Муниципальное образовательное учреждение
«Лучинская средняя школа» Ярославского муниципального района
Индивидуальный исследовательский проект
«Мой родной край в преданиях и легендах»
Выполнил обучающийся 7 класса
МОУ «Лучинская СШ» ЯМР
Калашников Станислав
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лучинская СШ» ЯМР
Шухалова Людмила Владимировна
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………… | 4 |
Глава 1. Историческая справка о городе Ярославль ……………………………… | 5 |
Глава 2. Легенды и предания Ярославского края ………………………………… | 7 |
2.1. Легенда о Медведе ……………………………………………………………… | 7 |
2.2. Легенда о Туговой горе ………………………………………………………… | 7 |
2.3. Легенда о чудесной иконе Спасителя ………………………………………… | 7 |
2.4. Чудо об исцелении Ивана Грозного …………………………………………… | 8 |
2.5. Как в Ярославле чудо творили ………………………………………………… | 8 |
2.6. Сказание о запечатанных печах ……………………………………………….. | 8 |
2.7. Легенда о серебряном колоколе ………………………………………………… | 9 |
2.8. История о предприимчивом Иване …………………………………………… | 10 |
2.9. Легенда о явлении чудотворной иконы Богоматери ………………………… | 10 |
2.10. Легенда о кладе ………………………………………………………………… | 11 |
Глава 3. Исследование ……………………………………………………………… | 12 |
Заключение …………………………………………………………………………… | 16 |
Список использованных источников ……………………………………………… | 17 |
Приложение 1 ……………………………………………………………………….. | 18 |
Приложение 2 ………………………………………………………………………… | 20 |
ВВЕДЕНИЕ
В летописях древний город Ярославль упоминается под 1071 годом, но официальной датой все же является 1010 год. Согласно древней легенде, ростовский князь Ярослав на охоте встретился с разъяренной медведицей. Но он сумел справиться с животным и зарубил его секирой. В память о чудесном спасении князь Ярослав повел основать город.
Но есть и другая древняя легенда, согласно которой, Ярослав, получивший от отца Ростовское княжество, оправился к язычникам. Они, не желая подчиниться князю, выпустили на него псов и лютого зверя. Бесстрашный князь зарубил его секирой. На следующее утро был заложен новой город.
Подобные сведения о создании города живут в легендах и преданиях. Отсутствие точной, достоверной информации порождает их. Основанные на устных преданиях, опоэтизированные сказания об исторических событиях и лицах дают возможность открывать новые тайны далеких времен, пробуждают интерес к открытию загадок прошлого русского народа.
В работе «Легенды и предания Ярославского края» будут представлены история возникновения города Ярославль, легенды и предания, живущие в народе до сегодняшних дней. Они представляют большой интерес не только для любителей древней истории Ярославского края, но и его жителей и гостей, которые посещают старинный русский город Ярославль.
Цель работы: определить роль легенд и преданий в процессе изучения исторического и культурного наследия Ярославского края.
Задачи:
Изучить материалы об истории Ярославского края.
Изучить легенды и предания Ярославского края.
Провести опрос среди учащихся с целью выявления интереса к изучению легенд и преданий Ярославского края.
Подготовить материал для создания путеводителя «Ярославский край в легендах и преданиях».
Методы исследования:
- теоретический (изучение материала, электронных ресурсов по теме);
- практический (опрос, обобщение результатов, создание продукта проекта).
Предмет исследования: легенды и предания Ярославского края.
Практическая значимость: использовать собранный материал для создания путеводителя «Ярославский край в легендах и преданиях».
Глава 1. Историческая справка о городе Ярославль
Ярославль основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым. Легенда гласит: когда-то здесь, в месте слияния Волги и Которосли, находилось языческое поселение – Медвежий угол. Однажды по Волге на ладье со своей дружиной плыл молодой ростовский князь Ярослав Мудрый. В Медвежьем углу Ярослав повелел остановиться и сошел на берег, поскольку до него дошли слухи, будто местные жители нападают на купеческие суда. Князь приказал язычникам прекратить разбой и принять христианство. Но те не желали подчиняться и выпустили на князя священное животное – медведя. Ярослав зарубил «зверя лютого» секирой, а на этом месте повелел заложить город-крепость, названный в честь основателя Ярославлем.
В память о событиях тысячелетней давности на гербе города изображен медведь, вооруженный серебряной секирой. А главную площадь Ярославля украшает величественный монумент: Ярослав Мудрый держит в руках уменьшенное изображение крепостной башни основанного им города [3].
Уже в XII-XIII веках Ярославль стал одним из наиболее развитых городов Северо-Восточной Руси, крупным центром торговли и ремесла. Высокого уровня достигли металлообработка, гончарное производство, строительное дело. Купцы вели оживленную торговлю с другими русскими землями, прежде всего с Новгородом и Псковом. Прочные торговые отношения установились со странами Востока и Запада, в особенности со Скандинавией – город упоминается в скандинавских сагах. Ярославль стал центром транзитной торговли, через регион по Волжско-Каспийскому пути шла торговля Северной Европы с Востоком, восточные купцы были частыми гостями в Ярославском крае [6].
Ярославль развивался как культурный центр. Развитие книжности, распространение просвещения и высокий уровень грамотности в различных социальных слоях, возникновение местного летописания, формирование традиций зодчества и живописи предопределили культурный расцвет волжского города.
Во времена татаро-монгольского завоевания именно в Ярославле вспыхнуло одно из первых на северо-востоке Руси восстаний против татаро-монгольских сборщиков дани. Ярославские владетельные князья вели мудрую политику в отношениях с Золотой Ордой, стараясь не допустить карательных походов, сохранить город в безопасности и благополучии. Ярославские правители являлись соратниками Великих князей Московских. Одними из первых ярославцы откликнулись на призыв московского князя Дмитрия Донского, приняв участие в Куликовской битве. Сражение с войском хана Мамая знаменовало собой начало освобождения Руси и объединения русских земель. Заслуги ярославцев перед Отечеством, их героические подвиги в переломные моменты истории являются достойным примером для молодого поколения [3].
В XV веке при присоединении к Московскому государству городу Ярославлю была отведена почетная роль «государевой отчины». В XVII веке московские цари в духовных грамотах завещали город с волостями прямым наследникам престола. Сюда в случае опасности перевозили государственную казну. Здесь же содержали лиц, представлявших опасность для власти. Одним из первых Ярославль попал в опричнину Ивана IV (Грозного), но репрессии самого города не коснулись.
В начале XVII века Ярославль сыграл ключевую роль в событиях Смутного времени, став центром борьбы с иноземными захватчиками. В 1612 году Ярославль получил статус временной столицы России: здесь расположилось народное Ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В Ярославле были созданы высшие органы государственной власти: созван «Совет всея земли», организованы приказы – общероссийские органы территориального и отраслевого управления, построен монетный двор. Деньги, отчеканенные в Ярославле, шли на нужды ополченцев, из них выплачивали жалование служилым людям. Ярославль – столица Ополчения – стал центром широкого распространения идей национального единения среди представителей различных социальных слоев. Став центром формирования народного Ополчения, Ярославль сыграл роль оплота русской государственности. Здесь нашли свое воплощение идеи национального единения, установления легитимной власти, защиты государственных интересов. Здесь русский народ ощутил себя единой нацией [1].
XVIII век стал переломным для города. Царствование Петра Великого стало вехой, которая в корне изменила социальный, политический и экономический базис древней столицы; вехой, определившей и нынешний статус города, как промышленного и культурного центра России. В 1750 году в Ярославле Федором Волковым был основан первый в России провинциальный частный театр. В начале 90-х гг. XVIII в. был найден замечательный памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве» [5].
В XIX веке происходит окончательное оформление внешнего облика города. Смешанность различных архитектурных направлений и стилей, которые представлены в Ярославле, позволяет многим искусствоведам называть его «Флоренцией русского Севера».
Ярославль за период своего существования пережил разные исторические эпохи, стал свидетелем различных исторических событий, повлиявших на ход истории нашего государства [1].
Основные даты из истории Ярославля представлены в Приложении 1.
Ярославль – древнейший русский город-крепость на Волге. В наши дни его уникальная градостроительная структура получила признание мирового культурного сообщества. Решением 29-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году исторический центр города был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник градостроительства.
Глава 2. Легенды и предания Ярославского края
2.1. Легенда о Медведе
На гербе Ярославля изображен медведь. Этот хозяин лесов является одним из основных действующих лиц в древней легенде о том, как возник город Ярославль. В «Сказании...» можно прочесть о том, что когда после установления дани с жителей Медвежьего угла Ярослав Мудрый приехал вновь в эти места из Ростова, то жители на него напустили «люта зверя и псов». Но князь победил зверя. Местные жители испугались силы Ярослава Мудрого и пали перед ним. Ужас, охвативший при гибели священного животного жителей Медвежьего угла, был поистине великим. В той или иной форме сказание о деянии Ярослава Мудрого бытовало, по всей видимости, и в древности. Именно так наши предки представляли себе то, с чего началась история города. Князь Ярослав, естественно, не довольствовался только лишь победой над медведем, символом самостоятельности этого места. Для того чтобы закрепиться на важном водном пути из Ростова, он основал город на современной Стрелке, напоминавшей в плане равносторонний треугольник [3].
В Ярославле поставили памятник медведю ровно за год до тысячелетия Ярославля 12 сентября 2009 года. Он был изготовлен по инициативе меценатов Ярославля при содействии властей города и области.
Медведь изображен на флаге и гербе Ярославля. Символ Ярославля напрямую связан с легендой об основании города. Местные легенды и сказания, которые передавались долгое время из уст в уста, были записаны довольно поздно, основание города связывают с победой великого князя Ярослава над медведем.
Бронзовый медведь воплощает не только символ России, но и самого города Ярославля. «Символ России, легенда Ярославля» – именно эта надпись значит на огромном камне, на котором и стоит черный бронзовый медведь, словно желая шагнуть вперед.
2.2. Легенда о Туговой горе
На Руси были тяжелые времена, когда коварные бусурманы хотели отвоевать родные земли русского народа. Но русские воины не поддались враждебному племени захватчиков. Грабежи и разорения не смогли подавить волю к победе. В 1257 году в граде Ярославле горожане встали на защиту от татарских войск. Во главе с князем Константином за рекой Которослью храбро бились за правду во имя своих детей с помощью Господа Бога. Многие женщины в этой битве потеряли своих мужей, а дети остались жить без отцов. И приходили вдовы плакать на место боя, тужились и печалились. С той поры называют то место Туговой горой [4].
2.3. Легенда о чудесной иконе Спасителя
1612 год для государства был очень сложным. Беда не обошла и стороной Ярославль. Во время пребывания в городе ополчения началась смертоносная болезнь – язва, которая унесла жизни тысячи людей. Во избежание новых смертей решено было просить помощи у Бога: организовать крестный ход с чудотворной Толгской иконой Божьей Матери. Накануне хода протопопу явилось видение, согласно которому нужно было обязательно с собой взять среди других икон икону Спасителя из деревянной часовни близ церкви Афанасия и Кирилла. Протопоп послушался.
И случилось чудо.…Остановилась она в том месте, где ее и нашли.
И была срублена здесь деревянная церковь, в которую и поместили икону Спасителя. В 1615 году здесь основали Кирилло-Афанасьевский монастырь [4].
2.4. Чудо об исцелении Ивана Грозного»
В 1553 году Иван Грозный посетил Тогу. В то время он страдал мучительной болезнью ног. Чудотворный образ исцелил царя, когда он помолился и приложился к нему устами. В благодарность он украсил икону драгоценной ризой, а также подарил монастырю образ Спаса Нерукотворного.
И по сей день в обитель приезжают люди, которые очищают свою душу, что помогает им избавиться от жизненных напастей [4].
2.5. Как в Ярославле чудо творили
История произошла в те времена, когда владельцем полотняной мануфактуры являлся сын Максима Затрапезнова Иван. То время было трудным для простых рабочих. Работать 14 часов в сутки – тяжело для любого человека. Попытки в качестве бунтов не приводили ни к чему. Но уже не было сил терпеть эту бесчеловечность со стороны хозяина. И решили рабочие обратиться к волшебным силам. На помощь пришел Тимофей Панов, который дал заговорного коренья владельцу фабрики с целью его убить. Но это оказалось напрасным – зелье не подействовало (по неизвестным причинам). А вот самого Тимофея Панова стали судить, но его вину доказать не удалось. Но спустя время прошел слух о том, что якобы он же заговорил старуху, которая начала лаять по-собачьи. И тут ему не удалось избежать наказания: крестьянина направили на каторгу [4].
2.6. Сказание о запечатанных печах
В мае 1760 года в Ярославле произошел пожар. В то время в городе пребывал в ссылке бывший герцог Бирон. Когда с ним случилась беда, обратился он в магистрат, чтобы ему возместили ущерб. Ярославские власти засуетились, так как Бирон до сих пор держал связь в императорском дворе. Решено было построить ему новый дом. Но на этом история не закончилась. В Ярославле проходила волна волнений из-за случившегося пожара. Для того чтобы избежать новых бед, запечатали все печи и запретили всем их топить. За исполнением приказа внимательно смотрели специально организованные дружины. Но населению это не понравилось. И правда: и обед не сготовить, и бане не попариться. Народ поднял бунт. Пришлось магистрату немного уступить: разрешено было топить печи, но не более двух раз в неделю. Несмотря на это народ продолжал мучиться. Но к счастью, вскоре ссылка Бирона закончилась, и все свободно вздохнули: приказ о запрете на печи отменили [2].
2.7. Легенда и серебряном колоколе
Колокол церкви св. Петра и Павла самый удивительный в Ярославле.
У этого колокола звон нежный и мягкий, как у серебра, и, согласно преданию, он почти весь вылит из серебра. Меди и бронзы в нем лишь настолько, насколько этого требует колокольно-литейное дело.
Предание о колоколе гласит следующее. Давным-давно жил в Ярославле богатый купец. Разбогател он не столько от торговых оборотов и от судов, которые плавали у него по Волге до самого Каспийского моря, а от различных темных дел: притеснял он бедняков, не жалел ни старого, ни малого, «снимал рубашку с пахаря, крал у нищего суму».
Случалось, будто бы, ему выезжать со своими приказчиками на Волгу в глухие ночи и грабить торговых людей, которые из Рыбинска отправляли товары к Макарию или же ехали оттуда с вырученными капиталами.
Большие богатства накопил купец, и лежали у него деньги не только в мешках, а даже в хлебных закромах; туда же он сваливал и нажитые нечестным путем серебряные чары, ендовы и братины.
До глубокой старости беспечально жил купец, но, должно быть, судьба задумала покарать его за злые дела, — и вот скрылся неведомо куда единственный сын его, молодец писаный, умница, в торговых делах удачливый, в обхождении с людьми ласковый да обходительный.
Говорили люди, что не нравилось молодому купеческому сыну в родительском доме, построенном на людской крови да слезах, и что скрылся он куда-то, бросив отцовское богатство.
Сильно тосковал по сыну своему осиротелый купец, переменился, бросил свои нехорошие дела, стал другом всех бедных и угнетенных, принялся жертвовать на церкви и монастыри, принялся кормить нищую братию, а из награбленного серебра приказал отлить большой колокол, который и водрузил на колокольне своего приходского храма.
— Пусть этот серебряный колокол, — говорил купец, — звонит о моих злых делах, молитвами несется к престолу Всевышнего и пусть когда-нибудь серебряный звон его долетит до слуха моего сына, который, может, и вернется ко мне, хотя бы для того, чтобы закрыть мои очи в смертный час.
И исполнилось желание старика, — вернулся сын из далеких стран, словно действительно вызванный звоном серебряного колокола.
Вернулся, как библейский блудный сын, до земли поклонился отцу, совершенно преобразившемуся теперь, стал утешением его старости, закрыл ему очи в смертный час, а потом жил до глубокой старости, сделавшись истинным другом всех несчастных, горьких и обремененных. Потомки этого купца и до сих пор живут и благоденствуют в городе Ярославле [4].
Даже сегодня ярославцы верят, что звон их древнего серебряного колокола слышится и тем из них, кто покинул свой родной город навсегда, забыл его. Говорят, будто бы мерещится этот звон ярославцу, живущему на чужой стороне, манит его на родину и призывает к исполнению долга гражданина и семьянина.
2.8. история о предприимчивом Иване
Жил как-то в Ярославле фальшивомонетчик Иван по прозвищу Буйло. Но однажды его поймали и выслали пожизненно в Оренбург. Но Иван решил не сдаваться и стал думу думать, как бы наказания избежать. Если убежать, что всю жизнь придется скрываться в бегах. Это не вариант. Повезло мошеннику. Навешала его в тюрьме девушка, которая приходила к своему брату. Была она знахаркой. Приглянулся ей паренек, и решила ему помочь. Напоила Ивана зельем сонным, выпив которое он заснул глубоким сном, да так, что все подумали, что фальшивомонетчик умер. Отдали тогда тело Ивана родственникам. Остался молодец жить в родном городе. Дело свое не оставил: продолжал промышлять изготовлением оловянных монет. Та и прозвали его Оловяшниковым.
Возможно, что эта легенда связана с торговой деятельностью семьи Оловяшниковых в сфере металлообработки (их предпринимательство способствовало развитию экономики Ярославля в XVII-XVIII века) [2].
2.9. Легенда о явлении чудотворной иконы Богоматери
События происходили в сложные для Руси времена татаро-монгольского ига, раздробленности и всяческих бед, обрушившихся на страну. XIV век. Епископ Прохор (в схиме Трифон) возвращался в Ярославль с осмотра ростовской епархии. Плыл он по Волге и, не доехав до пункта назначения всего ничего – шесть верст, решил переночевать на берегу великой русской реки. Ночь была спокойной, но Прохор по неведомой ему причине, словно ведомый рукой свыше, проснулся ровно в полночь. И чудо предстало глазам его: необыкновенный свет простирался с другого берега Волги, свет этот исходил от светового столпа, соединявшего небо и землю. Тогда Прохор взял свой посох и вышел из шатра. Огромный светящийся мост через Волгу указывал ему путь к чудесному явлению, и епископ отважно перешел по нему реку. Перебравшись на другой берег, Прохор увидел парящий в воздухе образ иконы Божией Матери. Пораженный, он молился перед иконой всю ночь, но, в конце концов, взял свой посох и отправился по чудесному, ниоткуда взявшемуся мосту обратно в шатер. Наутро посоха в шатре не оказалось, но Прохор знал, где можно найти его. И тогда он указал перстнем, то место на другом берегу реки, где ночью видел он чудо. Придя туда, служители нашли посох, но кроме него там находилась и икона Богоматери, уже не светящийся образ, а самый что ни на есть настоящий священных лик. Тогда Прохор благословил построить на этом самом месте деревянную церковь. Обитель стала укрепляться и расширяться, и сейчас она известна как Толгский монастырь, названный так по реке Толге, которая раньше несла свои воды в Волгу. С тех пор принято праздновать день иконы Толгской Богоматери 8 августа, именно в тот день, когда произошло чудо [2].
2.10. Легенда о кладах
В конце XVIII столетия около Костромы, Ярославля и Шуи разбойничал легендарный атаман Иван Фадеич. Грабил он купцов и помещичьи усадьбы. Обитали разбойники в глухом лесном бору Корево, где, по легендам местных жителей, оказался огромный клад, который многие видели, но взять никому не удалось. «Он находится и по сие время тут», – обычно прибавляли рассказчики.
К XIX веку относят «раскольничьи клады» на Ярославщине. Старообрядческие скиты были в основном в северных районах края – Мологском, Пошехонском. Местные раскольники, кроме молитв, занимались еще и контрабандой сибирского золота. Староверческие скиты в Верхневолжье были разгромлены в 1850 – 1860 годах, но контрабандный товар старцы успели припрятать. Сохранились об этом «кладовые записи». При советской власти Мологский район, где находились прежде скиты, был затоплен, деревни сжигали во время мятежей. Но клады, говорят, остались в ярославской земле и ждут своего часа.
В ХХ веке в Ярославской области официально нашли 54 клада.
18792 монеты общим весом более 8 с половиной килограммов – таков один из самых крупных кладов, найденных в Ярославле около школы № 4 на ул. Волкова. В кладе были монеты: Ивана Грозного, царей Федора Иоанновича, Бориса Федоровича Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Владислава Польского, монеты эпохи шведской оккупации Новгорода, второго ополчения, редчайшие монеты Ярославского монетного двора в Коровниках и т.д.
20 рублей – номинал самого маленького клада, найденного в Ярославле. Обнаружили сверток с копейками пенсионеры в собственном доме рядом с печкой. 5659 монет 1861 – 1891 гг. на сумму 178 рублей 23 копейки обнаружили в 1992 году у вокзала Ярославль-Главный в сумке, в кустах. Часть монет была упакована в холщовый мешок с неповрежденной пластмассовой пломбой «ЛМД 50» [4].
Глава 3. Исследовательская часть
Изучив необходимые теоретические сведения, решено было провести анкетирование среди учащихся пятого класса МОУ «Лучинская СШ» ЯМР. Вопросы анкеты представлены в Приложении 2, а его результаты приведены в Таблицах 3.1-3.3 и Рисунках 3.1-3.3.
В анкетировании принимали участие 26 человек. Результаты ответов на вопрос анкеты представлены в Таблице 3.1 и Рисунке 3.1.
Таблица 2.1 - Известны ли Вам легенды и предания Ярославского края?
Известны ли Вам легенды и предания Ярославского края? |
Да | Нет |
18 чел. (69%) | 8 чел. (31%) |
Рисунок 3.1
69% опрошенных учащихся дали утвердительный ответ, то есть преобладающее большинство опрашиваемых знают легенды и предания Ярославского края, которые дошли до наших дней из далекого прошлого.
В дальнейшем ходе опроса учащимся было предложено назвать самые известные предания и легенды о Ярославском крае. Полученные результаты представлены в Таблице 3.2 и Рисунке 3.2.
Таблица 3.2 - Назовите самые известные легенды и предания Ярославского края.
Легенда о серебряном колоколе | 6 чел (23%) |
Легенда о Медведе | 16 чел. (53%) |
Легенда о Туговой горе | 2 чел. (8%) |
Чудо об исцелении Ивана Грозного | 2 чел. (8%) |
Чудесная икона Спасителя | 2 чел. (8%) |
Рисунок 3.2
Анализ ответов показал, что опрашиваемые определили 5 легенд и преданий, среди которых самой известной является легенда о Медведе (53%), далее следует легенда о серебряном колоколе (23 %). По 8% следует отнести к названным учащимися легендам: чудесная икона Спасителя, чудо об исцелении Ивана Грозного и легенда о Туговой горе.
Определив, что учащиеся знают историю родного края по легендам и преданиям, решено было задать вопрос: считаете ли Вы необходимым изучать легенды и предания старины?
Результаты представлены в таблице 3.3 и Рисунке 3.3.
Таблица 3.3 - Считаете ли Вы необходимым изучать легенды и предания старины?
Считаете ли Вы необходимым изучать легенды и предания старины? |
Да | 19 чел. (73%) |
Нет | 4 чел. (15%) |
Затрудняюсь ответить | 3 чел. (12%) |
Рисунок 3.3
Полученные ответы позволили определить, преобладающее большинство учащихся (73 %) согласны с тем, что изучение легенд и преданий родного края необходимо. По итогам опроса было принято решение дать возможность учащимся самостоятельно назвать причины, которые они считают главными при изучении легенд и преданий старины. Ответы учащихся представлены на Рисунке 3.5.
Изучать легенды и предания о родном крае
следует, потому что...
Рисунок 3.4
Итак, проведенный опрос среди учащихся позволил получить следующие результаты:
- учащиеся знают легенды и предания Ярославского края (Таблица 3.1, Рисунок 3.1);
- учащиеся заинтересованы в том, чтобы изучать историю, легенды и старинные предания родного края (Таблица 3.3; Рисунок 3.3);
- учащиеся самостоятельно могут определять причины того, почему следует изучать историю родного края в легендах и преданиях (Рисунок 3.4).
На основании полученных результатов исследования пришли к выводу, что учащихся не оставляет равнодушными вопрос об истории Ярославского края, его богатейшей истории, ведущей свою хронологию с древних времен. Следует отметить, что учащиеся с интересом и знанием подходят к рассуждениям о необходимости изучения исторического и культурного наследия Ярославского края. Разнообразие ответов учащихся при ответе на вопрос о причинах изучения старинных легенд, повествующих об истории родного края, показало, что школьники, действительно, заинтересованы в том, чтобы расширять свой кругозор, получать дополнительные знания, чтобы бережно хранить историческое наследие родного края и страны и передавать его из поколения в поколение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ярославская область – один из самых древних регионов нашей огромной страны. Этот край имеет богатейшую историю.
Ярославская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Территорию этой области называют Ярославщиной, Ярославией, Ярославским краем. Центром этого удивительного края является древний город Ярославль.
Ярославль – это древнейший город России, имеющий тысячелетнюю историю, настоящая жемчужина «Золотого кольца» России. Достоверных сведений об истории основания этого древнего города на Волге крайне мало. Но существуют легенды и предания, которые живут в народе и сегодня. Они посвящены тому, как был основан тот или иной город, как осваивались новые территории, как возникали те или иные географические названия. Эти сюжеты также связаны и с деятельностью выдающихся людей нашего многовекового и могучего государства.
Жители Ярославского края гордятся историей своей земли, ее героями, живущими в веках. Хранить легенды и предания далекой старины, помнить историю своего государства, своего родного края необходимо, потому что только так возможно сохранить память поколений и не дать разрушить его традиции, культуру, национальное самосознание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
История Ярославля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://visualhistory.livejournal.com/1832790.html (Дата обращения: 06.03.2022)
Литературное краеведение. Легенды Ярославля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mart4910.blogspot.com/2010/08/blog-post_7491.html (Дата обращения: 05.03.2022)
Место и год основания Ярославля: версии и легенды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://3000city.ru/rf/skolko-let-yaroslavlyu.html (Дата обращения: 06.03.2022)
Мифы и легенды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yaroslavl.viptop.ru/www/mifu.html (Дата обращения: 05.03.2022)
Путешествия по городам России и зарубежья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://towntravel.ru/interesnie-fakti-o-gorodah-rossyi/yaroslavl.html (Дата обращения: 06.03.2022)
Ярославль. История Ярославля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://360yaroslavl.ru/yaroslavl/istoriya_yaroslavlya/ (Дата обращения: 06.03.2022)
Приложение 1
История Ярославля (хронология)
Даты | События |
1071 | Первое упоминание |
1463 | Присоединение Ярославского княжества к Московскому княжеству |
1516 | Сооружение Спасо-Преображенского собора древнейшего из памятников архитектуры, сохранившихся в Ярославле |
1646 | Возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый Успенский собор с 55-метровой колокольней |
1658 | Сгорела большая часть строений Ярославля |
1671-1674 | Построен заново Успенский собор |
1768 | Пожар в Ярославле |
1778 | Утверждение регулярного плана и герба города |
1813-1818 | Построен Гостиный двор |
1820 | Построен Семёновский мост |
1820-1821 | Строительство бульвара на месте бывших земляных укреплений города |
1821 | На средства купца Порфирия Оловянишникова был сооружён первый деревянный мост через Которосль |
1829 | Установлен памятник П.Г.Демидову (Демидовский столб) на Плацпарадной площади (снесён в 1931, восстановлен в 2004) |
1832-1833 | К южной стене Успенского собора пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина |
1832-1836 | Успенскому собору по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой |
1835-1845 | Возводился Собор Казанской Богоматери в Казанском монастыре (архитектор А. И. Мельников) |
1844 | Купола Успенского собора — первыми в городе — покрыли золотом |
1853 | Построен новый деревянный мост через Которосль на дамбе |
1860 | Открытие телеграфной линии, связавшей Ярославль с Москвой |
1870 | Окончание строительства железной дороги, соединяющей Ярославль с Вологдой, Костромой, Петербургом |
1885 | Вокруг памятника П.Г.Демидову разбит сквер |
1892 | Построена часовня Александра Невского |
1896 | Церковь Илии Пророка еще не окружена оградой |
1900, 17(30) декабря | Пущен трамвай |
1900 | В городе открылась первая электростанция |
1911 | Появилось новое театральное здание (архитектор Н. А. Спирин) в стиле московского классицизма начала XIX века |
Продолжение таблицы |
1918 | Город получил серьёзные разрушения во время восстания |
1921 | Восстановили трамвайное движение |
1924 | Частичная реставрация Успенского собора |
1936 (март) | Образование Ярославской области |
1937, 26 августа | Взорван Успенский собор |
1957-1961 | Под руководством архитектора Е. М. Караваевой восстановлен древний облик Спасо-Преображенского собора |
1993 | Открытие памятника Ярославу Мудрому |
2004-2010 | Построен новый Успенский собор |
2005 | Восстановлен памятник П.Г.Демидову (Демидовский столб) |
2005 | Исторический центр города Ярославля включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО |
2010 | Празднование 1000-летия Ярославля |
Приложение 2
Опрос учащихся
Известны ли Вам легенды и предания Ярославского края?
да
нет
Назовите самые известные легенды и предания Ярославского края.
Считаетет ли Вы необходимым изучать легенды и предания о родном крае?
да
нет
затрудняюсь ответить
Изучать легенды и предания о родном крае следует, потому что… (назовите причину)
Ярославль основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым. Легенда гласит: когда-то здесь, в месте слияния Волги и Которосли, находилось языческое поселение – Медвежий угол. Однажды по Волге на ладье со своей дружиной плыл молодой ростовский князь Ярослав Мудрый. В Медвежьем углу Ярослав повелел остановиться и сошел на берег, поскольку до него дошли слухи, будто местные жители нападают на купеческие суда. Князь приказал язычникам прекратить разбой и принять христианство. Но те не желали подчиняться и выпустили на князя священное животное – медведя. Ярослав зарубил «зверя лютого» секирой, а на этом месте повелел заложить город-крепость, названный в честь основателя Ярославлем.
В память о событиях тысячелетней давности на гербе города изображен медведь, вооруженный серебряной секирой. А главную площадь Ярославля украшает величественный монумент: Ярослав Мудрый держит в руках уменьшенное изображение крепостной башни основанного им города.
Ярославль – древнейший русский город-крепость на Волге. В наши дни его уникальная градостроительная структура получила признание мирового культурного сообщества. Решением 29-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году исторический центр города был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник градостроительства.
Легенды и
предания
Ярославского края
Легенда о серебряном колоколе
В
прошлые времена в Ярославле жил купец, который занимался грабежом торговых и даже нищих людей. Жил он в достатке и богатстве. И все бы у него прекрасно, но вдруг исчез у него единственный сын, который не мог смириться с тем, что отец являлся таким варваром. И понял тогда купец, что жил неправедно, и стал помогать всем, творить дела добрые: кормил нищих, приносил пожертвования в церкви. Решил купец замолить грехи и из награбленного серебра приказал отлить большой колокол. Стал колокол украшением колокольни храма Петра и Павла. Надеялся купец, что сын его услышит звуки серебряного колокола и вернется в отчий дом. И исполнилось желание. Сын стал поддержкой купцу, вместе они творили добро. А после смерти отца, продолжал помогать бедным и обездоленным.
Легенда о чудесной иконе Спасителя
1612 год для государства был очень сложным. Беда не обошла и стороной Ярославль. Во время пребывания в городе ополчения началась смертоносная болезнь – язва, которая унесла жизни тысячи людей. Во избежание новых смертей решено было просить помощи у Бога: организовать крестный ход с чудотворной Толгской иконой Божьей Матери.
Н
акануне хода протопопу явилось видение, согласно которому нужно было обязательно с собой взять среди других икон икону Спасителя из деревянной часовни близ церкви Афанасия и Кирилла. Протопоп послушался.
И случилось чудо.…Остановилась она в том месте, где ее и нашли. И была срублена здесь деревянная церковь, в которую и поместили икону Спасителя. В 1615 году здесь основали Кирилло-Афанасьевский монастырь
Чудо об исцелении Ивана Грозного
В 1553 году Иван Грозный посетил Тогу. В то время он страдал мучительной болезнью ног. Чудотворный образ исцелил царя, когда он помолился и приложился к нему устами. В благодарность он украсил икону драгоценной ризой, а также подарил монастырю образ Спаса Нерукотворного
Легенда о Туговой горе
На Руси были тяжелые времена, когда коварные бусурманы хотели отвоевать родные земли русского народа.
Но русские воины не поддались враждебному племени захватчиков. Грабежи и разорения не смогли по давить волю к победе. В 1257 году в граде Ярославле горожане встали на защиту от татарских войск. Во главе с князем Константином за рекой Которослью храбро бились за правду во имя своих детей с помощью Господа Бога. Многие женщины в этой битве потеряли своих мужей, а дети остались жить без отцов. И приходили вдовы плакать на место боя, тужились и печалились. С той поры называют то место Туговой горой.
И по сей день в обитель приезжают люди, которые очищают свою душу, что помогает им избавиться от жизненных напастей
27