СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа на тему "Мои права и обязанности" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из обязанностей гражданина России — знать и соблюдать законы. Данная разработка классного часа знакомит девятиклассников с правами и обязанностями человека как гражданина государства, а также, учитывая возраст детей, с ответственностью, которую они несут за совершённые проступки и преступления.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему "Мои права и обязанности" (9 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №42»

муниципального образования города Братска

















Классный час


Мои права и обязанности


Класс: 9А


Разработала: классный руководитель, Насонова Н.П.
























2020– 2021 учебный год



Жизнь начинается с той поры,

когда человек начинает задумываться

над поступками и отвечать за них.


Цель: сформировать у детей понимание, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными нормативными документами, законопроектами, регулирующими и защищающими их жизнедеятельность;

  1. Вспомнить понятия «права» и «обязанности»;

  2. Донести до детей истину об ответственности за совершенные правонарушающие дела и поступки;

  3. Рассмотреть жизненные ситуации, разобрать нарушение права человека;

  4. Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;

  5. Помочь сформировать у детей активную жизненную позицию;

Форма проведения: познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Источники информации:

  1. Конституция РФ;

  2. Семейный, Гражданский, Уголовный кодексы;

  3. Конвенция о правах ребенка;

  4. Сайт – www.viki.rdf.ru

Эпиграфы к занятию:

“Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);

“Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

“Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость).



Ход мероприятия:

Тема классного часа «Мои права и обязанности». Какие ассоциации вызывает у вас эта тема? (ответы детей)

Давайте дадим определение понятий «право» и «обязанность». Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права. Назовите основные права ребенка

Ответы детей:

- право на жизнь,

- право на свободу слова, мысли и религии,

- право на медицинскую помощь,

- право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

- право жить со своими родителями и воспитываться в семье,

- право на воспитание,

- право на уважение человеческого достоинства,

- право на защиту от жесткого обращения,

- право на Ф.И.О. при рождении,

- право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

- право на образование и др.

Многие, возможно, удивятся, но на самом деле, с правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.


Что я делал(а) сегодня


Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

ночью спал

право на отдых и здоровье


завтракал, обедал

право на заботу и воспитание родителями. право на здоровье

смотрел телевизор

право на доступ к информации и СМИ

сходил в школу

право на образование

лечил зубы

право на медицинскую помощь.

посещал кружки и секции

право на всестороннее развитие

играл в компьютер

право на отдых и досуг

хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку


право на справедливое вознаграждение

встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на урок, защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение


У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Ребята, в чем отличие прав и обязанностей? (ответы детей)

Какие обязанности у вас как у учеников? Где перечислены ваши обязанности как учеников? (В Уставе школы)

1. Выполнять требования Устава и внутреннего распорядка школы.

2. Вовремя приходить на занятия.

3. Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.

4. Уважать права одноклассников, других учащихся и работников школы.

5. Бережно относиться к школьному имуществу.

Какие же обязанности несёт несовершеннолетний:

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации «Об образовании»);

  • После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу;

  • Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);

Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Ситуация 1.

На урок ученица пришла в одежде, не предназначенной для школы: короткая юбка, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…


Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.


Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние подростки пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.


Ситуация 3.

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4.

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.


Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а так же те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-0воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

Подведение итогов (учитель задает вопрос и предлагает три варианта ответа, ребята называют правильный ответ):

 С какого возраста начинается уголовная ответственность?

    1. а) с 16 лет

    2. б) с 14 лет в особых случаях

    3. в) с 18 лет

  1. Ребенок имеет право на…

    1. а) жизнь

    2. б) общение с родителями

    3. в) защиту от голода и болезней

  2. Вовлечение детей в распитие спиртных напитков…

    1. а) запрещено

    2. б) полезно

    3. в) не наказывается

  3. Ребенок свободен…

    1. а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его

    2. б) свободен выбирать религию

    3. в) оба варианта

  4. Какой самый распространенный вид наказания?

    1. а) предупреждение

    2. б) вызов в полицию

    3. в) штраф

  5. В чем цель наказания?

    1. а) посадить человека в тюрьму

    2. б) предотвратить новые нарушения закона

    3. в) наградить правонарушителей

  6. Ребенок – это человек…

    1. а) который ходит в школу

    2. б) не достигший 18 лет

    3. в) достигший 18 лет


ИТОГ: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!