СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мой верный друг, язык мой русский»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по русскому языку способствует формированию положительной мотивации к учебной деятельности, развитию интереса к предмету, воспитанию любви к родному языку.

 

Просмотр содержимого документа
««Мой верный друг, язык мой русский»»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ по русскому языку в 3 классе

Тема: «Мой верный друг, язык мой русский»

Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку.

Оборудование: три пакета с карточками – заданиями для каждой группы, альбомные листы, фломастеры.

Класс делится на 3 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба.
       Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?

       Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!

III. Сообщение темы занятия.
Прочитайте, что говорил русский писатель И.С. Тургенев о языке:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками».

Наше занятие посвящено знанию русского языка.
III. Работа по теме занятия

1. Чтение стихов учащимися.

Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

- Сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

Истинная любовь к Родине немыслима без любви к своему языку. Многие писатели восхищались им. (У каждой группы карточка с высказываниями писателей о русском языке.)

 2. Чтение высказываний писателей о языке.

Русский язык в умелых устах красив, певуч, выразителен, послушен и ловок. (Куприн).

Русский язык – самый звучный, он живой, как жизнь и обогащается ежеминутно. (Гоголь).

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (Паустовский).

Русский язык необыкновенно богат. (Белинский).

Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Тургенева и Чехова, это тот язык, на котором создана а великая литература. (Гончар).

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (Тургенев).

- Почему Тургенев призывает беречь русский язык?

- А вы любите свой язык? Любить – значит знать и беречь. Проверим, какие вы знатоки!

3. Разминка «Закончите фразеологизмы».

Не долго... (думая)

Изо дня ... (в день)

Ни жив... (ни мертв)

Ломать ... (голову)                          

До поры ... (до времени)

От нечего ... (делать)                  

С горем ... (пополам)

Спустя ... (рукава)                      

Как снег ...(на голову)

Медвежья ... (услуга)                  

Кто в лес ... (кто по дрова)

Зарубить ... (на носу)                      

Утереть ... (нос)

Прикусить ...(язык)                        

Волчий ... (аппетит)

С минуты ...(на минуту)                

Тише воды... (ниже травы)


Скажите одним словом

Дети отвечают хором:

-храбрый человек-храбрец;

-мудрый человек-мудрец;

-веселый-весельчак;

-болтливый-болтун;

-ленивый-лентяй;

-богатый-богач;

-сильный-силач.

4. «Произнеси слово с верным ударением» (красные карточки).

Карточки получает каждая группа.

Звонит        Налила        Побыла

Цемент        Столяр        Портфель

Начал        Поняли        Красивее

Положил        Баловаться

Щавель        Приговор

Брала                                              Дала

5. Конкурс «Кто больше?» - подбор синонимов.

Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, неустрашимый, удалой, безбоязненный.

Подбор антонимов:

Молодой-старый;

Острый-тупой;

Полезный-вредный;

Жара-холод;

Добро-зло;

Свет-тьма;

Хвалить-ругать;

Опускать-поднимать;

Любить-ненавидеть.

6. Сосчитайте звуки и буквы (зеленые карточки).

Карточку получает каждая группа.

Юла-3б.4зв.

Ёж-2б3зв.

Коньки-6б.5зв.

Солнце-6б.5зв.

Заяц-4б.5зв.

7. «Слово рассыпалось» (голубые карточки).

ВОРД-ДВОР;

ЕЛОНЬ-ОЛЕНЬ;

БЛУК-КЛУБ;

ВАТРА-ТРАВА;

КУТА-УТКА.

8. «Конкурс живописцев»

Рассмотрите рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов.

Задание: назвать фразеологизм (рисунки на доске)

Воробью по колено.

Как две капли воды.

На краю земли.

Считать ворон.

Как снег на голову.

Как с гуся вода.


А теперь вы создайте новые рисунки. Капитаны команд подойдите, возьмите задание. Почитайте фразеологизм и сделайте к нему рисунок.

Попасть пальцем в небо.

Где раки зимуют.

От доски до доски.

9. Пословица рассыпалась (фиолетовые карточки).

- Мудрость народа отражается в пословицах:

Соедините части пословиц и прочитаете народную мудрость.

Труд человека кормит, а лень портит.

Жизнь дана на добрые дела.

Тяжело в учении, легко в бою.

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

10. Конкурс «Фразеологический зверинец».

Закончи фразеологизм названием животного. Отвечает команда хором.

Правильный ответ - 1 балл.

Голоден как... волк.                         Нем как... рыба.

Хитер как... лиса.                             Грязный как ... свинья.

Труслив как ... заяц.                        Упрям как ... осел.

Здоров как… бык.                           Болтлив как... сорока.

Изворотлив как... уж.                      Колюч как... уж.

IV. Подведение итогов.  Награждение.

Прощаться настала пора,

Урок нам закончить пора!

С ним узнал ты много слов

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их

Не зря урок наш был потрачен!

- Ребята, спасибо вам за активную работу на занятии. Поблагодарим

русский язык.

Люблю тебя, русский язык!

Ты умный и строгий

Тебя, мой русский язык,

Осилим мы понемногу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!