СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мой взгляд в космос" программа внеурочной деятельности

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача программы «Мой взгляд в космос» состоит в предоставлении возможностей для последовательного формирования школьниками своих представлений об окружающем их мире.

Просмотр содержимого документа
«"Мой взгляд в космос" программа внеурочной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности

«Мой взгляд в космос» 8 класс (1 раз в неделю – 35 часов

Автор Гильденбрандт Лилия Викторовна МБОУ СОШ №2 г.Искитима НСО

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная задача программы «Мой взгляд в космос» состоит в предоставлении возможностей для последовательного формирования школьниками своих представлений об окружающем их мире.

Само название «Мой взгляд в космос» говорит о том, что целью данной программы является установление связей между человеком и окружающим его миром.

Главная идея программы – прохождение пути превращений мифологического сознания в научное.

Цель – проследить, что происходило с представлениями о Космосе в странах Древнего мира: Египте, Китае, Ближнем Востоке, Индии. Здесь акцент делается на разных представлениях о Космосе и вселенной разных народов, на возникновении разных типов пантеонов. Задача увидеть, как развивались понятия связанные со временем и способами его измерения.

Структура программы:

Программа курса состоит из 4-х частей:

1. (5ч.) «Первобытный мир. Зарождение религии»

2. (14ч.) «Мировоззрение народов древнего мира: Египет, Малая Азия, Индия, Китай»

3. (7ч.) «Мифы, перенесенные на небо. Греция»

4. (8ч.) «Модели мироздания древнего Рима»

1 часть - Первобытные ощущения единства человека и космоса. Анимизм как одушевление окружающего мира. Ритуалы древних людей. Тотемизм. Астрономия начиналась с первых попыток человека разумного определиться в мире при помощи наблюдений за окружающей его природой и самыми яркими ее проявлениями - Луной, Солнцем и звездным небом.

2 часть - наиболее объёмный, он включает в себя 14 тем, так как последовательно рассматривает каждую страну с 3-х ракурсов:

·  Религия (пантеон)

·  Наука (астрономические открытия, каждой цивилизации, календарь)

·  Мировоззрение (понимание себя в мире, объяснение этого мира)

3 часть - Отношения Человек и Космос, лежащие в основе одноименного курса, рассматриваются на материале древнегреческих представлений. Причём под Космосом мы подразумеваем, как и древние греки, весь, окружающий человека мир, обладающий душой и разумом и находящийся в гармонии, а не только межпланетную и околоземную среду, которая находится за пределами атмосферы Земли. В этом блоке сформулирован переход от мифологического к научному объяснению мира, – то есть объяснение мира из него самого. Учащиеся решают вопрос «Как устроен Космос древних греков?» и делают выводы соответствующие важным теоретическим догмам античной астрономии.

4 часть – Этапы развитие религиозных представлений римлян:

·  Абстрактная религия

·  заимствования из других пантеонов

·  возникновения христианства.

- реформирование календаря. в 46 г. до н. э.

Планируемый результат:

1.  прохождение пути превращения мифологического сознания в научное.

2.  овладение умением анализировать различные явления, связанные с человеческим мировоззрением и вырабатывать собственную критическую оценку на основе сравнения культур разных народов;

3.  формирование умений использовать в самостоятельной работе различные источники: фрагментов фильмов, материалов Интернета и пр.;

4.  выработка умения находить, понимать и использовать различные виды информации в своей деятельности; систематизировать тематический материал для нахождения связей между частным и общим;

5.  формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения;

6.  формирование умений  работы в коллективе, активизация детского творчества через разнообразные формы организации урока, в том числе коллективное выполнение заданий.

Все вышеперечисленные задачи следует решать в комплексе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего развития.

Курс «Мой взгляд в космос» в средней школе должен преподаваться максимально наглядно и занимательно:

·  использование различные средства обучения (демонстрационные таблицы, аудио - и видеозаписи, средства массовой информации, компьютерные программы и т. д.);

·  выполнение аналитических и креативных заданий в группах;

·  выполнение индивидуальных творческих заданий

Формы контроля и диагностики

Деятельностный подход, лежащий в основе данного курса предполагает и безотметочную систему оценивания. Мониторинг проводится с помощью системы критериев из нескольких составляющих учитывающих разные виды деятельности, которые позволяют увидеть и оценить индивидуальную успешность учащихся.

Усвоение материала курса определяется с помощью тестирования, в котором результат обозначен уровнем успешного усвоения материала (в баллах, и в процентном соотношении).

Тематическое планирование курса «Мой взгляд в космос»

Тема

Кол.-во

часов


Формы работы

Введение в предмет

Мир. Вселенная. Космос

Первобытный мир. Зарождение религии

1

лекция


Работа в группах

Представления первобытных людей о мире. Анимизм

1

лекция


Ритуалы древних людей. Тотемизм

1

Индивидуальные задания


Древняя Астрономия. Стоунхендж

1

Работа в группах


Итоговое занятие по теме

1

учебно-познавательная игра

конкурсные задания


Кол-во часов по теме

5


Мифы, перенесенные на небо.

1


Работа в группах

Египетский пантеон. Мифы и легенды

1

лекция

Задание 1

Египетский календарь

1

Составление схем

Задание 2

Астрономия и религия древних египтян

1

лекция

Задание 3

Шумеро-аккадский пантеон

1

Составление сопоставительных таблиц

Задание 1

Боги и планеты

1

Работа с карточками

Задание 2

Вавилонский календарь. Наблюдение затмений. Сарос

1

лекция

Задание 3

египетский и шумерский пантеоны. Сходства и различия

1

составление

сравнительной таблицы

проверочная

работа

Индуистская мифология главная триада.

1

Лекция

Задание 1

Ситхаратха Гаутама (Будда). Буддизм

1

Составление конспекта

Задание 2

Китайская мифология

1

Лекция

Задание 1

Конфуций и Конфуцианство

1

Лекция

Задание 2

подготовка к предъявлению мини-исследований

1

изготовление экспонатов, костюмов.


Итоговое занятие по теме

1

предъявление мини исследований

самооценка


Кол-во часов по теме

14


Модели мироздания Греции

1


Работа в группах

Греческая Мифология.

Происхождение мира

1

Работа в группах

Создание схемы

Схема «Греческий пантеон»

Мифы о Зевсе. Созвездие Козерог, Созвездие Лебедь

1

Работа в группах

Создание презентации

Кроссворд 1

Осенне-летний треугольник. Созвездия Орел. Лира

1

Работа в группах

Кроссворд 2

Мифы о Геракле. Созвездие Геркулес.

Созвездие Лев.

1

Работа в группах

Работа с мультфильмом


Малая и Большая медведица. Созвездие Орион.

1

Работа в группах

Создание презентации

Кроссворд3

Итоговое занятие по теме

1

учебно-познавательная игра

конкурсные задания


Кол-во часов по теме

7


Модели мироздания древнего Рима

1


Работа в группах

Мифология древнего Рима

1

Лекция.

Создание объемной модели

Римский пантеон

1

Работа в группах


Боги и планеты

1

Работа с карточками


Римская и греческая мифология. Сходства и Различия

1

Работа в группах

проверочный тест

Римский календарь

1

лекция


Римские боги в названиях дней недели

1

Работа с карточками



Итоговое занятие

1

учебно-познавательная игра


Кол-во часов по теме

8


Общее количество часов

34



Используемая литература:

1.  «Мифологический словарь» под редакцией . Москва 1991г;

2.  «Мифология греков и римлян» Мысль 1996г.

3.  М. Мамардашвили «лекции по античной философии» Аграф 2012г.

4.  Сергеев Т. В. «Планета Земля» Интерпракс 1994г.

5.  «Человек и Космос» Наука 2015г.

6. И. Шустова «Теперь я знаю…» Детская литература 1994г.

7. Интернет