Внеурочное занятие «Мои помощники – словари»
Цель: научиться находить информацию в словарях
Метапредметные:
Познавательные:
- классифицировать, сравнивать, анализировать, обосновывать своё мнение;
- поиск устаревших слов и выделение необходимой информации в словарях;
- формирование умения взаимодействовать в парах и группах.
Регулятивные:
– планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
- определять и формулировать цель внеурочного занятия;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью, работать по
предложенному учителем плану;
- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;
- соотносить поставленную задачу и полученный результат деятельности;
- анализировать и оценивать свою работу.
Коммуникативные:
- формулировать высказывания, используя термины, в рамках диалога;
- оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.
Личностные:
- использовать знания и личный опыт для постановки темы внеурочного
занятия, для выполнения заданий;
- стремление к активному участию в любом виде деятельности
- осознавать границы собственного знания и «незнания»;
- оценивать свои знания и результаты собственной деятельности.
Ход мероприятия
Организационный момент
- Сегодня новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Пожелайте друг другу про себя что-то хорошее.
2. Актуализация знаний
- Ребята, хотите совершить путешествие в прошлое, вернуться на 100-200 лет назад?
- У меня нет машины времени, но сегодня на нашем занятии я предложу вам работу, которая позволит вам узнать, какие слова были в обиходе много-много лет назад, и получить новые знания
- Закройте глаза и представьте себя в старинном городе. Нас встречают люди, они о чём-то говорят
- Открывайте глаза, давайте хором прочитаем текст на экране.
- Смогли ли мы прочитать текст?
- Всё ли вам было понятно?
- А почему?
- Да, мы не знаем многих слов и их значение.
- А как вы думаете какие это слова? (эти слова устаревшие)
- Подумайте, почему эти слова исчезли из языка и мы их сейчас не употребляем?
- Да, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления или они получают другое название. А слова, которые их обозначали, постепенно забываются, устаревают. Поэтому слова, которые перестали употребляться в современном языке, называются устаревшими.
3. Постановка выхода из затруднения
- Подумайте, где мы ищем написание или произношение слов, которых мы не знаем? Куда нам нужно обратиться? (Мы обращаемся к словарям)
- Верно, мы обращаемся к нашим словарям – помощникам
- Какие словари вы знаете?
- Сегодня я познакомлю вас со словарями Ожегова и Даля.
- Словарь Ожегова, относительно «молодой» словарь, содержит много объяснений понятный, удобный в обращении.
- Толковый словарь живого великорусского языка Даля – содержит старинные слова, Владимир Иванович всю жизнь собирал эти слова.
- Но отдельного словаря устаревших слов нет, но эти слова встречаются в других толковых словарях, где мы можем узнать их значение.
- Давайте поставим цель. Прежде чем работать со словарями, мы должны сначала (Научиться пользоваться словарями для определения значения устаревших слов)
- Я предлагаю вам создать фрагмент вашего толкового словаря, чтобы прочитать предложенный текст.
- Давайте составим план работы
- Продолжите предложение: прежде чем начать составлять свой мини-словарик, мы должны
- ОТОБРАТЬ … (толкование нужных нам слов из других словарей)
- СОСТАВИТЬ И ОФОРМИТЬ мини - словарь устаревших слов
- Посмотрите на слайд. Разберём первое слово вместе. Бры.
- Для того, чтобы узнать значение устаревшего слова бры, мы должны перейти по QR-коду на словарь
- Прочитай, что такое бры? (бровь).
- А в каком словаре дано это определение? (в словаре …
- Дальше находим картинку со значением этого слова на современном языке и прикрепляем.
- А теперь, я предлагаю вам поработать по парам и составить страничку нашего мини - словаря устаревших слов
- Мини – словарик вы будете создавать на листочке перед вами. Вам нужно будет с помощью планшетов перейти по QR-коду на словарь и определить значение слова. После приклеить с помощью клея это значение и картинку рядом с данным устаревшим словом. У каждой пары свои 3 слова.
- Но, прежде чем мы начнём, повторим правила работы в паре.
Правила с планшетом.
Мокрыми и грязными руками планшет трогать запрещается, нельзя толкаться и спорить с планшетом в руках.
- Можете приступать к работе.
Инструкция:
1, 2, 3 пара
Задание. Прочтите слова. Найдите их значение по нашему помощнику – словарю, перейдя по QR-коду. Приклейте с помощью клея картинку и значение слова на современном языке рядом с устаревшим словом
- Проверим. Первая пара, прочтите, что у вас получилось. Вторая и третья пары слушают внимательно. И наш человечек будет постепенно дополняться.
- Проверим работу второй пары.
- Проверим работу третьей пары.
- О чём словарь? (о частях тела)
- Закрепим наши знания, чтобы суметь прочесть текст на слайде.
- Проведём групповую работу. Посмотрите на слайд, перед вами правила работы в группе.
- Вы - первая группы, будете работать на карточке.
- Вы – вторая группа, будете работать на интерактивной панели.
- Но, прежде чем мы начнём. Повторим правила работы с интерактивным оборудованием.
Физминутка
- А теперь вернёмся к нашему тексту и теперь попробуем прочитать текст, заменив устаревшие слова современными. Вместе.
Поиграем, проверим, как вы запомнили. Проведём физминутку. Встаём аккуратно со своих мест. Я проверю, какие вы внимательные. Выполняйте по команде(музыка)
Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницы. Укажите перстами чело, бры, очи, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу.
- Молодцы, ребята, я вижу, что многие справились.
- Дети, попробуйте объяснить пословицу «Видит око, да зуб неймёт». (увидев чтото, что нам нравится, мы не всегда можем купить себе чтото, что очень хочется)
- Ребята, а где вы ещё встречали непонятные вам устаревшие слова? (в учебнике, в произведениях, в пословицах и поговорках)
- А можно понять смысл текста, произведения, пословиц или поговорок, не зная значение устаревших слов? (нет)
- Если мы такое встретим, куда обратимся? (к словарям)
4. Оценка работы
- Карандаши-
- Оцените по 5-бальной шкале результаты деятельности на занятии.
Вам нужно выйти и разместить галочку на шкалах, оценив свою работу, работу группы и достижение цели мероприятия. Выходите к доске.
5. Итог
- С какой трудностью мы столкнулись?
- А как мы эту трудность преодолели (Мы изучили значение слов в словарях)
- А с какими словарями мы познакомились? (Ожегова и Даля)
- А где мы можем применить знания полученные на занятии
- И как мы применили практическое задание (Составили и оформили мини - словарик)
6. Рефлексия
- Если Вам было комфортно на занятии, присоединяйтесь к моим аплодисментам.
Групповая работа
Задание. Напишите устаревшее понятие по данной картинке.
-
-
-
Мини – словарь устаревших слов
Задание. Прочтите слова. Найдите их значение по нашему помощнику – словарю, перейдя по QR-коду. Приклейте с помощью клея картинку и значение слова на современном языке рядом с устаревшим словом.
1 пара:
В
Выя –
Д
Десница –
Долонь -
Задание. Прочтите слова. Найдите их значение по нашему помощнику – словарю, перейдя по QR-коду. Приклейте с помощью клея картинку и значение слова на современном языке рядом с устаревшим словом.
2 пара:
Л
Ланиты –
О
Очи –
П
Перст –
Задание. Прочтите слова. Найдите их значение по нашему помощнику – словарю, перейдя по QR-коду. Приклейте с помощью клея картинку и значение слова на современном языке рядом с устаревшим словом.
3 пара:
Р
Рамена –
У
Уста –
Ч
Чело -
- шея
- рука
- ладонь
- щека
- глаза
- палец
- плечи
- губы
- лоб