж Анай: Сегодня мне бы хотелось разучить с вами удмуртский танец «Тыпыртон».

В.: А сейчас я предлагаю продолжить наше путешествие и отправится в

Ярский историко-краеведческий музей, где посетители могут увидеть действующие выставки, как для детей, так и для взрослых, приуроченные к определённым событиям Ярского района. И сегодня я предлагаю посетить выставку «Чай пить- по душам говорить». Ну и конечно же приглашаем нашу бабушку Чуж Анай.

Трудно представить чаепитие без самовара, он является главной фигурой на столе.

Игра- пазл «Собери самовар»

Ребята наше путешествие продолжается и мы с вами и с бабушкой Чуж Анай отправляемся в сквер Победы. Посмотрите , на георгиевских лентах имена героев- земляков. А бабушка Чуж Анай научит вас повязывать георгиевские ленты.

В.: Ребята, обратите внимание, что рядом расположены


Так же, под раскидистой берёзой расположена мемориальная доска, посвящённая Ф.И. Васильеву – это удмуртский поэт, который писал стихи.

Чтение стихотворения Мишей «Берёза»

В.: Наше путешествие продолжается


- Дети, а с какими достопримечательностями вы хотели бы познакомить наших гостей? (Памятник погибшим воинам.)


Слайд 6-7-8

Слайд 9.

Ребята, в Удмуртии живёт многонациональный народ , все мы являемся соседями Кто знает какие национальности живут в Удмуртии?  (русские, удмурты, татары, бессермяне  и другие). Правильно , много народов живёт в Удмуртии , каждый народ имеет свою культуру , свой язык  ,свой костюм.

Внимание на экран ,сейчас будут появляться изображения людей разных национальностей в своих национальных костюмах , пожалуйста отгадайте костюмы каких народов появляются на экране. (Показ слайдов)

Подведение итогов. Все вы Молодцы! Вы хорошо знаете свою малую родину – Удмуртию.                         

Ребята, а я вам сейчас предлагаю сходить в гости к бабушке Чуж Анай в гости.

Слайд 10.

Б. Чуж Анай. Здравствуйте гости дорогие (Зеч бур)

Живем мы в деревянных домах, главное украшение жилища удмурта – ворота.

А как прекрасны наши удмуртские наряды! Дети рассматривают костюм бабушки Чуж Анай. Она называет предметы национальной одежды. Головной убор - айшон, сюлык; платье; мониста - нагрудник с серебряными монетами; передник.

Слайд 11.

Народные умельцы Удмуртии делают ювелирные изделия из золота и серебра, катают валенки и шьют шляпы, красиво вышивают, режут по дереву, делают гончарные изделия. В украшении изделий используют рисунки деревьев, зверей и солнца; геометрические узоры, главный элемент орнамента – ромб.

Слайд 12.

Воспитатель: Давайте поиграем в любимую удмуртскую подвижную игру- «Водяной». Как «Водяной» по - удмуртски?

Дети: «Вумурт».

Игра с речевым сопровождением:

Водяной, водяной

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час посмотреть, который час.

Ты глаза не открывай по одежке узнавай.

Чуж Анай :

Слайд 14.

- Удмуртский народ славится своими национальными блюдами - табанями, перепечами.

- А вы хотите научиться делать перепечи?

Для того чтобы приготовить перепечи, надо сделать тесто. Из готового теста катаем шарики (круговыми движениями), раскатываем скалкой лепешку. Края лепешки защипываем, делаем бортики. В серединку заливаем начинку. Начинка у перепечей бывает разной (мясной, капустной, с картошкой).

После объяснения и показа дети стряпают перепечи.

Чуж Анай: Молодцы, вы очень постарались и перепечи у вас получились.

Положим наши перепечи в печь. Вот они уже и готовы. (Сюрпризный момент – достаём готовые перепечи из макета печи).

Чуж Апай:

Хорошо веселиться

Пора и угоститься!

Чуж Анай: - От души Вас угощаю

Из самовара вкусным чаем.

К чаю- с жару, из печи-

Удмуртские перепечи.

Кушайте, не стесняйтесь,

Здоровья набирайтесь!


- А в следующий раз я приглашаю вас посетить Дом ремёсел, где я вам расскажу и покажу, как в старые времена удмурты ткали ткань для одежды и быта. Зеч луэ! (До свидания.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!