Реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОСНОО) я пользуюсь учебно-методическим комплексом (УМК) «Школа России», который охватывает все предметные области учебного плана ФГОС.
Данный УМК разработан в соответствии с современными общепедагогическими теориями и идеями конкретно-методического характера. При этом в нём бережно сохранены лучшие традиции российской школы.
Информационно-образовательначя среда УМК «Школа России» состоит из мощного о ядра: концепции, рабочих программ, системы учебников и методической оболочки (современные образовательные ресурсы: мультимедийные приложеня к учебникам на электронных носителях, интерактивные таблицы, фонохрестоматии и др. многоцелевая интернет-поддержка).-
Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества.
Её основа базируется на современных достижениях педагогической теории и практики.
Приоритетом при создании УМК является системное развитие, соответствующее запросам времени в сочетании с неразрывной связью образовательного опыта предшествующих периодов, что в полной мере отражается в основополагающих принципах УМК «Школа России»:
Принцип воспитания гражданина России
Принцип ценностных ориентиров
Принцип обучения в деятельности
Принцип синтеза традиций и инноваций
Принцип экоадекватного характера образования
Принцип глобальной ориентации образования
Принцип работы на результат
1. Принцип воспитания гражданина обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укреплённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На достижение этого идеала направлено содержание всех учебных курсов УМК «Школа России».
2. Принцип ценностных ориентиров, органично связанный с представленным выше принципом, предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти ценности конкретизируются в соответствии с особенностями содержания, развивающим и воспитательным потенциалом каждого учебного предмета.
3. Принцип обучения в деятельности предполагает, что достижение указанных в ФГОС НОО и реализуемых в УМК «Школа России» целевых установок и основополагающих принципов обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД) посредством реализации системно-деятельностного подхода (ФГОС НОО раздел I, п. 7). УУД выступают в качестве основы образовательного процесса. Содержание и методическое обеспечение УМК «Школа России» предусматривает формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. На это нацелены все учебные предметы с учётом специфики их содержания и выстроенной системы заданий, упражнений, вопросов, задач и пр., способствующих системному включению детей в различные виды деятельности.
4. Принцип синтеза традиций и инноваций означает опору на лучшие, проверенные временем традиции отечественной школы в сочетании с проверенными практикой образовательного процесса инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны. В учебных курсах образовательной системы «Школа России» широко и последовательно применяются такие инновации, как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными носителями информации, создание портфолио учащихся, итоговые комплексные работы и другие, носящие как общий, так и предметный характер. В целом в УМК «Школа России» полностью задействован инновационный потенциал Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
5. Принцип экоадекватного характера образования учитывает, что одним из наиболее серьёзных вызовов современного мира человеку и человечеству являются экологические проблемы. Экоадекватный характер образования (от греческого слова «экос» — дом), предусматривает воспитание любви и уважения к природе как к величайшей ценности, как основе жизни людей, развитие у ребёнка природосберегающего «чувства дома», своего рода «встраивание» растущего человека в биосферу с её системой императивных норм. Поэтому одной из важнейших составляющих предлагаемой модели образования является экологическая этика и связанная с её освоением эколого-этическая деятельность детей.
6. Принцип глобальной ориентации образования предусматривает учёт в обучении и воспитании младших школьников процесса глобализации, характеризующего современный мир. Уже сегодня ребёнок живёт в мире, хотя и разделённом государственными границами, однако объединённом глобальными системами коммуникации, индустрией туризма, деловыми, дружескими и родственными связями. В таком мире ему предстоит осуществлять свою деятельность и в будущем. Поэтому в учебниках и учебных пособиях УМК «Школа России» наша страна предстаёт перед учеником как часть многообразного и целостного мира, её граждане — как часть человечества, как участники мирового развития, а деятельность, связанная с познанием своей планеты, освоением информационных технологий, иностранных языков, рассматривается в числе важнейших приоритетов.
7. Принцип работы на результат в современном понимании означает целенаправленную и последовательную деятельность для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Для этого в структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.
Таким образом, все вышеизложенные принципы учебно-методического комплекса, заложенные в него, прямо указывают на ведущую и главенствующую целевую установку – обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС НОО.
Исходя из всего вышеизложенного, решаются современные образовательные задачи:
Реализация идеологической основы ФГОС НОО – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности грпажданина России.
Реализация методологической и методической основы ФГОС – организация учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.
Достижение личностных, метапредметных и предметнывх результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться.