РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности
«Мой взгляд в космос» 8 класс (1 раз в неделю – 35 часов
Автор Гильденбрандт Лилия Викторовна МБОУ СОШ №2 г.Искитима НСО
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная задача программы «Мой взгляд в космос» состоит в предоставлении возможностей для последовательного формирования школьниками своих представлений об окружающем их мире.
Само название «Мой взгляд в космос» говорит о том, что целью данной программы является установление связей между человеком и окружающим его миром.
Главная идея программы – прохождение пути превращений мифологического сознания в научное.
Цель – проследить, что происходило с представлениями о Космосе в странах Древнего мира: Египте, Китае, Ближнем Востоке, Индии. Здесь акцент делается на разных представлениях о Космосе и вселенной разных народов, на возникновении разных типов пантеонов. Задача увидеть, как развивались понятия связанные со временем и способами его измерения.
Структура программы:
Программа курса состоит из 4-х частей:
1. (5ч.) «Первобытный мир. Зарождение религии»
2. (14ч.) «Мировоззрение народов древнего мира: Египет, Малая Азия, Индия, Китай»
3. (7ч.) «Мифы, перенесенные на небо. Греция»
4. (8ч.) «Модели мироздания древнего Рима»
1 часть - Первобытные ощущения единства человека и космоса. Анимизм как одушевление окружающего мира. Ритуалы древних людей. Тотемизм. Астрономия начиналась с первых попыток человека разумного определиться в мире при помощи наблюдений за окружающей его природой и самыми яркими ее проявлениями - Луной, Солнцем и звездным небом.
2 часть - наиболее объёмный, он включает в себя 14 тем, так как последовательно рассматривает каждую страну с 3-х ракурсов:
· Религия (пантеон)
· Наука (астрономические открытия, каждой цивилизации, календарь)
· Мировоззрение (понимание себя в мире, объяснение этого мира)
3 часть - Отношения Человек и Космос, лежащие в основе одноименного курса, рассматриваются на материале древнегреческих представлений. Причём под Космосом мы подразумеваем, как и древние греки, весь, окружающий человека мир, обладающий душой и разумом и находящийся в гармонии, а не только межпланетную и околоземную среду, которая находится за пределами атмосферы Земли. В этом блоке сформулирован переход от мифологического к научному объяснению мира, – то есть объяснение мира из него самого. Учащиеся решают вопрос «Как устроен Космос древних греков?» и делают выводы соответствующие важным теоретическим догмам античной астрономии.
4 часть – Этапы развитие религиозных представлений римлян:
· Абстрактная религия
· заимствования из других пантеонов
· возникновения христианства.
- реформирование календаря. в 46 г. до н. э.
Планируемый результат:
1. прохождение пути превращения мифологического сознания в научное.
2. овладение умением анализировать различные явления, связанные с человеческим мировоззрением и вырабатывать собственную критическую оценку на основе сравнения культур разных народов;
3. формирование умений использовать в самостоятельной работе различные источники: фрагментов фильмов, материалов Интернета и пр.;
4. выработка умения находить, понимать и использовать различные виды информации в своей деятельности; систематизировать тематический материал для нахождения связей между частным и общим;
5. формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения;
6. формирование умений работы в коллективе, активизация детского творчества через разнообразные формы организации урока, в том числе коллективное выполнение заданий.
Все вышеперечисленные задачи следует решать в комплексе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего развития.
Курс «Мой взгляд в космос» в средней школе должен преподаваться максимально наглядно и занимательно:
· использование различные средства обучения (демонстрационные таблицы, аудио - и видеозаписи, средства массовой информации, компьютерные программы и т. д.);
· выполнение аналитических и креативных заданий в группах;
· выполнение индивидуальных творческих заданий
Формы контроля и диагностики
Деятельностный подход, лежащий в основе данного курса предполагает и безотметочную систему оценивания. Мониторинг проводится с помощью системы критериев из нескольких составляющих учитывающих разные виды деятельности, которые позволяют увидеть и оценить индивидуальную успешность учащихся.
Усвоение материала курса определяется с помощью тестирования, в котором результат обозначен уровнем успешного усвоения материала (в баллах, и в процентном соотношении).
Тематическое планирование курса «Мой взгляд в космос»
Тема | Кол.-во часов | | Формы работы |
Введение в предмет Мир. Вселенная. Космос Первобытный мир. Зарождение религии | 1 | лекция | Работа в группах |
Представления первобытных людей о мире. Анимизм | 1 | лекция | |
Ритуалы древних людей. Тотемизм | 1 | Индивидуальные задания | |
Древняя Астрономия. Стоунхендж | 1 | Работа в группах | |
Итоговое занятие по теме | 1 | учебно-познавательная игра | конкурсные задания |
| Кол-во часов по теме | 5 | |
Мифы, перенесенные на небо. | 1 | | Работа в группах |
Египетский пантеон. Мифы и легенды | 1 | лекция | Задание 1 |
Египетский календарь | 1 | Составление схем | Задание 2 |
Астрономия и религия древних египтян | 1 | лекция | Задание 3 |
Шумеро-аккадский пантеон | 1 | Составление сопоставительных таблиц | Задание 1 |
Боги и планеты | 1 | Работа с карточками | Задание 2 |
Вавилонский календарь. Наблюдение затмений. Сарос | 1 | лекция | Задание 3 |
египетский и шумерский пантеоны. Сходства и различия | 1 | составление сравнительной таблицы | проверочная работа |
Индуистская мифология главная триада. | 1 | Лекция | Задание 1 |
Ситхаратха Гаутама (Будда). Буддизм | 1 | Составление конспекта | Задание 2 |
Китайская мифология | 1 | Лекция | Задание 1 |
Конфуций и Конфуцианство | 1 | Лекция | Задание 2 |
подготовка к предъявлению мини-исследований | 1 | изготовление экспонатов, костюмов. | |
Итоговое занятие по теме | 1 | предъявление мини исследований | самооценка |
| Кол-во часов по теме | 14 | |
Модели мироздания Греции | 1 | | Работа в группах |
Греческая Мифология. Происхождение мира | 1 | Работа в группах Создание схемы | Схема «Греческий пантеон» |
Мифы о Зевсе. Созвездие Козерог, Созвездие Лебедь | 1 | Работа в группах Создание презентации | Кроссворд 1 |
Осенне-летний треугольник. Созвездия Орел. Лира | 1 | Работа в группах | Кроссворд 2 |
Мифы о Геракле. Созвездие Геркулес. Созвездие Лев. | 1 | Работа в группах Работа с мультфильмом | |
Малая и Большая медведица. Созвездие Орион. | 1 | Работа в группах Создание презентации | Кроссворд3 |
Итоговое занятие по теме | 1 | учебно-познавательная игра | конкурсные задания |
| Кол-во часов по теме | 7 | |
Модели мироздания древнего Рима | 1 | | Работа в группах |
Мифология древнего Рима | 1 | Лекция. | Создание объемной модели |
Римский пантеон | 1 | Работа в группах | |
Боги и планеты | 1 | Работа с карточками | |
Римская и греческая мифология. Сходства и Различия | 1 | Работа в группах | проверочный тест |
Римский календарь | 1 | лекция | |
Римские боги в названиях дней недели | 1 | Работа с карточками | |
| Итоговое занятие | 1 | учебно-познавательная игра |
| Кол-во часов по теме | 8 | |
Общее количество часов | 34 | | |
Используемая литература:
1. «Мифологический словарь» под редакцией . Москва 1991г;
2. «Мифология греков и римлян» Мысль 1996г.
3. М. Мамардашвили «лекции по античной философии» Аграф 2012г.
4. Сергеев Т. В. «Планета Земля» Интерпракс 1994г.
5. «Человек и Космос» Наука 2015г.
6. И. Шустова «Теперь я знаю…» Детская литература 1994г.
7. Интернет