Тема: «Мой труд вливается в труд моей Республики»
Цель: формирование профессиональной ориентации детей, гражданственности и патриотизма посредством приобщения к трудовым традициям народа; воспитание интереса к изучению истории родного города (поселка), трудовых достижений земляков; развитие представлений обучающихся о перспективах будущей профессиональной деятельности как условие развития кадрового потенциала Республики.
Оборудование: Экран для просмотра мультфильма, разрезанные пословицы, картинка разрезанная на пазлы, каточки с изображением профессий, портрет Коваленко В.А.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Вот и прозвенел звонок, оповещая начало учебного года. Я надеюсь, что вы за лето все хорошо отдохнули, набрались сил, выросли и с нетерпением ждали этот день.
Вас впереди ждёт много интересного. Как вы думаете, учение это работа или развлечение? (ответы детей)
Учение это большой труд. А тема нашего урока «Мой труд вливается в труд моей Республики»
Учеба в школе поможет вам выбрать будущую профессию. Давайте поиграем в игру «Я знаю пять профессий»
Каждый класс должен назвать 5 разных профессий не повторяясь.
В современном мире насчитывается 40 тыс. профессий, важно найти для себя ту, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.
Ваши родители уже выбрали себе профессии. Давайте послушаем о них, возможно это и ваша будущая профессия.
Папины профессии
Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа-шофёр.
По синему небу летит самолёт.
Им управляет папа-пилот.
Дружно шагает с военными в ряд
В серой шинели папа-солдат.
Кто в многоборье у нас рекордсмен?
Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!»
Уголь рубить не устал в недрах гор
Чёрный от сажи папа-шахтёр.
Искры летят, из котла валит пар –
То варит сталь наш отец-сталевар.
Вылечит тысячи сломанных рук
В детской больнице папа-хирург.
Кран установит, прочистит засор
Папа-сантехник, или монтёр.
Кто выступает на сцене на бис?
Это известный папа-артист.
«В мире ненужной профессии нет!» –
Учит нас с детства папа-поэт.
Мамины профессии
Тёплые вещи быстро и тихо
Шьёт для детишек мама-портниха.
Зубки больные без всяких уколов
Вылечит мама – врач-стоматолог.
В детском саду очень много занятий.
Мама там няня и воспитатель.
В школе не меньше занятий. Смотрите:
Ставит оценки мама-учитель.
Из корешочка растить не устанет
Чудо-растение мама-ботаник.
Пишет в газеты статьи и записки
Мама-писатель и журналистка.
Вкусной колбаски достала с витрины
Мама, она – продавец магазина.
Плюшки и булочки кушать спешите!
Их испекла нам мама-кондитер.
Из самолёта прыгает с риском
Смелая мама-парашютистка.
- Ребята, тема нашего урока «Мой труд вливается в труд моей Республики», а как вы, маленькие дети, можете потрудиться на благо нашей республики? (выполняя поручения в школе, помогая дома своим родителям).
-Я предлагаю посмотреть мультфильм «Кем быть?» по мотивам стихотворения В.В.Маяковского. (Просмотр мультфильма)
- О чём задумался мальчик?
- Какие профессии назвал мальчик?
- О каких из этих профессий мы сегодня слышали на уроке?
- А праздник какой профессии мы праздновали в конце августа? А почему именно день шахтёра так торжественно празднуется в нашем посёлке?
- Как называется наша шахта? (Шахта XIX съезда КПСС)
- Чей портрет увековечен на стене шахтного комбината?(Виктор Андреевич Коваленко)
- Чем прославился этот человек?
Виктор Андреевич Коваленко Герой Социалистического Труда. 49 лет возглавлял бригаду проходчиков. Его бригада ставила рекорды по добыче угля, за счёт хорошей организации труда, образцовой производственной дисциплине, рациональному использованию оборудования. Членами бригады Коваленко В.А. за 1988 год подано несколько рационализаторских предложений, от внедрения которых получен экономический эффект более 20 тыс. рублей. Родина высоко оценила труд проходчиков. 11 членов бригады имеют правительственные награды и 21 ведомственные, трём присвоено высокое звание «Почётный шахтёр».
- А кто из вас знает, что обозначает слово династия?
- Династия – это несколько поколений сменявших друг друга. Шахтёрский опыт и традиции передавались из поколения в поколение. Постепенно сыновья заменяли в шахте своих дедов и отцов. Так возникли шахтёрские династии. А знаете ли вы, есть в вашей семье династии тружеников?( Ответы детей).
- Мы много говорили о разных профессиях сегодня, а сможете ли вы узнать профессию по одежде человека?(Демонстрация картинок. Врач, шахтёр, повар, швея, животновод, продавец и т.д.)
- О труде люди слагали стихи, песни, загадки, пословицы, поговорки. Давайте вспомним и мы некоторые пословицы с которыми вы уже встречались на уроках. Пословицы записаны на частях пазлов, собрав картинку вы узнаете, свою первую «профессию» (ученики)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Воля и труд дивные всходы дают.
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
(картинка ученики)
Итог урока
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни!
Я вам желаю успехов в учебе, верных друзей, веселых праздников, увлекательных экскурсий, побед в соревнованиях.
Мой труд вливается в труд моей Республики
(сценарий первого урока)
Цель урока: напомнить учащимся об истории Луганского края, о трудовых буднях шахтеров, о Стахановском движении, о личном вкладе в развитие республики; развивать умения высказывать свою точку зрения,умение оценивать происходящие события; воспитывать любовь к родному краю, к людям рабочих профессий. Формирование у учащихся общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, нравственных норм (доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, ответственности за свои поступки), воспитание любви к Родине через взаимоотношения с близкими людьми
На доске эпиграф:
Человеку нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца.
К.Г. Паустовский
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Автор текста (слов): Матусовский М.
Композитор (музыка): Баснер В.
— Это песня о любви к Родине. С чего же начинается эта любовь?
— С хороших и верных товарищей, с отца с матерью – родителей…
— Слова «Родина» и «родители» однокоренные и неразрывно связанные и в русском, украинском «батьки» и «Батьківщина» и в других языках.
— А что для вас значит Родина?
………………………………
— Неотделимой частицей большой Родины (страны) является родной край, небольшой город, где мы родились и живем, где впервые увидели солнце, сказали первые слова, где начали узнавать окружающий мир, нашли друзей. Маленький ребенок мало знает о том уголке страны, где он живет. ДОМ – ДВОР – ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА – границы мира постепенно расширяются.
— А какой вклад вы вносите сейчас в развитие и процветание своей Родины? Гимназии? Семьи?
— Чем вы помогаете Родине? В чем ваш основной труд?
(Долг – учиться, чтобы трудиться на благо Родины)
Интерактивное упражнение
Группы должны написать за минуту по алфавиту названия городов шахтерских, и выдающихся людей нашего края
. Стих
О Донбассе пишут в географиях,
Что Донбасс край угля и металла,
Но для полной биографии, -
Это очень сухо, очень мало.
Кажется, есть песни о Донбассе
Терриконы и копры воспеты,
Верно, есть такие, я согласен,
Но это только внешние приметы.
XV. Донбасс всегда давал стране угля,
Тепло и свет несла его земля,
Но вместе с тем в любые времена
И кадры он давал сполна.
(На экране демонстрируются портреты известных людей края)
Никита Изотов. Его потребовала время. Его воспитала эпоха. В 20 лет он становится шахтером. Майским утром 1932 года он совершил подвиг, заставивши заговорить о нем многие газеты: он вырубил за смену 20 тонн угля. Целый железнодорожный вагон.
Алексей Стаханов. Это он в 1935 году за 5 часов 45 минут на шахте «Центральная – Ирмино» вырубил 102 тонны. А потом появились свои стахановцы в металлургии и машиностроении, на транспорте и в сельском хозяйстве.
Прославил Донбасс Георгий Тимофеевич Береговой. 26 октября 1968 г. на «Союзе – 3» он отправился в многодневный космический полет, в мир полный загадок и неожиданностей. Это был десятый триумфальный выход людей в космос. Гордость переполняла сердца енакиевцов, всех донбассовцев. Ведь звездный сын – наш земляк.
Владимир Иванович Даль. Это он сотворил большой и значительный памятник-словарь, который украшает полки всякого, кому дорог великий русский язык.
Он стремился к Северному полюсу, он хотел достичь этой точки не ради славы и рекордов, а во имя науки и человечества, во имя народа своего. Это был Георгий Яковлевич Седов.
Гордостью нашего народа является Архип Иванович Кунджи. Его картины – частица Золотого фонда сокровищницы изобразительного искусства.
Де гул заводів даль колише
Ясні Донеччини поля
Мені на світі наймиліші.
Так писал о Донецком крае наш земляк – поэт Владимир Соссюра.
Сергей Сергеевич Прокофьев. Его творчество оказало большое влияние на национальный стиль музыки. Обогатило ее новыми гармониями и ритмами.
80 лет Стахановскому движению
Стих Цупко Юли
Наши выпускники в этом году поступили на строительные факультеты, чтобы отстраивать наши города, после военных событий.
Ваша цель сейчас успешно окончить лицей, и каждый уже задумался в какой вуз ему поступать, какую профессию выбрать.
Упражнение «Микрофон» по цепочке учащиеся говорят кем они хотят стать.