СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"мой любимый сказочник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

викторина по творчеству Г.Андерсена. можно использовать во внеурочной деятельности по литературному чтению педагогу-библиотекарю, учителю начальных классов

Просмотр содержимого документа
«викторина»

Литературная игра-викторина для учащихся
1-6 классов
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ СКАЗОЧНИК»


Цель: в игровой форме закрепить знания воспитанников по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание; научить работать в команде, культуре поведения на праздниках.

Ход игры:

1. «Звездный час»
2. Зрительский конкурс
3. конкурс «Бюро находок»
4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки.
5. конкурс «Угадай сказку»
6. «Портреты героев»
7. Зрительские конкурсы
8. Отгадай кроссворд
9.Заключение
Произведения для повторения:
Сказки Х.К.Андерсена:
«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лукое», «Снежная королева», «Золотой мальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Красные башмачки», «О том, как буря перевесила вывески», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Соловей», «Снеговик», «Дорожный товарищ», «Под ивою», «На утином дворе»
«Дворовый петух и флюгерный», «Аисты», «Новое платье короля»

Ведущий:
Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Дании в городке Оденсе. Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ханс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли потешались и дразнили фантазером. Но Ханс Кристиан вырос и стал писателем. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните.
(Играют две команды. Им нужно заранее придумать названия и девизы, имеющие отношение к творчеству Андерсена).

Команда «Огниво»
Мы сверкаем, мы сверкаем,
Мы добро лишь излучаем,
Никогда не унываем,
Потому что мы – друзья!
Команды «Путешественники по сказкам»
В сказочный мир мы сегодня идем
И за собой всех ребят позовем.
Мы дружная команда, веселые друзья,
Со сказкою рядом шагаем всегда!

1. «Звездный час»
Команды поднимают табличку с правильным ответом.

В какой стране жил великий сказочник Х.К.Андерсен? (Жирным шрифтом отмечен верный ответ)
Швеция
Германия
Дания

Из трех произведений не принадлежит перу Андерсена. Назовите его:
«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Золотой гусь» (братья Гримм)

Из трех предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет.
Монеты, Сабля, Оловянный солдатик

Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»
«Русалочка»,«Свинопас»,«Оле-Лукойе»

Кто из героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».
Кай, Герда, солдат

Выбери ответ:
а) Главного героя сказки «Золотой мальчик» зовут:
Петер, Иоганнес, Кай

б) В кого превратился Гадкий утенок?
Павлина, Лебедя, Селезня

2. Зрительский конкурс

Мир сказок Андерсена удивителен.
1. Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
2. Кто это?
«Пятеро из одного стручка» (горошины)
«Гадкий утенок» (Птенец лебедя)
3. Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева» ? (Из семи)
4. Какая сказка заканчивается следующими словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, и на дворе стояло теплое, благодатное лето»? («Снежная королева»)
5. Какую страну Андерсен называет «лебединым гнездом»? (Данию)
6. В какой сказке на бильярдном клубе появилась вывеска «Высшее учебное заведение»? («О том, как буря перевесила вывески»)

3. «Бюро находок»

Ведущая: Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернем их владельцам! Кому же принадлежат эти предметы?

Задания первой команде:
Зонтик. (Оле-Лукойе)
Горошина (Принцесса, «Принцесса на горошине»)
Санки. (Каю, «Снежная Королева»)
Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

Задания второй команде:
Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик»)
Крапива (Элизе, «Дикие лебеди»)
Белая и красная розы (Герде и Каю, «Снежная королева»)
Музыкальный горшочек (Принцу, «Свинопас»)

4. Зрительский конкурс
а. «Узнай сказку» по детским рисункам с выставки
5. Игроки должны определить, к какой сказке относятся прочитанные подборки слов.
Задание первой команде:
Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба. («Снежная королева»)
Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение («Дикие лебеди»)
Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода («Гадкий утенок»)
Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса («Принцесса на горошине»)
Задание второй команде:
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)
Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка («Дюймовочка»)
Дупло, ведьма, собака, колыбель, кремень, трубка, принцесса («Огниво»)
Роза, соловей, горшочек, трещотка, принцесса («Свинопас»)

6. «Портреты героев»
Команды должны узнать, о каких персонажах идет речь
Задание первой команде (их задает вторая команда)
«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф, «Дюймовочка»)
«Она была прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты» («Снежная королева»)
«Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…» (Одиннадцать братьев-принцев, «Дикие лебеди»)

Задание второй команде (задает первая команда)
«Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса, «Принцесса на горошине»)
Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой» (Солдат «Огниво»)
«Было когда-то двадцать пять солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир – ну прелесть, что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим» (Солдатик, «Стойкий оловянный солдатик»)

7. Зрительный конкурс
Как зовут главных героев сказки: «Оле-Лукойе» (Оле-Лукойе и Яльмар) «Дорожный товарищ» (Йоханнес), «Под ивою» (Йоханка и Кнуд), «Дикие лебеди» (Элиза)
Что видит во сне Хольгер Датчанин, герой одноименной сказки? (Все, что делается в Дании)
Почему главный герой сказки «Снеговик» тосковал по печке? (Потому что внутри у Снеговика была кочерга)
Назовите пять сказок, в которых главными героями являются птицы («Гадкий утенок», «На утином дворе», «Дворовый петух и флюгерный», «Соловей», «Аисты»)
К кому относятся эти слова автора: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца»? (К лебедю из сказки «Гадкий утенок»)
Кем на самом деле был человек, пасший свиней в сказке «Свинопас»? (Принцем)
В какой сказке герой:
а) Добывает себе счастье с помощью собак («Огниво»)
б) Спасает императора от смерти своей песней? («Соловей)
в) Не мог заснуть на двадцати тюфяках и двадцати пуховиках, так как под ними лежала горошина? («Принцесса на горошине»)
Герои какой сказки произносили следующие слова:
«А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо» («Русалочка»)
Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

Ведущая: Я вижу, все немного устали! Объявляется перерыв! Наши артисты сейчас предложат вниманию гостей маленький спектакль А команды должны будут узнать сказку Андерсена.

8. Инсценировка по сказке «Соловей»

Действующие лица:
Ведущий
Император
Первый министр
Второй министр
Девочка
Соловей

На сцене китайская беседка, в саду латы, опахало, шаровары, головные уборы, деревья, декоративные кустарники, декоративные цветы, китайские ароматы

Сцена 1
Звучит китайская музыка
1-й чтец. Давным-давно это было, потому-то и стоит рассказать эту историю, пока она еще не забылась совсем. В целом мире не нашлось бы дворца лучше, чем дворец китайского императора. Он весь был из драгоценного фарфора, такого тонкого и хрупкого, что страшно было до него и дотронуться. Дворец стоял в прекрасном саду, в котором росли чудесные цветы. К самым красивым цветам были привязаны серебренные колокольчики, и когда дул ветерок, цветы покачивались и колокольчики звенели. Это было сделано для того, чтобы никто не прошел мимо цветов, не поглядев на них. Вот как умно было придумано. (Звон колокольчиков)
2-й чтец. Со всех концов света приезжали в столицу императора путешественники. Все они любовались великолепным дворцом и прекрасным садом, но, услышав пение соловья, говорили: «Вот это лучше всего!»
(Ведущие уходят на сцену поднимается Император с книгой в руках.)
Император. Что такое? (захлопывает книгу.) Как?! В моем государстве и даже рядом с моим собственным дворцом живет удивительная птица, а я ни разу не слыхал, как она поет! И мне приходится узнавать о ней из чужих книг! Позвать ко мне моих министров! (На сцену выходят два министра, кланяясь)
Император. Я прочел в ученой книге, что у нас есть замечательная птица, которую зовут Соловей. ее считают первой достопримечательностью моего государства. Почему же мне ни разу не докладывали о ней?
Первый министр (кланяясь). Ваше величество! И я не слыхал о ней. Она никогда не была представлена ко двору?
Император. Весь свет знает, что у меня есть, а я не знаю! Я хочу, чтобы сегодня же вечером птица была здесь и пела передо мной.
Первый министр. (обращаясь ко Второму) Что такое со-ло-вей? Где найти его?


Второй министр. Я никогда не слыхивал о соловье (Смотрят друг на друга, пожимают плечами)
Второй министр (кланяясь) Ваше величество напрасно изволит верить всему, что пишут в книгах; это все выдумки.
Император. Не говори глупостей! Я хочу слышать соловья. Он должен быть во дворце сегодня же вечером! А если его не будет здесь в назначенное время (встает), я прикажу после ужина отколотить всех министров палками по пяткам. (Уходит)

Сцена 2

Первый министр (обращаясь ко Второму).Что мы будем делать? (На сцене появляется девочка)
Второй министр. Девочка, не знаешь ли ты, где живет соловей?
Девочка. Соловей? Ну конечно, знаю. Он так хорошо поет в нашем лесу. Я каждый день ношу моей больной матери остатки от обеда с императорской кухни. А живем мы у самого моря. Там в лесной чаще есть старое дерево с большим дуплом и густыми-густыми ветвями. И когда я прохожу мимо этого дерева, я каждый раз слышу соловья. Он поет так нежно, что слезы появляются у меня на глазах, а на душе становится так радостно, будто меня целует мама.
Первый министр. Кухарочка! Я позволю тебе посмотреть, как кушает сам Император, если ты сведешь нас к соловью. Он приглашен сегодня вечером ко двору.
Девочка. Пойдемте в лес, там мы его встретим.

Сцена 3

Звучит музыка, передающая звуки леса. Опускается занавес – лес, кухарочка с министром двигаются по сцене. Мычит корова.

Второй министр. О, это, наверное, и есть соловей. Какой сильный у него голос!
Девочка. Это мычит корова. Еще далеко до того дерева, на котором живет соловей
(Квакают лягушки)
Первый министр. Чудесно! Наконец-то я слышу соловья. Он поет точь-в-точь как серебряные колокольчики в нашей молельне.
Девочка. Нет, это лягушки. Но теперь мы скоро услышим и самого соловья. (Раздается чудесное пение)
Девочка. Вот это соловей. Слушайте, слушайте! А вот и он сам. (Указывает на маленькую серенькую птичку)
Девочка. Соловушка! Наш император хочет послушать твои песни.
Соловей. Очень рад! (Пение соловья)
Первый министр. Пф! Пф! Ваш голос звенит так же звонко, как стеклянные колокольчики на парадном балдахине императора. Вы будете иметь огромный успех при дворе.
Соловей. Спеть ли мне еще для императора?
Второй министр. Здесь нет императора. Послушайте, господин Соловей. Его Величество Император приглашает Вас сегодня вечером на придворный праздник. Не сомневаюсь, что Вы очаруете Его Величество своим дивным голосом.
Соловей. Песни мои гораздо лучше слушать в зеленом лесу. Но я охотно полечу с вами, если это будет приятно Императору. (Занавес опускается).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Ведущая: В 1956 г. Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Х.К.Андерсена, присуждается она один раз в два года в апреле. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 г. ее выдают еще и лучшему художнику-иллюстратору. В разные годы премию получали писатели: Джанни Родари (Италия); Астрид Линдгрен (Швеция); художник Татьяна Маврина из России и другие.
Все лауреаты получили красивые медали с профилем Андерсена.
С 1967 г. день рождения Х.К.Андерсена (2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.
Подведение итогов, награждение команд и победителей в зрительских конкурсах.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!