СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мои права и обязанности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа может пригодится для проведения мероприятий по формированию правовой грамотности учеников. ЕЕ можно использовать как полностью, так и определенными фрагментами.

Просмотр содержимого документа
«Мои права и обязанности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

«Мои права и мои обязанности»









Выполнила:

учитель биологии

МБОУ «Зерновская средняя школа»

Денисенко Зоя Евгеньевна





Цель: формирование правовой культуры

Задачи:

  • Формирование понятий о неразрывной связи прав и обязанностей;

  • Вспомнить с обучающимися основные права человека.

  • Воспитание доброжелательное отношение друг к другу.

  • Формирование активной жизненной позиции;

  • Расширение кругозора;

  • Развитие интеллектуальных способностей;


Форма занятия: классный час с элементами игры, обсуждения

Место проведения: класс

Участники: обучающиеся 6 класса.

Оборудование:

  • листы чистой бумаги, фломастеры,

  • карточки для игры в лото «Мои права и обязанности»

  • конверты с пазлами: ПРАВА. ОБЯЗАННОСТЬ. ЗАКОНЫ.

  • нарезные листы с написанными правами и обязанностями. Оформление: Конституция Российской Федерации, изречения: «Жизнь – это процесс постоянного выбора» (Абрахам Маслоу), «Лучше больше прав, чем меньше обязанностей» (Виктор Сумбатов). «Обязанности без права есть рабство, право без обязанностей- анархия» ( Фелисите де Ламеннэ), «Желание с излишеством пользоваться своим правом есть средство их потерять» (Станислав Лещинский), «Нарушая свой долг, тем самым нарушают свои права» (Жан Жак Руссо), «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого» (Джон Локк), « Все мы способны выполнять что-нибудь такое, что может увеличить сумму человеческого счастья и сделать мир более хорошим и более светлым, чем мы его нашли» (Чжуан-Цзы).


Ход мероприятия

  1. Приветствие. Добрый день дорогие друзья! Я очень рада видеть вас. Посмотрите, пожалуйста, на своего соседа по парте и подайте уму руку. Видите, каждый из вас выполняя это задание, делал осознанный выбор. «Жизнь – это процесс постоянного выбора» (Абрахам Маслоу) и мы с вами всегда стоим перед выбором, что для нас является самым важным в жизни.

Вопросы к детям: А, что для вас является самым важным в жизни?


2.В Конституции Российской Федерации в первом разделе, главе

«Основы конституционного строя» написано:

«Человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита свобод человека и гражданина обязанность государства» ( ст. 2).

Ребята выделите несколько самых важных слов записанных в этой статье ( ответы : права, обязанность и др.)

Вопрос для обучающихся: Как Вы думаете чему будет посвящен наш классный час.(Правам и обязанностям)

Да сегодня мы постараемся закрепить знания о неразрывной связи прав и обязанностей человека.

Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Каждый человек является неотъемлемой частью государства, в котором он живет.

Вопрос для обучающихся: Какие могут быть права у ребенка в обществе?

«Мозговой штурм»


Я ИМЕЮ ПРАВО

Я НЕ ДОЛЖЕН





На стене висят два листа, на одном – Я имею право, на втором – Я не должен, обучающиеся высказывают свое мнение и записывают на листе свои ответы. (Идет обсуждение)


3. Каждый день мы вступаем во взаимодействие друг с другом и реализуем свои желания и потребности и выполняем желания и просьбы окружающих нас людей. Главной функцией государства является создание таких условий, при которых всем жителям будет хорошо. Однако…

(Лопатин Артём 16 лет, г. Полярный Мурманской обл., РФ Сказка (притча) о Правах Человека).

Задумал один Правитель создать справедливое государство. Пришел он к Мудрецу посоветоваться, как государство лучше сделать, чтоб людям жилось свободно и достойно, чтобы не было между ними ссор и раздоров, зависти и унижений, чтобы его, Правителя, ценили и уважали искренне, а не под страхом расправы и смерти. Рассказал он Мудрецу о своих планах и намерениях. Понравилась идея Правителя Мудрецу. Но, на, то он и Мудрец, чтоб посеять некоторые сомнения в голове. 

- В твоем государстве всё хорошо, но для того, чтобы оно было справедливым, чтобы людям жилось свободно и достойно, не хватает одной важной вещи, о которой ты так и не упомянул в своем рассказе, не отобразил и не придал значения в своих планах, - говорил Правителю Мудрец. Озадачился Правитель…поубавился его энтузиазм. Вроде бы всё он учел в своем проекте по устройству государства, хоть сейчас начинай создавать справедливое государство.

- Что же посоветуешь мне ты, о мудрейший!? - молвил озадаченный реформатор.

- Все очень просто. Побывай на разных континентах и в разных государствах, понаблюдай за жизнью людей и, возможно, ты ответишь сам, чего же не хватает.

- А чтобы тебе облегчить задачу, я подскажу, как найти то, чего не хватает в твоем государстве - сказал Старец.

- Вот, послушай: «Они  подобны доброте, правде и справедливости, но сами по себе не являются, ни тем, ни другим, ни третьим. Они подобны душе, но сами по себе не имеют души. Они как природа, но у них нет даже листьев…Они как время, но их невозможно измерить, ни в часах, ни в секундах. Они на многое похожи, но сами по себе абстрактны, так как никто не может дать их точного определения. Они как броня, но в них нет ни грамма железа, и они как судьи, но они не состоят на службе, - молвил старец Правителю.

Вскричал Правитель:

– Да как же я найду это!? Ты задал мне загадку, а не помог найти ответ!

Учитель: предлагает обучающимся разгадать загадку Мудреца. Ребята давайте поможем Правителю разгадать загадку. О чем идет речь?

( дети высказывают свои предположения)

Долго странствовал правитель в поиске ответа. Во многих странах он побывал: в северных и южных, восточных и западных, был в Европе, Америке и Австралии. Поднимался в горы и спускался к морям, пересекал океаны, параллели и меридианы. Видел он сытость и голод, цветение и смерть, богатство и нищету, радость и горе людей, сияющие лица и искаженные гримасой злобы…

Печальный возвратился он к Мудрецу и молвил ему:

- О, мудрейший! Путешествовал я долго, много стран и людей повидал, много узнал, много думал я о том, что же я ищу и как это выглядит. И я почувствовал Это, но помоги мне дать Этому название!»

- Ты действительно, долго был в пути, и действительно, у тебя были долгие раздумья. И я готов назвать тебе то, что ты почувствовал и узнал, но не смог дать этому названия - ответил Мудрец.

- Именно Права человека подобны броне: они защищают нас; они подобны правилам, поскольку говорят нам, как можно себя вести; и они подобны судьям, потому что мы можем к ним взывать. Они абстрактны, как эмоции, и, как эмоции, они принадлежат каждому и существуют, что бы вокруг ни происходило. Они подобны природе, потому что можно их попирать; и подобны духу, потому что их невозможно разрушить. Подобно времени, они одинаково относятся ко всем нам: богатым и бедным, старым и молодым, белым и черным, высоким и низкорослым. Они предлагают нам уважение и требуют от нас относиться с уважением к другим. Они подобны доброте, правде и справедливости: мы расходимся в их определении, но, увидев, узнаем их…


4. Обучающимся предлагается выбрать все карточки указывающие на их ПРАВА (желающие в составе 3-х пар выходят к столу, затем озвучивают выбранные ими ответы и крепят их к доске):

Ты имеешь право:

  • Жить и воспитываться в семье.

  • Знать своих родителей.

  • На общение с родителями.

  • На воссоединение с семьей.

  • На получение содержания от своих родителей.

  • На заботу, воспитание со стороны родителей.

  • На уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

5. Вопрос для обсуждения. Ребята, а могут ли быть права без обязанностей? Как Вы понимаете изречение «Лучше больше прав, чем меньше обязанностей» (Виктор Сумбатов).

Учитель комментирует ответы детей. Подводит итог: «Обязанности без права есть рабство, право без обязанностей- анархия» (Фелисите де Ламеннэ).


6. Обучающимся предлагается выбрать все карточки указывающие на их обязанности в семье (желающие в составе 3-х пар выходят к столу, затем озвучивают выбранные ими ответы и крепят их к доске).

Твои обязанности в семье:

  • уважительно относиться к родителям

  • уважительно относиться к бабушке и дедушке

  • заботиться о родителях

  • помогать родителям по дому

Молодцы ребята.

Сегодня я предлагаю вам принять участие в игре и оценить свои знания .


7. Игра «Права и обязанности»

Дети делятся на 3 группы: Каждой группе дается возможность взять конверт с пазлами, которые необходимо сложить для определения названия своей команды ( Права. Обязанности. Законы)

1-я группа «Мои права »

2-я группа «Мои обязанности»

3-я группа «Законы, которые меня защищают»

Условия игры

1- е условие игры. На листе бумаги создать эмблемы- схемы в соответствии с темами групп. ( ПОКАЗ и обсуждение)

Варианты ответов :

1.«Мои права»: на жизнь, на пользование родным языком, на свободу и личную неприкосновенность, на образование, на охрану здоровья, неприкосновенность жилища, право на передвижение, искать, получать, передавать, распространять информацию, на возмещение ущерба, на участие в митингах.

2.«Мои обязанности»: соблюдать Конституцию РФ и другие законы, платить законно установленные налоги и сборы, беречь памятники архитектуры и истории, бережно относится к природным богатствам, защищать отечество, родители обязаны заботиться о детях, а дети о нетрудоспособных родителях,

3. «Законы, которые меня защищают»: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ,

Уголовный кодекс РФ, Закон об образовании и правах ребенка


2-е условие. Учитель предлагает обсудить группам понимание изречения

1. «Желание с излишеством пользоваться своим правом есть средство их потерять» (Станислав Лещинский).

2. «Нарушая свой долг, тем самым нарушают свои права» (Жан Жак Руссо)

3. «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого» (Джон Локк)


Учитель после обсуждения делает вывод: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц” (п.3. ст.17 Конституции Российской Федерации).

« Все мы способны выполнять что-нибудь такое, что может увеличить сумму человеческого счастья и сделать мир более хорошим и более светлым, чем мы его нашли»!. (Чжуан-Цзы)

Все лучшее, что в человеке есть:

                     Его права и жизнь его, и честь.

                     А жизнью пользуясь по праву,

                     Я гордо говорю: имею право!

                     Свободно жить под солнцем и луной

                     И восхищаться красотой земной.

                     Не быть рабом и пыток не терпеть,

                     А песню жизни вдохновенно петь.

                     А если причинят мне вред, урон,

                     Поможет Конституция. Закон.

                     Перед законом, совестью равны

                     Живут народы ни одной страны.

                     Могу я погостить за рубежом,

                     Потом вернуться в свой любимый дом.

                     Свободу мысли, слова я имею,

                     Но совесть есть, грубить другим не смею.

                     А подрасту – поможет мне держава

                     Работу выбрать – имею право.

                     Ну а пока я ученик:

                     Учу уроки, подаю дневник…

                     Досугу – час,

                     А школе – все внимание.

                     Использую я право

                     На образование.

                     Имеем право мы иметь права,

                     Но ведь морально люди связаны.

                     Поэтому чтобы достойно жить,

                     Мы очень многое обязаны.


7. В заключения мероприятия предлагается Игра лото «Мои права и обязанности»( работа в группах).

Условия игры:

1.Внимательно послушать вопрос.

2. Сопоставить картинку отражающую ответ с номером вопроса- задания на поле лото.

3.Выигрывает тот, кто правильно заполнит поле. Желаю успеха!

  1. На это право имеет только, что родившийся человек. (Рис.1)

  2. Это право дано каждому ребенку, достигшему 7-ми летнего возраста (ст.43 Конституции Российской Федерации).(Рис.2)

  3. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58). (Рис.3)

  4. Право граждан участвовать в управлении государством, как непосредственно, так и через своих представителей» ( ст.32 Конституции Российской Федерации).(Рис.4)

  5. Родители обязаны заботиться о детях, а трудоспособные дети достигшие 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях»( ст.38 Конституции Российской Федерации).(Рис.5)

  6. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность (п.1 ст.22 Конституции Российской Федерации).(Рис.6)

  7. Право на неприкосновенность жилища (ст.25 Конституции Российской Ф Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации". (Рис.7)

  8. « Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения).(Рис.8)

  9. “Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц” (п.3. ст.17 Конституции Российской Федерации).(Рис.9)

  10. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. Она распространяется и на лица, не являющихся гражданами РФ. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.(Рис.10)




Рисунки с изображениями

1


2

3

4

5

6


7

8

9

10



Дополнительные картинки






Поля для ответов

1.


1

5

2

3

8


7

6

9

4

10

2.

1


8

4

9

2

3


7

5

6

10

3.

1


3

2

4

8

5


7

9

6

10



Заполненное поле с правильными ответами

1.

1


5

2

3

8

7

6

9

4

10

2.

1

8

4

9

2

3

7

5

6

10

3.

1

3

2

4

8

5


7

9

6

10





7. Завершение мероприятия. Учитель обращается к обучающимся: Давайте вернемся к Мудрецу и Правителю и узнаем чем же закончилась их встреча.

«Мудрец прикрыл глаза и тихим, но твердым голосом закончил свой рассказ:

– Пока люди и Правители не увидят, не почувствуют и не узнают их, пока не поймут их ценность, пока они не станут для людей важнее золота, драгоценных камней и денег – невозможно существование той справедливой страны, где каждому жителю живется свободно, светло и достойно, страну, которую ты и хотел создать!. (Лопатин Артём 16 лет, г. Полярный Мурманской обл., РФ Сказка (притча) о Правах Человека).


8. Подведение итогов. Сегодня вы показали хорошие знания .

Мы с вами каждый день вступаем в правовые отношения. Реализуем свои права и выполняем обязанности. Трудно представить успешным человека, грамотным специалистом без знания права. Его роль в современной жизни огромна. Правовая грамотность – необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества и именно вам – молодому поколению предстоит решать в этом направлении важные задачи


Наша встреча подошла к концу.

Спасибо за внимание!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!