Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Актуальность формирования чувства патриотизма нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». В нем указывается, что портрет обучающегося включает в себя такие личностные характеристики:
любовь к своему народу, краю и Родине;
уважение и принятие ценности семьи и общества;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т.д.
Поскольку мы тоже имеем отношение к образовательной деятельности, да и направленность наша художественная, мы просто обязаны активно включаться в этот воспитательный процесс – прививать детям чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.
Дети школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
На наших занятиях мы довольно часто соприкасаемся с темой патриотизма, что заложено и в программе, и ежедневно в процессе общения в группах, так же участие в конкурсах посвященным красоте нашего края, определенным событиям, праздничным датам. ( «День народного единства», «Пейзажи родного края», «Материнская слава», «День защитника Отечества», «День Победы», «Маленькие герои большой войны»………)
Вот как пространство для воспитательной работы можно определить:
П – права и обязанности граждан;
А – активный образ жизни
Т – толерантность
Р – радость открытий и познаний
И – изучение истории своего народа
О – ответственность
Т – трудолюбие
И – искренность
З – здоровый образ жизни
М – мужество, милосердие
Таким образом, цель работы по воспитанию патриота страны – это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи патриотического воспитания обучающихся включают:
формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях;
бережного отношения к жизни и ко всему живому;
• прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;
• воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;
В память павших своих земляков
Зажигаем потухшие свечи.
Пусть расправит неяркий их свет
Ветеранов уставшие плечи.
Поколенье, не знавших войны,
Как свою – вашу боль принимаем.
Чтобы не было больше беды,
Мы сегодня свечу зажигаем.