Сценарный план урока
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель урока: продолжать знакомить с творчеством А. П. Чехова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми и внимательное отношение к ним; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
предметные – перечислять произведения А. П. Чехова, поиск необходимой информации в книге, понимание основной мысли;
метапредметные – регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; познавательные: понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли произведения), осуществлять поиск необходимой информации в тексте, ориентироваться в художественной и учебной книге; коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;
личностные – формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям А. П. Чехова.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, политическая карта мира, тесты, иллюстрации к рассказу «Мальчики», карточки для работы в парах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
- Прозвенел звонок и смолк.
Он позвал нас на урок.
- Присаживайтесь.
- Итак, у нас урок литературного чтения. Доскажите словечко:
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это... (Книжки)
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Речевая и дыхательная разминка. Сообщение темы и постановка целей урока.
А) «Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш.
Слайд 2
Б) Прочитайте медленно отрывок из стихотворения Зинаиды Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл»
Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А, если виноват, пойми, раскайся».
- Прочитайте с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, с весёлой интонацией.
- А теперь прочитайте выразительно
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Отгадайте ребус: Слайд 3
МА , ель ЧИКИ (мальчики)
- О чём вам говорит это слово? (Мы будем продолжать работать над рассказом «Мальчики»)
- Кто его написал? (А. П. Чехов) Слайд 4
- Что вы помните о писателе? (Ответы детей)
III. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
- Что вам нужно было сделать дома? (Перечитать рассказ и выяснить значение непонятных слов)
- Сейчас я проверю, насколько внимательно вы читали рассказ «Мальчики»
1. Тест. (Самостоятельная работа)
Самопроверка тестов (Ответы выведены на экран)
Слайд 5 - 12
2. Словарная работа
- А теперь поработаем над непонятными словами. Но в начале скажите, к какому словарю вы обращались за помощью, чтобы узнать значение непонятных слов? (К толковому словарю)
(Дети зачитывают записанные в тетради слова и их значение, учитель показывает слайды с толкованием слов и рисунки к этим словам) Слайд 13 - 19
РОЗВАЛЬНИ – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.
БАШЛЫК – суконный теплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.
СЮРТУК – длинный двубортный пиджак, обычно в талию.
САМОЕДЫ – старое название ненцев и некоторых других северных народов.
КУЧЕР – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.
БИЗОН – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.
ПАМПАСЫ – южноамериканские степи.
ИНДЕЙЦЫ – общее название коренных племен и народностей древнего происхождения, населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку.
МОСКИТ – мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.
ТЕРМИТ – 1) порошкообразная смесь, дающая при горении очень высокую температуру. 2) общественное насекомое жарких стран, живущее большими колониями, вредитель древесины, кожи, бумаги, сельхозпродуктов.
ЧЕЧЕВИЦА – растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон выпуклые зерна.
ПЛАНТАЦИИ – большое хозяйство, в котором возделываются культуры.
МУСТАНГИ – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.
УРЯДНИК – низкий чин уездной полиции.
ФЛИГЕЛЬ – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.
IV. Первичное закрепление
1. Беседа и выборочное чтение
- Давайте поработаем с текстом.
- Как зовут главных героев произведения?
- Кто они? (гимназисты второго класса)
- Найдем описание внешности Чечевицына.
- Найдите описание внешности Володи.
- Как ведет себя Чечевицын? (он важничает, делает загадочный вид)
- Как себя вел Володя в предыдущие приезды? (был живой, веселый)
- Как себя ведет Володя сейчас? (таинственно, загадочно)
- Почему он себя так ведет? На кого он хочет быть похожим? (У него появился друг, на которого он хочет быть похожим)
Работа в парах «Собери пословицу» (Дети собирают пословицы из слов и объясняют их смысл)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Глазодвигательное упражнение
- Давайте найдем в тексте, как называет себя Чечевицын. (Монтигомо Ястребиный Коготь). А как он называет Володю? (Бледнолицый брат мой).
- Кто же из друзей играет ведущую роль?
- Давайте найдем в тексте, как он уговаривает Володю бежать (Запугивает, уговаривает, рычит)
- Как Володя ведет себя накануне побега? (Плачет, расстраивается)
- Почему Володя себя так ведет? (Он любит свою семью)
- Найдите, как встречали Володю в семье?
- Что мы можем сказать о семье Королевых из этого эпизода? (Найдите слова, которые подходят этой семье)
- Можно ли сказать, что подготовка к Рождеству в семье Королевых была радостной и веселой традицией? (Докажите словами из текста)
- Каким сестры Володи увидели Чечевицына? Подтвердите словами из текста.
- Почему девочки ничего не рассказали родителям о задуманном побеге? (Это все было так таинственно и загадочно, и, наверно, девочки тоже в душе хотят приключений) Слайд 20
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
1. Работа с иллюстрациями к рассказу.
- Рассмотрите на доске иллюстрации к рассказу и восстановите последовательность, расположите их в правильном порядке.
2. Работа с политической картой мира.
- Удалось ли вам представить себе путь, по которому друзья планировали добраться до Америки? Попробуйте определить их предполагаемый маршрут. (Один ученик показывает на политической карте маршрут движения мальчиков, учитель корректирует)
- Как вы думаете, ребята, смогли бы мальчики преодолеть этот путь? (Ответы детей)
- На карте мы, конечно, увидели Пермь, Тюмень, Томск, Камчатку, Берингов пролив, Америку. Но то, как Чечевицын с трудом называл эти географические пункты, говорит о случайности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать.
- Но все таки Володя бежит вместе с Чечевицыным. Почему? (Потому, что он мальчик, который жаждет приключений, опасностей, хочет жить как герои приключенческих романов).
- Почему Володя волнуется, сомневается? (Володя разрывается между дорогой ему семьей и жизнью, полной опасностей и приключений).
3. Работа с иллюстрациями к рассказу
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на экране, прочитайте подходящие к ним отрывки из текста. Слайд 21, 22
- Как себя вел Володя после того, как мальчиков вернулись домой? (Был подавлен, расстроен, лежал)
- Было ли что-нибудь подобное в душе у Чечевицына? (Нет, он был горд собой)
- То, что мальчики по-разному восприняли свою неудачу, было естественно. И дело тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим родным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель, Чечевицын, не имел прочных семейных привязанностей, чувства ответственности. Нам с вами ясно, что Володя больше не решится повторить свое путешествие, а вот Чечевицын скорее всего - да. Недаром же он «…взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Именно этими словами и завершается рассказ.
- Можно ли мальчиков назвать смелыми, решительными? (Однозначно мы на этот вопрос не ответим, в глазах девочек - да, а в глазах взрослых - нет)
- Смелость предполагает способность трезво оценивать опасность, то есть реально видеть окружающие обстоятельства и условия. У мальчиков этой способности явно не было.
- Найдите, что говорит отец Володи мальчикам в конце рассказа (Вас могут исключить из гимназии)
- Подберите слова, которые охарактеризовали бы поступок мальчиков (Безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные, фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей)
- Как вы думаете, Чехов любит своих героев? (Да, конечно, Чехову симпатичны его герои. Это обычные мальчики, у которых есть жажда приключений и подвигов, они верят в абсолютный мир фантазии, где живут их герои из книг и воспринимают его всерьез.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА танцевально-ритмическая «Три хлопка» под музыку.
4. Работа с деформированным планом к рассказу «Мальчики»
- А сейчас для вас задание. На доске у меня составлен деформированный план к произведению. Вам необходимо поставить части плана в правильной последовательности
На доске:
Побег.
Сомнения Володи.
Подготовка к Новому году.
Маленький гость.
Возвращение детей.
Бурная встреча Володи.
Странное поведение мальчиков.
1)Бурная встреча Володи.
2)Маленький гость
3)Подготовка к Новому году.
4)Странное поведение мальчиков
5)Сомнения Володи.
6)Побег.
7) Возвращение детей.
- Ребята, А. П. Чехов сначала назвал свой рассказ "Сценка" и в нем была другая концовка. Мальчики отложили свой побег в Америку до лучших времен.
- Какой вариант вам понравился бы больше? (Этот, потому что автор заставляет нас задуматься о таких человеческих качествах, как добро, честность, совесть, ответственность, взаимопонимание, любовь к родным и близким, уважение к друг другу) А что может быть ценнее семьи, которая тебя поддержит в трудную минуту, родные и близкие, которые переживают вместе с тобой)
5. Творческая работа.
- В начале урока читали стихотворение. О чём оно? (О семье)
- Давайте выполним творческую работу, составим СИНКВЕЙН со словом
с е м ь я (Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк)
Слайд 23
СЕМЬЯ
Дружная, счастливая
Понимают, поддерживают, заботятся
Семья – это самое главное и ценное в жизни человека
ЛЮБОВЬ
VI. Подведение итогов
- Ребята, давайте подведём итог урока.
-Чему учит автор произведения?
(Автор учит любить и беречь свою семью, не огорчать близких людей и бережно относиться к их чувствам. Нужно хорошо подумать перед тем, как что-то сделать)
- Какой сделаем вывод? ( Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.)
VII. Домашнее задание по желанию: краткий пересказ рассказа «Мальчики» или творческий пересказ от имени Володи или Чечевицына. Слайд 24
VIII. Рефлексия
- Продолжите фразы: Слайд 25
На уроке работали над рассказом …
Его написал для нас …
Главные герои рассказа …
Мы сравнивали …
Пришли к выводу …
Мне понравилось …
Я могу похвалить себя за …
Моё настроение …
Домашнее задание …