Конспект занятия для средней группы «Мой замечательный нос»
Цель: приобщать к здоровому образу жизни.
Задачи:
Знакомить со строением и функциями носа.
Формировать представление о носе, как органе обоняния.
Развивать речь и творческое мышление. Обогащать словарный запас (прямой, курносый, с горбинкой, расплющенный, обоняние).
Обучать дыхательной гимнастике для улучшения носового дыхания.
Оборудование:
Картинка «Размер и форма носа».
Зеркала по количеству детей.
Коробочки от «Киндер – сюрпризов» с запахом апельсина, лимона, банана, кофе, лука, чеснока, укропа, шоколада, огурца, печенья.
Настоящие предметы с тем же запахом, закрытые салфетками под теми же номерами, что и «Киндер – сюрпризы».
Мяч
Предметные картинки: одежда и обувь, медицинская маска, схема точечного массажа, капли в нос, алоэ, картинка «Руки», носовой платок, значок «Удар», водопроводный кран.
Предварительная работа:
Чтение произведений: «Зачем носик малышам?» Ю. Прокопович, «Мой замечательный нос» Э. Мошковская, «Как беречь нос?» С. Шукшина, «Разные носы» Н. Кнушевицкая, «Про нос и язык» Е.Пермяк.
Знакомство с массажем носа.
-Отгадайте загадку: Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит. (Нос)
-У всех нас есть нос. Это очень важная часть нашего организма. Недаром про нос часто упоминают в разговоре. Например, у вас могут спросить: «Ну, что нос повесил?» Что это обозначает? А если кто-то скажет: «Не суй нос не в свои дела». Как это следует понимать? А когда говорят: «Заруби себе на носу», что нужно сделать?
Рассматривание картинки «Нос», беседа о строении носа (показать и назвать ноздри, крылья, переносицу) .
- Носы бывают разной формы. Нос может быть прямой, с горбинкой, курносый, расплющенный.
По размеру носы бывают маленькие и большие. Если нос очень большой, как про него можно сказать? Не нос, а (носище). А если маленький нос, как можно его назвать? (Носик). Чьи носы обычно называют носиками? (Детские).
Давайте рассмотрим носики в зеркало. Найдите крылья, ноздри, переносицу, кончик носа. Какой у вас нос по форме?
Нос курносый или длинный?
Даже как у Буратино.
Нос любой нам очень нужен.
Он всю жизнь нам верно служит.
- А зачем нужен нос?
- Конечно, нос нам просто необходим, чтобы дышать. Вспомните, что вы чувствовали, когда у вас был заложен нос?
- А нужен ли нос, чтобы разговаривать? Давайте проверим: расскажем небольшое стихотворение с зажатым носом. (Зажимают нос).
- Легко ли вам было рассказывать стихотворение?
- Приятно ли было слушать? (Вывод: нос необходим для правильной речи)
- Попробуйте сделать глубокий вдох ртом. Что вы почувствовали в горле? (Прохлада).
- Вносу воздух согреваются. Поэтому так важно дышать носом, особенно, когда холодно.
- В носу есть мелкие волоски. Они очищают воздух от пыли микробов. А если вы дышите ртом, то пыль и микробы вместе с воздухом попадают к вам в организм. Поэтому так важно дышать носом.
- С помощью носа мы ощущаем запахи.
Дидактическая игра с мячом: «Где чем пахнет?»
Около клумбы.
На пожаре.
В аптеке.
В пчелином улье.
На заправке.
В парикмахерской.
В столовой.
В ванной.
В булочной.
- А можем ли мы почувствовать запах без помощи носа? Можно ли почувствовать запах с помощью рта? ( вдыхаем запах с зажатым носом, а затем носом).
Вывод: запах чувствует только нос. Эту способность носа называют обонянием. В носу находятся нервные окончания. Мы вместе с воздухом вдыхаем какой-нибудь запах и сигнал по нервам передаётся в мозг. Мозг запоминает запах, а потом узнаёт его. Вы тоже знаете некоторые запахи. Сейчас мы проверим ваше обоняние.
Игра: «Угадай по запаху».
Ход игры. В коробочках от Киндер-сюрпризов спрятаны вещества с знакомыми запахами. Дети по очереди берут коробочки и определяют запах. Проверить правильность ответа можно, если открыть салфетку с той же цифрой, что и на коробочке.
- Какие запахи вам очень нравятся?
- Какие запахи для вас неприятны? Нужны ли вообще неприятные запахи? (Мы чувствуем по запаху, что пища испортилась и не станем её есть. Чувствуем запах дыма, значит, что-то горит. Запах газа предупредит о том, что горелка не закрыта. То есть, неприятные запахи предупреждают нас об опасности. )
- Как можно избавиться от неприятных запахов?
- Наши носы различают запахи, согревают воздух при дыхании и очищают его от пыли и микробов. Но для этого нужно очень бережно относиться к своему носу, чтобы нос был всегда здоров .Мы сейчас составим «Правила здорового носа». В этом нам помогут предметы и картинки, которые лежат на столе. Как вы думаете, что нужно делать и чего не нужно делать, чтобы нос был здоров? (Дети выбирают предметы и объясняют их пользу или вред для здоровья носа.)
-Чтобы вы лучше запомнили правила здорового носа, предлагаю игру «Запрещается – разрешается».
Чистым воздухом дышать?
Одеваться по погоде?
Чистить пальчиком свой нос?
Чистить носовым платком?
Чёрным дымом нам дышать?
Летом по лесу гулять?
В луже ноги промочить?
От ударов нос беречь?
Делать носику массаж?
Плакать и свой нос тереть?
- Почему плакать неприятно для носа?
- Чтобы нос хорошо дышал, есть специальные упражнения. Мы сейчас научимся их выполнять: вдох через правую ноздрю, выдох через левую, и наоборот.
- А улыбаться приятно или нет?
- Послушайте юмористическое стихотворение Игоря Иртеньева «Нос».
- Это что растёт у вас между глаз
Извините за вопрос?
- Это нос.
- И давно он там растёт?
- Где-то с год.
- А что было до него?
- Ничего.
- Не мешает ли он вам по утрам?
- Утром нет, вот ночью да, иногда.
-Может как-нибудь его вам того?
Обратились бы к врачу.
- Не хочу.
Он, глядишь, и сам пройдёт через год.
А пока пускай растёт взад-вперёд.