СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мой родной край (город, село)»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Много разных народов живёт на нашей планете, и у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа – Россия.

    Родина, Россия… Это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает. У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называют «малой родиной».

Просмотр содержимого документа
««Мой родной край (город, село)»»


Областной конкурс знатоков русского языка






«Мой родной край (город, село)»








Выполнила: обучающаяся 10 класса

Константинович Надежда

Тарский МР

БОУ «Нагорно- Ивановская СОШ»


Руководитель:Кузнецова

Нина Викторовна

учитель русского языка и литературы























Деревенька моя


Зимою сонная,

Весной цветущая,

Деревня милая

Под небом северным

Стоит, красуется,

И ветер радостью

Летит по улицам,

Смеётся искрами

Речушка – странница.

Здесь я живу давно,

И мне здесь нравится.

Деревня милая,

Всегда цветущая,

Моё Нагорное

Бесспорно – лучшее.


Ирина Уляшева




Много разных народов живёт на нашей планете, и у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа – Россия.

Родина, Россия… Это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает. У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называют «малой родиной».

У кого-то «малая родина» – это большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его всё время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.

Я хочу рассказать об истории моей малой родины, о людях, живущих на ней.


В 70 – х. годах ХIХ века из разных деревенских обществ Вятской губернии в Сибирь были посланы ходоки смотреть землю для переселения – в большинстве своём безземельные, обнищавшие крестьяне. В 1874 году образовалось село Нагорное. Первыми переселились Смертины, Зимины, Шестаковы, Ведякины.

В 80 – е. годы была построена церковь. При церкви открыли двуклассовое церковно-приходское училище.

В 1914 году стала 4 – х. классная земская школа. Ученики посадили вокруг школы и церкви деревья. После революции школу перевели в дом священника, а на месте старой школы разместили клуб, Сельский совет, избу- читальню.

Первые комсомольцы были: Кокорин, Чистоусов, Кислицын Д., Кислицын К., Вахрамеев.

Секретарём комсомольской ячейки был Павликов, он же был и избачом. Позже секретарём ячейки был А. Вахрамеев.

В 1930 г. начали образовываться первые колхозы. Вся беднота села Нагорное объединилась в колхоз «Начало». Первым председателем колхоза был Степан Смирнов.

В 1935 в Нагорном открылась семилетняя школа.

В 1940 году колхозу дали первую автомашину. Шофёр – житель с. Нагорное Коробейников Михаил Дмитриевич на этой машине ушёл на фронт.

Постепенно развивалось хозяйство, увеличивались посевные площади, поголовье скота.

Жизнь в селе стала налаживаться. В клубе проходили разные мероприятия, были и дни отдыха. В Нагорном отмечали и отмечают праздники : Рождество, Пасха, свадьба, Масленица.

На Масленицу люди пекут блины с маслом и угощают всех родных и друзей, катаются с горы на санках, жгут соломенное чучело. В старину люди с приходом Масленицы ждали Весну. Жители не только развлекались, но и работали. Раньше наши бабушки и дедушки начинали работать уже с семи лет. Жизнь для них была в те годы сложная. Всю жизнь посвятили работе в колхозе: Пучков Г.А., Сластникова Н.В., Чугаева Е.М., Шестакова А.И., и т.д

Народные умельцы. От старшего поколения я узнала о замечательном человеке, который буквально умел всё, о котором пойдёт речь чуть ниже. Сергей Дмитриевич Гузов. Его Божий дар не передан по наследству. Истинной причины я не знаю. Об этом человеке мне поведали те, кто жив ныне и творит чудеса. Я побывала в гостях у этих замечательных людей.

Ускова Евдокия Ивановна, жительница села Нагорное. Ей чуть больше 60 лет, у неё пятеро детей. Я познакомилась с различными видами вышивки: расшитые полотенца, салфетки, портьеры, наволочки, дорожки. А обучила её этому мастерству мама. Ещё в детстве Евдокия Ивановна ходила на вечёрки, где женщины пряли, вышивали и пели. Часть этих работ Евдокия Ивановна подарила ребятам в школу. И таких женщин, занимающихся вышивкой, очень много. Заходя в дом, сразу обращаешь внимание на кровать, которую украшает подзор, выбитые наволочки, самотканые дорожки.

А как прекрасны нагорновские кружева! Простые хлопчатобумажные нитки творят чудеса в простых женских руках.

Сначала появилось Нагорное, теперь село именуется Нагорно – Ивановка. А названием послужило слияние небольшой живописной деревеньки, окружённой холмами, Ивановки.

Зыряне – коренные жители этой деревни.

Славятся изготовлением конных саней Николай Иванович Шестаков и Дмитрий Иванович Попов. Навыки мастерства они переняли у людей старшего поколения.

Но самые красивые сани делают жители этой деревни братья Ефремовы. А Сластников Гурьян Александрович, 1917 года рождения, с детских лет занимался плетением корзин.

Дмитрий Иванович Попов, коренной житель д. Ивановка, 1927 года рождения. В его коллекции сани, ходки, телеги.

На вопрос: « А что труднее всего делать?». Он ответил: «Кошовки». Сначала нужно загнуть (Делаются они из берёзы); выстрогать, а только потом прутьями плести коробушку. Я интересовалась дальше: « А у кого Вы научились этому мастерству?». И опять ответ: « Сам. Попробовал, получилось. Старшие одобрили ».

О таких замечательных людях, живущих на нашей нагорновской земле, передающих опыт младшему поколению, можно говорить очень долго.

Мы приглашаем народных умельцев на различные встречи в школу, на фольклорные праздники, которые не обходятся без тех предметов, которые украшают старинную русскую избу. Всё это способствует сохранению и развитию древнего мастерства и передачи его будущим поколениям.

Листаем страницы истории. Из Нагорного на фронт ( в Великую Отечественную войну) ушли 200 человек, не вернулось 100. Я и мои одноклассники выступаем на НПК с исследованиями по данной теме.


Всё может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может.… Поэтому защита Отечества и родной земли - долг тех, кто ест ее хлеб, пьёт ее воду, любуется ее красотой.

В героическом прошлом Родины мы черпаем силу. Примером нам служат подвиги отцов и дедов, которые в своё время сделали всё, что смогли для защиты и процветания России. Сегодня пришёл черёд молодых выполнять долг перед Россией.

Вот уже несколько лет нам не кажется странным и непривычным, если в День Победы рядом с ветеранами Великой Отечественной войны мы видим молодых ребят с боевыми наградами на груди - тоже ветеранов войны, но другой, афганской, которую называют «необъявленной», но трагичной. Героическая и трагическая, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Не нам судить о том, нужна была эта война или нет. Для нас страшны цифры, факты, итоги. Более 13 000 матерей и отцов не дождались своих сыновей с афганской войны. И не сказали сыновья: «Я жив, мама!», а около 33 000 вернулись из Афганистана израненными.

Война – явление жестокое и страшное. И пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны.

Мы, сегодняшняя молодёжь, родились в очень тревожное время. От каждого из нас зависит будущее, наше будущее. Пора назвать вещи своими именами. Пора понять, что в «театре» жизни зрительного зала не существует. Каждому человеку надо знать твёрдую позицию в нынешнем тревожном мире. Надо сделать выбор и действовать. Берегите мир! Об этом кричат руины разрушенных городов и селений Дагестана и Чечни, Украины.

Как известно, воины не заканчиваются долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал, пока болят раны воинов, пока живы матери, потерявшие сыновей.

Пройдут годы. Многое сотрётся в памяти. Но все воины останутся в памяти народа трагической, неизгладимой меткой.


Прудников Алексей, Прудников Владимир, Прудников Денис, Шестаков Николай, Алдаков Николай, Маметкулов Леонид. Ребята, служившие в Чечне… Они несут с собой мощный заряд лучших человеческих качеств, добытых в испытаниях: товарищества, солдатского братства, обострённого чувства социальной справедливости – всего того, что так необходимо в нашей сегодняшней обновляющейся, непростой жизни.

Вернувшись с войны, ребята входят в мирную жизнь. Конечно, их дальнейшая судьба зависит от всех нас. Но и мы, пусть это не всегда приметно, зависим от них. Они внесли в нашу жизнь какую-то неповторимую тревожную ноту. Они принесли с собой как бы обновлённую любовь к Родине, познанную вдали от неё и доставшуюся им такой дорогой ценой. Они в какой-то мере вернули нам высокие понятия патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга.

Граждан нашей страны объединяет патриотизм. Патриот тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине. Патриотизм проявляется не только в героических делах, но и в простой заботе о родном доме, природе. Люди стремятся сделать жизнь в родном крае лучше, оберегать накопленный за века опыт, традиции, исторические памятники.

У каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся, даже когда употребляем это слово от случая к случаю или без особой надобности, - справедливость его остаётся неизменной. Долг перед страной, перед близкими, перед собственной совестью. Чуткость не входит в чьи-то служебные обязанности. Так давайте положим на чаши наших весов нравственный долг и наше безмятежное равнодушие. Что перетянет?

Каждый гражданин России имеет право на образование. Задача школы – вырастить из учеников достойных граждан страны. Задача школьников – старательно учиться и получать всё то, что им достаётся.


Мой школьный корабль совсем скоро прибьётся к берегу. Мой долг – получить ту профессию, которая мне нравится, вернуть Родине всё то, что она дала мне для образования, счастливого детства, мирного неба над головой. А самое главное- сохранить веру и любовь к моей «малой родине».



Ласточка – эмблема села Нагорного, символ семейного благополучия