Тема урока- лекции:
Мой регион- мой Дагестан.
Цель:
Формировать любовь и интерес к жизни дагестанского народа в разное историческое время, к истории и культуре Дагестана.
Воспитание уважительного отношения любви к малой Родине.
Задачи:
Прививать уважение к дагестанской культуре, традициям и обычаям.
Дать представление о народных промыслах и особенностях культуры народов Дагестана
Воспитание патриотических чувств.
В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души.
(Р. Гамзатов)
Здравствуйте, дорогие слушатели. Перед вами карта мира. На этой карте изображена наша Великая Родина- Россия, и на карте великой России на берегу Каспийского моря есть небольшой уголок земли под названием Дагестан. Это и есть моя малая Родина.
Дагестан- один из замечательных и своеобразных уголков нашей Родины. Древняя и оригинальная культура его народа, поразительная этническая мозаичность, богатая, полная неожиданных контрастов природа, разнообразные естественные ресурсы- все это издавна привлекало ученых, писателей и путешественников в этот край солнца, моря, гор, край трудолюбивых и смелых людей.
Родина! Это самое родное, самое близкое и дорогое, что есть у человека. Большая она у него или маленькая, тоже зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину.
Легенда о Дагестане
«Где находится твой Дагестан? — спросили у одного горца, кажется из андийцев — народа лукавого и остроумного, живущего высоко в горах и на плодородных долинах.
— Над и под крылом орла, — ответил горец.»
«Я говорю, что одной ногой Дагестан стоит в Азии, другой ногой в Европе. Бывает, что на шею коня положат руки сразу двое мужчин — с одной стороны и, с другой стороны. Точно так на хребет наших гор положили с двух сторон руки два континента — Европа и Азия, соединив их на земле моей, и я этому рад.
Да, друзья, на стыке двух континентов расположен мой Дагестан. Родники и ручьи Дагестана, стекая с его склонов, бросаются вниз головой с его круч, и, словно сыновья к отцу, спешат в объятия рек и морей Европы. Пчелы из наших каменных аулов летят в сады Азии и возвращаются оттуда с золотистым медом. Птицы и реки, туры и лисы — все животные Дагестана принадлежат одновременно и Европе, и Азии. Дагестану близок Восток, но ему не далек, не чужд и Запад. Дагестан — это дерево, которое пустило корни в землю двух континентов.
(Расул Гамзатов «Мой Дагестан»).
Дагестан – это древнее название нашего края. Дагестан означает „Страна гор”, „Даг” – гора, „стан” - страна. Дагестан провозгласили республикой 20 января 1921 года
Расположен Дагестан на крайнем востоке Северного Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря. Он граничит с такими братскими республиками, как Азербайджан, Грузия, Чеченская республика, Ставропольский край и Калмыкия
В Дагестане 10 городов: Махачкала, Дербент, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт, Избербаш, Южно- Сухокумск и Дагестанские Огни.) Столица Дагестана – Махачкала.
Махачкала-промышленный и культурный центр, транспортный узел и морской порт. До 1922г. назывался Порт- Петровск, так как основание города связано с именем Петра Великого. Летом 1722 Петр 1 предпринял поход на западное побережье Каспийского моря. Высадившись в Аграханском заливе, Петр 1 двинулся к Таркам, где был встречен шамхалом Тарковским. Через три дня войска двинулись на юг. Перед этим у палаточной церкви Преображенского полка была отслужена утреня и обедня, по окончании которой император, желая обозначить место богослужения, взял большой камень и положил его на место алтаря. Примеру его последовала императрица, а за нею все присутствующие, и таким образом была сложена груда камней в память первой русской обедни. Место, на котором был русский царь потом называли «Станом Петра».
Курган не сохранился, но на месте кургана дагестанцы и русские построили город Порт-Петровск как символ дружбы между двумя народами. Статус города Порт –Петровск получил в 1857 году. А 1922г был переименован в город Махачкала, в честь дагестанского революционера Махача Дахадаева .
Одним из древнейших городов не только Дагестана, но и всей России является Дербент. Город, который расположен на узком проходе между Каспийским морем и предгорьем Кавказа.
Первое упоминание Каспийских ворот — наиболее древнего названия Дербента — относится к VI в. до н. э., Современный город был основан в 438 году н. э. как персидская крепость, состоящая из расположенной на холме цитадели Нарын-кала и двух идущих от неё к морю каменных стен, которые запирали узкий проход между морем и горами Кавказа и ограждали с севера и юга территорию города.
Стоит оглянуться на прошлое наших народов, и перед нами раскроются картины, которые обязательно заставят задуматься о героях. Огнем и мечом прошлись по Дагестану войска сасанидских царей, гуннов, хазар, половцев. Дагестан устоял перед их натиском и выдержал завоевание арабов, страшные нашествия орд Чингисхана. Северный, равнинный и южный Дагестан со второй половины XIII в. стал ареной почти столетней ожесточенной борьбы между Золотой Ордой и государством Хулагидов.
Народ хранит память о своих героях, так в с. Кумух установлен величественный памятник девушке-воину, легендарной Парту Патима. Народная память сохранила образ юной горянки, спасшей свой родной край от полчищ Тимура. В эпической песне "Парту Патима" говорится о девушке, которая, надев доспехи погибшего брата, возглавила отряды лакских воинов. В единоборстве Парту Патима победила лучшего богатыря Тимура – Тугая.
Тугай замахнулся, но сабле Тугая
Ответила девушки сабля кривая.
Еще один взмах, и еще один взмах
И пал перед ней обезглавленный враг. («Парту Патима»)
Воодушевлённые этой победой, лакские войска ринулись на противника и обратили его в бегство. Варварские погромы Тимура принесли неисчислимые бедствия народам Дагестана, но его жестокость не могла поставить свободолюбивых горцев на колени.
"Мы честно сражались, дороги открыты,
Вернемся на наши луга и поля.
В родные аулы вернемся, джигиты,
Отныне возвысилась наша земля!" («Парту Патима»)
В долинах южного и среднего Дагестана, на высотах Турчи-Дага и Андалальской долины народы Страны гор нанесли такое сокрушительное поражение иранскому шаху Надиру в 1741 г, после которого он более не оправился.
На склоне горы Турчи-Даг у села Согратль сооружен исторический комплекс «Ватан» в честь победы над Надир-шахом.
А в 2011 г. 14 сентября в Кумухе прошли торжества, посвященные 270-летию победы объединенных сил горцев над полчищами Надир-шаха. Специально к этой дате на окраине села был установлен большой монумент. На нем изображен хан Муртазали Казикумухский, возглавлявший войско горцев, в которое вошли представители многих народов Дагестана, объединившиеся против легендарного персидского завоевателя.
Наиболее яркой страницей истории Дагестана и всего Кавказа явилась народно-освободительная борьба горцев против царского колониализма в 19 веке. В тридцатилетней борьбе с царскими войсками во главе с имамом Шамилем горские народы еще раз проявили свою доблесть и стойкость. Одно из кровопролитных сражений в ходе Кавказской войны произошло в Ахульго. Ахульго – это горная вершина, расположенная в Унцукульском районе Дагестана.
Название «Ахульго» в переводе с аварского языка означает «Гора зова». Когда-то гора служила укрепленной резиденцией имама Шамиля. В 1839 г. войска под руководством Шамиля выдерживали осаду царских войск во главе с генералом Граббе. На сегодняшний день Ахульго является местом паломничества всех мусульман Дагестана. Как писал Расул Гамзатов в своей поэме «Сказание об Ахульго»:
Холм ашильтинский- крепость и могила-
Живых сердец гранитная стена,
Здесь некогда в одно соединила
Два подвига Кавказская война.
Героизм и стойкость горцев, отвага и военный гений их вождя- Шамиля вызывали восхищение мирового сообщества. Борьба горцев завершилась 25 августа 1859г.
Если б были чемпионаты,
Кто по подвигам первый —
Нет нам равных, мой Век Двадцатый!
Безмолвствует Двадцать Первый. (Р. Гамзатов)
Великая Отечественная война стала величайшей трагедией для всей страны. 1418 дней и ночей вошли самой яркой страницей в героическую летопись нашей Родины. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда, вместе с тем это были годы мужества и беззаветной любви к Родине. Многонациональный Дагестан тоже внес свой вклад в дело победы. В сравнительно короткий срок промышленность и сельское хозяйство республики были перестроены на военный лад. В 1942 г. Дагестан превратился в прифронтовую полосу. Тысяча дагестанцев неустанно трудились для победы над врагом. На средства, собранные трудящимися республики, были построены танковая колонна «Шамиль», бронепоезд «Комсомолец Дагестана», самолет «Пионер Дагестана».
Более 180 тысяч воинов-дагестанцев встали на защиту Родины и стойко сражались на фронтах Великой Отечественной войны. За героизм и мужество более 50 уроженцев Дагестана были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них знаменитый летчик-ас Амет-Хан Султан, прославленный подводник Магомед Гаджиев, Якуб Сулеманов, захвативший в плен с горсткой людей свыше 300 фашистов, Ханпаша Нурадилов – снайпер геройски погиб под Сталинградом. Весь мир облетела фотография, сделанная фотокорреспондентом Е.Халдеем, где сняты воины, водружавшие знамя победы над рейхстагом в 1945 г. только через полвека, слава нашла героев: украинца А. Ковалева, белоруса Л.Горичева и дагестанца А. Исмаилова. В 1996 все трое получили высокое звание Героя России.
Особо хочется рассказать о самом молодом Герое- дагестанце Магомед-Загиде Абдулманапове. 12 апреля 1944 года в ходе наступления Красной Армии в Крыму, разведывательная группа из разведчиков под командованием сержанта Николая Поддубного на танке проводила разведку расположения войск противника. Возле села Ашага-Джали группа попала под артиллерийский обстрел, танк был подбит и подразделение заняло оборону вокруг танка. В течение двух часов разведчики вели бой против батальона противника. Когда боеприпасы закончились, разведчики бросились в рукопашную и штыками и сапёрными лопатками уничтожили ещё 13 солдат противника. Израсходовав боеприпасы, тяжело раненными все они попали в плен. Разведчиков доставили в село и подвергли жесточайшим пыткам, но фашисты ничего не добились от них. Расстреливая русских, фашисты обратились к Магомед-Загиду: «Ведь ты же не русский, зачем тебе их земля, откажись от них, и мы сохраним тебе жизнь». Но молодой горец, которому было от роду 19 лет, гордо ответил: «Нет, не откажусь, они мои братья, мы все советские люди, и Родина-мать у нас одна». Магомед-Загид Абдулманапов остался верен родине и разделил участь своих товарищей.
«Я — русский, я — советский человек,
С убитыми сроднился я навек.
Мы — братья, дети мы одной страны,
Солдаты родины, ее сыны». Р. Гамзатов поэма «Солдаты России»)
На рассвете всех разведчиков отволокли к оврагу, туда же согнали местных жителей и была устроена показательная казнь.
Спят в Симферополе в могиле братской
Семь русских и аварец, мой земляк.
Над ними танк, их памятник солдатский,
Еще хранит следы былых атак,
И благодарно вывела страна
На мраморной плите их имена.
(Р. Гамзатов поэма «Солдаты России»)
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года Магомед-Загиду Абдулманапову и всем разведчикам было присвоено звание Героя Советского Союза.
Дагестан называют не только страной гор, но и «горой языков». В республике живет более двух с половиной миллионов человек, которые разговаривают на 30 языках и 70 диалектах и наречиях. Многие из них с древних времен жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой, никогда не давали себя в обиду. Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство.
Без дружбы погиб бы мой малый народ
Великий лишь тем, что любовью живет.
Нам верная дружба и песня о ней
Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.
Р.Гамзатов «Сказание о дружбе»
«Веками трудились в Дагестане непревзойденные народные умельцы: златокузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатля. Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, дербентские, табасаранские женщины на ковры переносили все сто красок земли моей, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи» -так писал Расул Гамзатов о дагестанских умельцах.
Сегодня мы совершим заочное путешествие по ремесленным центрам Дагестана.
«Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера...» Расул Гамзатов
Недалеко от Дербента расположено село Кубачи, известное своими мастерами по металлу и серебру. Слава мастеров гремит уже многие века и распространилась далеко за пределы долин и гор, окружающих село. В давние времена, когда персидские мастера узнали об искусстве кубачинских оружейников, они послали им тонкую, как волосок, стальную проволоку и написали: «Если вы настоящие мастера, то вытяните такую же проволоку и пришлите нам». Кубачинцы не остались в долгу- они насквозь просверлили посланную им персами проволоку и вернули обратно, написав: «Мы из такой проволоки трубы делаем». Кубачинские мастера умеют превращать золото и серебро в изысканные предметы необычайно тонкой работы с причудливым переплетением линий, узоров и невиданных цветов.
Кубачинцы всегда были не только умелыми мастерами, но и потомственными собирателями декоративно- прикладного искусства Востока и Запада. У каждого кубачинца имеется своеобразная коллекция – музей, которую он постоянно пополняет.
Слыхал ли ты, про наш аул Балхар?
Видал ли ты, как люди месят глину?
Узнал ли ты, как трудиться гончар?
Давая жизнь чудесному кувшин.
Балхар-аул гончаров. Керамика лакского селения Балхар до сегодняшнего дня в неприкосновенности сохранила все этапы производства. Неприкосновенен и завет предков: гончарным ремеслом занимаются только женщины. Начиная с добычи глины и кончая обжигом посуды, всё выполняют балхарские мастерицы. У лакцев есть поговорка: «Лучшая невеста в Балхаре – это девушка с большой ступней ног». Восхищались не ногами «от ушей», как сейчас, а хвалили, говоря: «У нашей невесты самая большая ступня в ауле!». А вот сбыт, продажа гончарных изделий – это дело балхарских мужчин.
В Балхаре сохранили своё древнее ремесло до наших дней, и сейчас, как и в давние времена, крутится гончарный круг, горят печи, превращая с помощью рук балхарок простую глину в изумительные произведения искусства. Каждая вещь из Балхара, попавшая в ваш дом, несёт частицу доброты и тепла рук балхарских мастериц.
Унцукуль. Всемирную известность аул приобрел благодаря своим мастерам резьбы и инкрустации по дереву. Унцукульские ручки, мундштуки, браслеты, заколки и другие украшения отличаются изяществом отделки. Во время Кавказской войны унцукульцы лили пушки и делали винтовки с нарезами.
Самый распространенный вид кустарного промысла в Хиве, Табасаране и Дербенте — ковроделие. Ковры ручной работы являлись самыми ценными предметами в дагестанском доме. Ковер среднего размера мог быть обменен за пару лошадей или несколько голов крупного рогатого скота. За деньги, вырученные от продажи ковра, дагестанская семья могла обеспечить себя всем необходимым на полгода вперед. В приданом дагестанской невесты обязательно были ковры и сумахи, а, например, у табасаранцев хотя бы один из ковров должен был быть соткан самой невестой.
Да будет мир над цепью гор,
Да не коснется зло родного края.
Так, заклиная, ты ткала ковер
За нитью нить в раздумье выбирая.
В узор вплетались горы и снега,
Крик журавлей и облачные перья,
Цветущие альпийские луга,
Старинные преданья и поверья. (Расул Гамзатов)
С незапамятных времен в высокогорном селе Анди изготовляли наплечные бурки из черной и белой шерсти овец андийской породы. Шерсть была длинной, тонкой, мягкой, она шла на андийские бурки, самые красивые и нарядные, которые высоко ценились и до сих пор ценятся по всему Кавказу. Бурки были не только принадлежностью мужского костюма, но и элементом боевого снаряжения. Мастерицами были женщины, мужчины занимались крашением и торговлей бурками.
Хоть шерсть ее мягка, под нею спали
Герои гор, чье сердце тверже стали.
Традиционно секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Изделия дагестанских мастеров можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Милана, Токио. Богатое наследие народного искусства, основанное на вековых традициях, является неотъемлемой частью этнохудожественной культуры народов Дагестана. Произведения народных мастеров отражают опыт народа, его мировоззрение и сохраняют непрерывную связь поколений. Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.
Не только мастерством славятся народы Дагестана, здесь веками сложившиеся традиции, которые передаются из поколения в поколение. Наиболее ярко эти традиции и обычаи отразила Ф.Алиева в своем стихотворении «Законы гор».
В горах моих родных не писаны законы,
Во все века никто их не писал,
Никто из них томов не составлял –
Натуры горцев к этому не склонны,
Но если в очаге у одного лишь горца
Еще хранится искорка огня,
Она из ночи в ночь, день изо дня
Из очага в очаг передается.
И если в сундуке у одного лишь горца
Еще хранится горсточка муки,
Ее на все хватает очаги,
И в каждом доме свежий хлеб печется.
И если юношу в дорогу провожают,
На проводы выходит весь аул,
А если кто в ауле захворает,
Покоя не находит весь аул. (Ф. Алиева «Законы гор»)
В каждом ауле были излюбленные места, где в свободное от работы время собирались мужчины. Они известны как годекан. Годекан в понятии дагестанца- своего рода клуб, своеобразная школа жизни на открытом воздухе. Каждый мужчина считал своим долгом посетить годекан. Годекан делился на две части: на одной – собирались старшие, на другой- молодежь. Здесь обсуждались новости и житейские дела своего села. Образно описал годекан аула Салты В.И. Немирович-Данченко: «На площади собирался почти весь аул. С папахами на затылках, опираясь на рукоятку кинжалов, молодежь прислушивалась к рассказам стариков о далеком прошлом, когда их очи сверкали по- соколиному, а в руках не иссякла сила. Кое-где сказочники тешили народ преданиями о богатырях: и порой шепот удивления бежал оттуда, когда импровизатор сосредотачивал эффект на слишком невероятном подвиге».
Годекан был школой нравственного воспитания. Сюда не допускались те, кто не придерживался традиций и обычаев. Юноши имели возможность бывать на годекане, стоя в стороне, наблюдать за взрослыми, видеть хорошее и плохое в поведении и поступках людей. Они замечали с каким уважением старшие относятся друг к другу, как красиво умеют говорить и с достоинством отвечать и старались подражать им.
В горах старик седоголовый,
Что ходит в шубе круглый год,
Так подковать умеет слово,
Что в мир пословица войдёт.
О, горцы старые! Не раз им
Ещё народ воздаст хвалу.
Служил советчиком их разум
И полководцу, и послу. (Р. Гамзатов)
Издавна Дагестан славится своим гостеприимством. Народные традиции Дагестана предписывают принять с почестями даже незнакомого человека, если он оказался во дворе дома. Гостья называли кунаком. Стать им может любой человек, прошедший через гостеприимство определенной семьи.
Так, в старину у аварцев существовал интересный обычай. Если в селение приезжал гость, знакомый конкретной семье, здесь не возникало вопросов с приемом – он сам подъезжал к дому и попадал в радушную атмосферу, создаваемую хозяевами. Если же в селении появлялся никому незнакомый человек, он мог прийти на годекан, где аксакалы решали, к кому домой направить гостя.
Чаще всего, желающие находились сами. Но если никто из жителей не вызывался проявить гостеприимство, что бывало крайне редко, старейшина аула сам «назначал» хозяина. С его решением никому не приходило в голову спорить. Назначенный хозяин забирал незнакомого человека и оказывал ему все подобающие почести.
Здесь облегченье ты найдешь
Печалям и недугам,
Ты добрым гостем в дом войдешь –
Уйдешь хорошим другом. (Расул Гамзатов)
В настоящее время традиции Дагестана – это истинное культурное и духовное наследие данного народа. Каждая из них по-настоящему уникальна и интересна, способна заинтересовать любого представителя другой нации. Сами дагестанцы с особым трепетом относятся к своим обычаям, чтут их, как и сотни лет назад, передают их из поколения в поколение.
Вот каковы законы наших гор,
Они не в книгах, а в самой природе.
Законы гор, не включены в тома,
Их каждый раз диктует кровь сама. (Ф. Алиева «Законы гор»)
Дагестан сегодня — это не просто пестро-экзотическая страна, не просто красивые холмы и гранитные скалы. Дагестан — не только снежные вершины и белые облака у порога домов.
Сегодняшний Дагестан — это страна трех сокровищ:
Первое сокровище — Земля: горы и равнины.
Второе сокровище — Вода: реки, родники, озера, море.
Третье сокровище — Все остальное.
Эти сокровища — три драгоценных пера на крыле Дагестана.
Безраздельный хозяин этих сокровищ — народ: рабочие и земледельцы, животноводы и нефтяники, златокузнецы и каменщики, ученые и педагоги, врачи и поэты.
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!
Расул Гамзатов.