МБОУ «Мичанская основная общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
«Мои педагогические идеи и лайфхаки».
Номинация: «Лайфхаки» учителя физики.
Автор- составитель: Сабирзянова Финя Магруфовна,
учитель физики и информатики, I квал.категории
Немного об учёбе.
Каждый год, знакомясь с семиклассниками я начинаю свой урок со слов: «С самого своего рождения мы познаём окружающий мир. Изучая физику, свой опыт и свои знания мы переводим на язык математики, что сделает наш мир более понятным и предсказуемым». Научить не только смотреть, но и видеть, слушать и быть услышанными, думать и анализировать, иметь собственное мнение, любить знания и стремиться к ним, - так я вижу задачи воспитания и обучения своих учеников.
Каковы же методы и идеи достижения этой цели? Прежде всего – создание позитивного здоровьесберегающего пространства. Каждый урок ( в том числе и контрольные работы) должен стать новой ступенью познания, а не временем повышенного стресса учащихся. Доброжелательность, умение увидеть в каждом личность, способную к творчеству и самовыражению, сопереживание и сердечность, а также профессионализм и высокие требования к себе и своему труду – вот те качества, которыми должен сегодня обладать учитель.
Выбирая профессию учителя, мы обрекаем себя на постоянное обучение. Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиям, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе.
Сегодня, на пороге стандарта образования второго поколения, перед учителями встают новые задачи:
Повышение уровня компетентности учащихся;
Владение информационным пространством и выделение из общего потока достоверной информации;
Воспитание конкурентоспособности учащихся.
Решение этих задач невозможно без мотивации к учёбе. Особое внимание хотелось бы уделить развитию успешности и повышению мотивации учащихся. Важным для учителя является не только воспитать одарённого ребёнка, но и сохранить его у себя в школе. Для такой работы необходим творческий подход.
Физика – прикладная работа. Нельзя недооценивать её роль, как в повседневной жизни, так и в общественной. Помочь ученикам самим, опираясь на научные знания, занимать определённую позицию, принимать свои, обоснованные и грамотно аргументированные решения – в этом я вижу ещё одну стоящую передо мной задачу - идеи.
Тренинг для учеников:
«10 лайфхаков для учеников»
Цель: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, следствия, эксперимент); находить необходимые сведения в тексте учебной статьи; устанавливать причинно – следственные связи изучаемых объектов и явлений.
Участники: ученики 7 – го и 8 –го классов.
Оборудование: мультимедиа проекционная аппаратура, пара бутылок, гальванические элементы, проволока, чайник, утюг, лампочка, тэн от стиральной машины, паяльник, электроприборов, учебник А.В.Перышкина «Физика. 8 класс», «Физика. 7 класс)
Ход мероприятия:
Школьники делятся на группы по 4 человека. На столах обучающихся находится чайник, гальванический элемент, проволоки из нихрома и меди (скрученные и изолированные в месте соединения) На демонстрационном столе находится любые приборы.
Лайфхаки для учеников.
1. УЧИТЬ НЕЛЬЗЯ БЕЖАТЬ.
- Обратите внимание на экран.
Учить нельзя бежать … где поставить запятую… Мы не случайно задались данным вопросам… Я думаю, что мы определимся с Вами в конце нашего тренинга. А сейчас для начала мы бы хотели проверить, какое у Вас настроение. Посмотрите на экран, Вы видите цветы разного цвета, прислушайтесь к своему состоянию, цветок какого бы цвета Вы взяли?
Красный – Вы активны, энергичны;
Желтый - Вам весело, вы радостны;
Синий – скорее Вы устали, Вам немного грустно;
Белый – Вы спокойны, умиротворены.
СТАВЬТЕ ПРАВИЛЬНО ЦЕЛИ.
Цели, которые вы ставите перед собой, задают направление вашего движения.
У вас у каждого есть лист бумаги. Подумайте и напишите, какая ваша цель на сегодняшний день. Все свои цели и желания обязательно записывайте на бумагу, в блокнот или ежедневник, тогда больше шансов реализовать ее. Постановка целей есть осознание и выражение в точных формулировках ваших потребностей и желаний. Самый лучший способ работы ровно ничего не стоит, если вы заранее точно не определили, чего хотите, к чему стремитесь, решая задачи.
Итак, первый этап изучения явлений – наблюдение – мы с вами провели.
ИДИ НАВСТРЕЧУ НОВОМУ. ДЕЙСТВУЙ!
С
Первый электрический чайник был представлен широкой публике на Чикагской всемирной ярмарке в 1893 г. Его создатель – отставной полковник Кромптон – вмонтировал в подставку металлического чайника собственноручно изобретённый за несколько лет до этого электрический нагревательный элемент. Чайник Кромптона грел воду очень медленно и потреблял много электроэнергии.
Дело улучшилось после того, как в 1923 г. Англичанин Артур Лардж придумал нагревательный элемент, который был погружён прямо воду. Электрический чайник стал кипятить воду намного быстрее и столь же быстро приобретал популярность.
колько угодно бойтесь нового, но сделайте шаг, пусть неуверенной ногой, скоро она почувствует опору. Никогда не бойтесь сложностей, нужно пробовать!
В эти же годы появились первые устройства безопасности, предотвращающие включение чайника без воды. А в 1956 г. Рассел Хоббс создал первый полностью автоматический чайник К1, подобный тем приборам, которыми мы пользуемся сегодня: этот чайник отключался сам, когда вода в нём закипала.
Мощность Р =
Напряжение U =
Вместимость V =
Сопротивление R =
Сила тока I =
Количество теплоты, выделяемое за 7 минут, Q =
Плата за пользование электроэнергией C = P · t · 3,28
=
СДЕЛАЙ ОСТАНОВКУ, НЕ ПЕРЕГРЕВАЙСЯ.
Демонстрация вязкости воздуха.
Вязкость, или внутреннее трение, - это свойство текучих тел (газов и жидкостей) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой. Благодаря этому свойству летают птицы и насекомые, плавают рыбы. Вязкость среды обязательно учитывают при проектировании и строительстве газо – и нефтепроводов, водопроводов, турбин, насосов, самолетов, кораблей. Также и состояние здоровья объективно оценивают по вязкости крови, отражающейся в реакции оседания эритроцитов (РОЭ)
Проводите опыт. Для опыта нужно подобрать пару таких бутылок, чтобы диаметры их стенок отличались лишь чуть – чуть. Такую пару можно подобрать среди полуторалитровых бутылок, поскольку они распространены больше других и производятся с большим разнообразием форм и размеров. У бутылки большего диаметра отрезают ее верхнюю, суживающуюся часть, чтобы получился высокий цилиндрический стакан. Вторая бутылка должна входить в этот стакан с минимальным зазором. На стол ставят стакан из бутылки, а в него вставляют донышко целой бутылки. Бутылку отпускают, и она под действием силы собственной тяжести и силы трения выдавливаемого через зазор воздуха медленно и плавно погружается в стакан. В хорошо подобранной паре бутылки со стаканом время погружения составляет не менее трех секунд. Если стакан и бутылка различаются еще и расцветкой, то демонстрация опыта весьма впечатлительна.
Относительные перемещения бутылка и стакана являются прямолинейными и равномерными. А это значит, что в соответствии с первым законом Ньютона сумма сил, действующих на движущуюся бутылку (или стакана), равна нулю. При этом сила тяжести движущейся бутылки (или стакана) уравновешивается силой внутреннего трения в воздухе, обусловленного его вязкостью.
НЕ БЕРИ СЛИШКОМ МНОГОЕ.
- Уважаемые эксперты, мы готовы приступить к 5 этапу тренинга, то есть этапу исследования явлений – гипотезе. Предположите, почему приборы нагреваются? Что лежит в основе действия электронагревательных приборов?
- В основе устройства электронагревательных приборов – проводник. При протекании электрического тока по проводнику происходит его нагревание.
- У любого электроприбора мы можем обнаружить, кроме нагревательного элемента, ещё подводящие провода, внутри которых тоже находится проводник. Почему теплота выделяется в нагревательном элементе, а не в подводящих проводах?
- Разное удельное сопротивление материала.
- Используя данные таблицы, выберите вещество, наиболее подходящее для изготовления нагревательного элемента.
- Нихром, константан, фехраль.
6. ЭМОЦИИ.
Оживитесь, 90 % успеха урока, занятия и конкурса тоже зависит от вашей эмоционально насыщенной подачи материала.
7.ИСПОЛЬЗУЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ УРОКА
Лучше потратьте сэкономленное время на поиск интересных деталей, соберите электрическую схему.
8. НЕ НОЙ, В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ ИЩИ ПЛЮСЫ.
Какой бы ни была ситуация, нытье не поможет ее решить, а вот поиск плюсов, наоборот, внесет положительные коррективы. Общаться с оптимизмом гораздо приятнее.
Упражнение «Плюс – минус».
Сила трения.
Что такое сила трения? Сила трения – сила, возникающая при соприкосновении двух тел. Если объяснить это языком, далеким от науки, то, когда два предмета соприкасаются, то их поверхности редко бывают гладкими, поэтому на микроскопическом уровне их поверхности как бы цепляются друг за друга.
У этого природного явления есть много плюсов, которые делают нашу жизнь такой, какая она есть. Но даже у такой масштабной и важной природной силы есть свои минусы, которые немножко осложняют нам жизнь.
а) Мы можем ходить. Если бы силы трения не существовало, то сложно представить, как бы мы перемещались. Наша стопа бы просто не могла бы сцепиться с землей, чтобы оттолкнуть тело в нужном направлении.
б) Мы можем стоять. Да-да, без силы трения мы не смогли бы ходить, но и стоять на месте тоже, любое дуновение ветерка могло бы «сдуть» нас куда угодно.
в) Мы можем носить в руках предметы. Все, что мы берем в руки не выскальзывает не только потому, что мы крепко держим предмет, а в основном благодаря силе трения.
г) Движение с помощью транспорта. Шины автомобилей могут отталкиваться от асфальта и двигать машину только благодаря силе трения. Поезд едет за счет сцепления с рельсами. Самокат, велосипед, ролики и другой транспорт с колесами был бы немыслим без силы трения.
д) Борьба с гололедом. По льду ходить затруднительно, а вот по льду, присыпанному песком – другое дело. Благодаря увеличению силы трения, мы можем перемещаться в пространстве даже зимой, когда дороги покрыты льдом.
е) Существование предметов. Все предметы соединены не только благодаря силе трения, но она играет очень важную роль. Даже нитки держат нашу одежду благодаря тому, что в физике есть такое явление.
з) Предметы могут тормозить. Яркий пример пользы этого явления — аварийные съезды. Во многих горных местностях есть специальные съезды на дорогах на случай, если у машины откажут тормоза. Достаточно поехать в гору некоторое время, тогда в дело вступит сила трения, и машина затормозит самостоятельно.
и) Предметы могут стоять. Представьте себе мир, где предметы могут только скользить и кататься. Наверно, это было бы чем-то похоже на космос и состояние невесомости. И попытка просто поставить на стол предмет оканчивалась бы провалом, мало того, что он выскальзывает из рук, так даже если бы это и удалось победить, то все равно, при попытке поставить стакан на стол, он бы просто скользил и падал.
к) Фрикционные механизмы. Их действие основывается как раз таки на силе трения. В отличие от зубчатых механизмов, фрикционные сцепляются за счет силы трения. И хотя они не так надежны, их применяют в областях, где важна бесшумность работы, например при изготовлении магнитофонов, проигрывателей, спидометров. Хотя нередко их можно встретить в различных станках, где важность имеют, прежде всего, точность регулирования.
л) Защита Земли от комет и метеоритов. За счет силы трения они сгорают еще до того, как успевают приблизиться к земле.
ж) Движение тяжелых предметов. Чем меньше сила трения, тем легче сдвинуть предмет. Только вот в обычной жизни сила трения стандартная, что усложняет нам жизнь, когда нужно передвинуть какой-нибудь тяжелый предмет.
ё) Предметы электризуются из-за силы трения. Конечно, в электризации предметов есть плюсы, но согласитесь, когда одежда бьется током и прилипает к телу, приятного в этом мало. Да и волосы, прилипающие к лицу и трещащие, когда пытаешься их пригладить.
т) Затрудняет работу различных механизмов за счет снижения коэффициента полезности действия. Для того чтобы увеличить КПД, приходится использовать различные вещества, которые помогают снизить силу трения.
ф) Механизмы изнашиваются. Да и не только механизмы: подошва ваших любимых кед стирается, каменные ступеньки становятся скользкими, веревки перетираются, на носках появляются дырки – все это результат работы силы трения.
п) Невозможность создания вечного двигателя. Вечный двигатель – безумная мечта миллионов ученых за все время существования науки. Но недостижимая, потому что сила трения рано или поздно заставляет механизм остановиться.
ш) Механизмы перегреваются. За счет силы трения возникает лишняя энергия, которая становится теплом, а затем нагревает элементы механизма. В некоторых случаях это может даже привести к возгоранию.
х) Спортивная скорость. Чтобы достигать высоких результатов, спортсмену необходимо напрячься, чтобы преодолеть силу трения. Многим спортсменам даже приходится брить свое тело, чтобы сделать кожу максимально гладкой. Как они утверждают, это помогает им снизить сопротивление воздуху, уменьшить силу трения и двигаться максимально быстро.
Ход упражнения: Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы. (Проверяем) ( Плюсы – а, б, в, г, д, е, з, и, к, л; минусы – ж, ё, т, ф, п, ш).
Ожидаемый результат: ученики должны увидеть, что плюсов в работе все – таки больше, и прийти к выводу, что ребята понятно, сила трение в природе и технике имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным . А также увидеть, когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.
9. ОГЛЯНИСЬ НАД СОБОЙ. РЕФЛЕКСИРУЙ!
Только оглядевшись назад и проанализировав результаты своей работы, можно внести правильные коррективы.
10. А МЫ НА ЧТО?
Никогда не забывайте, что есть те, кто готов вас выслушать без критики, готов выход и обрести силы для следующего шага. Обращайтесь к старшеклассникам, мы будем рады вам помочь.
А теперь вернемся к цели, которую Вы поставили в начале нашей встрече, есть ли у Вас желание исправить что – то или добавить, может у кого – то цель направлена исключительно на работу, а про личную жизнь забыли или наоборот. Ставьте правильные цели и у Вас все получится!
Учащиеся, давайте завершим и поставим запятую в нужное место!
УЧИТЬ, НЕЛЬЗЯ БЕЖАТЬ!