Пусть молодость тебя не пьянит
Смехом пустым и бахвальством.
Коль различить ты не сумел,
Истину от лукавства.
Пустословье же дружка
За честь не принимай
Добытый честным ремеслом,
Достаток свой приумножай.
Не растеряй то, чем владеешь,
Разменивая на мелочь жизни.
Будь скромен – тогда прозреешь,
Познав, что труд – основа неги.
Сумей сберечь себя от лени.
Ведь и в 50, мой друг, увы,
Нет рядом искренних друзей.
А самодовольные невежды,
Рвачи да казнокрады
Кончают жизнь свою на дне,
Во мгле от тяжкой злобы.
Қуанбаңдар жастыққа, Елерме күлкі, мастыққа. Көзің қайдан жетеді Достық пенен қастыққа? Құрбыңның қызық дегенін, Сөз екен деп ап шықпа. Адалдан тапқан тиынды Сал да сақта қапшыққа. Қолдағыңды қорғап бақ, Мал арзан деп аптықпа. Сыпайы жүр де, шаруа ойла, Даңғойланып қаптықпа. Бет алды жанға бой салма, Қорлық жүрмес сақтыққа. Елу бесте біз-дағы Сенісер адам таптық па? Арыз құмар болғандар Опыр-топыр, шаң-шұққа Түспей жүр ме, көрдің бе, Жалаң-жұлаң, тақ-тұққа? |
КГУ ОШ № 182
г. Алматы
Научный проект
по русскому языку и литературе
на тему :
«Абай – вдохновение для творческих личностей»
Выполнила: ученица 9 «А» класса Әсетқызы Нұрай
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Солтанкулова Б.Ч.
2020 г.
Содержание
Введение
1. Великий поэт - просветитель Абай Кунанбаев
2. Образование и самообразование
3. « Қуанбаңдар жастыққа»
4. Абай – вдохновение для творческих личностей
Заключение
Введение
Я родилась в казахской семье. Моя мама учитель казахского языка и литературы.
С раннего детства мои бабушка и дедушка, мама мне прививали любовь к народным традициям, праздникам, а также к истории и культуре нашего народа.
Моя бабушка и мама много рассказывали о казахских писателях и поэтах, а дедушка часто вслух читал произведения Абая Кунанбаева, его любимого поэта. И мне захотелось побольше узнать о его жизни и творчестве, а также первести на русский язык его произведения. Идейным источником формирования мировоззрения Абая Кунанабаева являются передовая русская литература и передовая русская общественная мысль, представленные именами лучших сынов русского народа Но к сожалению, многим моим русскоязычным сверстникам труден подстрочный перевод его стихов. Поэтому я решила внести свою лепту.
Цель моей работы: показать глубину поэтического мастерства Абая
Задачи:
Познавательные: знакомство с биографией и творчеством Абая Кунанбаева.
Общеучебные: отбор и систематизация материала, его реферирование; использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования.
Гипотеза: выбранное мною исследование делает меня частью культуры и традиции родного народа.
Методы исследования:
Анализ научной и художественной литературы
Беседа
Обработка информации
Объектом моего исследования стало стихотворение Абая Кунанбаева « Қуанбаңдар жастыққа»
Предметом же я выбрал биографию и творчество великого поэта казахского народа.
Прогнозируемые результаты:
знать: биографию поэта, историю его жизни, познакомиться с произведениями;
уметь: различать произведения; расширять словарный запас;
воспитывать в себе понимание о необходимости изучать культуру и традиции казахского народа.
1. Великий поэт - просветитель Абай Кунанбаев
Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама. Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев.
Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. (Приложение 1.)
Человек, который в наибольшей степени на раннее тяготение к знаниям была его бабушка Зере. Она сумела привить внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем. Когда она уставала, он обращался к матери.
Улжан помнила много стихов, знала наизусть многие старинные поэмы и айтысы акынов. Именно благодаря маме и бабушке у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы.
2. Образование и самообразование Абая Кунанбаева.
Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.
Следующим замечательным учителем стал для него казахский народ. С юных лет он с упоением слушал акынов и писателей, впитывая в себя образцы народной поэзии, стал сочинять свои первые стихи. На формирование мировоззрения Абая оказывали влияние ученые Востока, а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература. (Приложение 2.)
3. « Қуанбаңдар жастыққа»
Қуанбаңдар жастыққа,
Елерме күлкі, мастыққа.
Көзің қайдан жетеді
Достық пенен қастыққа?
Құрбыңның қызық дегенін,
Сөз екен деп ап шықпа.
Адалдан тапқан тиынды
Сал да сақта қапшыққа.
Қолдағыңды қорғап бақ,
Мал арзан деп аптықпа.
Сыпайы жүр де, шаруа ойла,
Даңғойланып қаптықпа.
Бет алды жанға бой салма,
Қорлық жүрмес сақтыққа.
Елу бесте біз-дағы
Сенісер адам таптық па?
Арыз құмар болғандар
Опыр-топыр, шаң-шұққа
Түспей жүр ме, көрдің бе,
Жалаң-жұлаң, тақ-тұққа
Пусть молодость тебя не пьянит
Смехом пустым и бахвальством.
Коль различить ты не сумел,
Истину от лукавства.
Пустословье же дружка
За честь не принимай
Добытый честным ремеслом,
Достаток свой приумножай.
Не растеряй то, чем владеешь,
Разменивая на мелочь жизни.
Будь скромен – тогда прозреешь,
Познав, что труд – основа неги.
Сумей сберечь себя от лени.
Ведь и в 50, мой друг, увы,
Нет рядом искренних друзей.
А самодовольные невежды,
Рвачи да казнокрады
Кончают жизнь свою на дне,
Во мгле от тяжкой злобы.
Философ, поэт, патриот раскрывал пороки своего народа. Его больно задевало социальное зло, их невежество. Твердо встать на ноги казах встать еще не может. В стихах Абая на тему молодости создается галерея разных по образу жизни, по характеру, по складу ума и мыслей молодых людей второй половины XIX века с их пороками и достоинствами. Поэт упрекает свое поколение в постыдном равнодушии ко всему возвышенному, к добру и злу, к мечтам, поэзии и творениям искусства. Холод чувств, малодушие приводят неизбежно к отсутствию действий, к опустошению души.
Абая подчеркивает огромное значение труда в жизни человека, в формировании его взглядов.Все пороки, все пристрастия к дурному, Абай объясняет бездельем. Абай рисует здесь идеал человека. Чтобы иметь право называться настоящим человеком, необходимы благородство, искренность, душевная твердость, верность в чувствах, способность к жертвам во имя любви. Эти благородные качества могут сформироваться в человеке, если он пойдет путем труда и знаний.
4. Абай – вдохновение для творческих личностей
Произведения Абая, его личность вдохновляли к творчеству великих людей всех времен: 4-х томная эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая», либретто для оперы, стихи поэтов. В 1945г. О жизни поэта был снят двухсерийный фильм, режиссер Ардак Амиркулов.
Производство Казахстан – Франция. И художники не могли не обойти в своем творчестве этого великого человека.
Заключение
У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия.И я тоже, преследуя наследие Абая, своим переводом старалась ближе познакомить русский народ с его творчеством . Уважая другие народы, Абай призывал казахов к общению с ними.
Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, я убеждена, что только при этих условиях могут в полную меру развиться, основные движущие силы общества - наука, передовые идеи, культура, и настанет всенародное благоденствие. Мыслитель Абай вот уже почти два столетия восхищает различные поколения людей глубиной своей мысли и яркостью языка. Его известность переступила границы Казахской земли, а его талант стал достоянием всего мира.
Алматы қаласы № 182 мектебінің
5 «в» сынып оқушысы
Құрманжан Аяжанның
КҮНДЕЛІГІ
Если внимательно приглядеться к танцам народов Севера, Кавказа и Центральной Азии, можно заметить, что их движения очень часто рассказывают о каком-либо трудовом процессе
Но совсем недавно стало известно, что нейроны имеют способность взращивать новые дендриты, чтобы хоть как-то восполнить утрату старых отмирающих клеток.
В одном из журналов автор-ботаник напечатал рассказ о том, что в Париже вдруг начали умирать цветы, которые когда-то были доставлены из Латинской Америки