СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мои жизненные ценности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неторопливый разговор о ценностях человека

Просмотр содержимого документа
«Мои жизненные ценности»

«МОИ ЦЕННОСТИ»


Цель занятия:

Развивать позитивное самосознание несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Обучать навыку ценить свою и чужую индивидуальность.

  2. Повышать эффективность навыков работы в команде.

  3. Формировать отношение к жизни и своему будущему как к ценности.


Форма проведения: практикум с элементами тренинга.

Методы: практические упражнения, сюжетная игра, мозговой штурм, групповое обсуждение


План занятия:

    1. Вводная часть:

- приветствие;

- принятие правил тренинга.

2. Упражнение-активатор «Максимальный Максим».

3. Упражнение «Общий ритм».

4. Упражнение «Кто Я?

5. Упражнение «Мои ценности».

6. Упражнение «Я - ценность».

7. Упражнение «Герб моего «Я».

8. Подведение итогов. Обратная связь.


Ход занятия:

I Вводная часть:

Сегодня мы с вами будем говорить о ценностях жизни, человека. Что такое по-вашему «ценности»? Обсуждение.

      1. Упражнение-активатор «Максимальный Максим».

Все участники поочередно называют имя своего соседа с эпитетом перед ним. Эпитет-прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например: «Позвольте представить вам мою соседку Марину, которая может поделиться с нами мудростью… (Доблестного Дениса… и т.д.). Прилагательные должны быть только позитивные.

Это упражнение позволило нам не только познакомиться друг с другом, но и узнать некоторые особенности характера каждого из вас. И почувствовать, что наш круг усилился позитивными качествами друг друга.


II Основная часть:

3. Упражнение «Общий ритм».

Цель: повышение сплоченности группы, снятие напряжения и скованности.

Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно создаваться ощущение как - будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. В завершении возможно одновременное отбивание ритма всей группой

4. Упражнение «Кто я?»

Цель: формирование более полного представления о себе, своих особенностях.

Инструкция: Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и напишите 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Старайтесь отвечать, не задумываясь, и писать первое, что придет в голову. А теперь можете посмотреть все, что вы написали (например, мальчик, ученик, друг, сын и т.д.).

Обсуждение: Трудно было писать о себе? Какие характеристики вы поставили на первое место? С каких позиций вы рассматриваете себя в данном самоописании и почему? (ученик, воспитанник, музыкант, спортсмен и т.д.). С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное задание?

  1. Упражнение «Мой ценности»

Цель: Формирование представлений об общечеловеческих ценностях и чувствах человека, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него;  осознание  значимости потери самоценности для человека.  

Каждая ценность написана на отдельной карточке:

- любовь;

- закончить успешно школу, получить полезные знания;

- деньги, финансовое благополучие;

- статус, уважение, признание;

- власть;

- личный успех;

- полноценная интересная жизнь;

- честные, преданные друзья;

- здоровье;

- красота;

- свобода – живу так, как хочу;

- прекрасный дом;

- совершить что-то хорошее для всех, помочь людям с проблемами;

- продолжить учебу;

- успех в карьере;

- хобби и отдых;

- дружная семья;

- жизнь с родителями;

- вера в Бога или убеждения;

- дети.

Индивидуальная работа участников:

1 этап. Прочитать карточки с ценностями

2 этап. Разложить ценности по значимости для себя лично: от наиболее важных к наименее важным.

3 этап. Участникам предлагается убрать в сторону 10 нижних ценностей (наименее важные) и еще раз просмотреть список.

4 этап. Далее они должны представить себе, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что он должен чего-то лишиться в своей жизни. Необходимо  убрать ценность, с которой ты на данный момент готов расстаться.

5 этап. Участник снова должны исключить из ценностей еще что-то, т.к. могущественный человек снова пришел в их жизнь. На этот раз у них нет никакого выбора, и они должны отложить пункт, обозначенный словом «Друзья».

6 этап. С помощью образа «могущественного человека» убрать еще 1-2 ценности.

Обсуждение.

- Что вы чувствовали, когда приходилось расставаться с какой либо ценностью? - Какие чувства испытываете сейчас, когда у вас осталось не так много ценностей?».

- Согласны ли вы, что сопротивляться покушению на ваши ценности является естественной реакцией нормального человека?

- Как вы думаете, существуют ли ситуации, когда ваши ценности могут измениться? От чего это зависит? Это хорошо или плохо?

- Влияют ли наши ценности на наши действия и поступки, события повседневной жизни? Как?

- Влияют ли наши ценности на жизнь людей вокруг нас? Почему? Как?

- Одинаковы ли ценности для всех вас? Почему?

Важно: люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей.

А сейчас хочу сообщить вам, что в вашей жизни ничего не изменилось, и все ценности возвращаются к вам. Можно взять отложенные карточки, соединить их с оставшимися.

- Изменились ли ощущения после того, как ценности вернулись?.

Вывод: ценности неразрывно связаны со смыслом жизни. Смысл жизни – это глубинное чувство удовлетворенности собственной жизнью, связанное с удовлетворением основных подлинных потребностей человека.

  1. Упражнение «Я - ценность».

Цель: формирование представления о собственной уникальности.

Инструкция: Вот мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь я предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется «Я - уникальный». Как все мы знаем, на планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам вам два сердца разного оттенка. Один передам налево, другой - направо. Участник слева, получив сердце, продолжает высказывание «Я похож на всех тем, что...». Участник, получившие второе сердце, продолжает высказывание «Я отличаюсь от всех тем, что...».

Когда в руках одного из участников встречаются два сердца, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.

Обсуждение.

 Важно: у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

  1. «Герб моего «Я»».

Цель: раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Инструкция: На листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб. Материал для вашего герба у вас уже есть. В идеале человек, увидевший ваш герб, смог бы понять, с кем он имеет дело. Нарисуйте контур герба, в любой форме, но при этом соблюдайте одно правило: контур должен быть разделен на несколько областей.

Обсуждение: замечательно, а теперь давай попробуем проанализировать то, что вас получилось. Легко или трудно было рисовать свой герб? Насколько полно, по вашему мнению, вам удалось отразить свои особенности? Как вы думаете, смогли бы ваши близкие и друзья понять, что это именно ваш герб? Какие трудности возникли при создании герба? Что вы пытались отразить в первую очередь? Представлены ли в гербе недостатки? Почему?

«Гантеля и перо».

Цель: показать, что каждый участник имеет ряд преимуществ и трудностей.

Материал: «гантелька», перо.

Подготовка: участники стоят в кругу. У ведущего в одной руке гентеля, в другой – перо.

Инструкция: «В нашей жизни много трудного и неприятного, но, конечно же, есть моменты, когда нам легко и радостно на сердце. (Демонстрируются символы в руках).

Я предлагаю вам взять по очереди эти символы в руки и рассказать, когда же вам бывает тяжело с вашими ценностями, а когда легко и приятно».

Все участники по очереди выполняют задание.

В нашей жизни есть место и легкости, и временным проблемам. Решение их – и есть наша жизнь, наша ценность.


Ш ЭТАП заключительная часть. Подведение итогов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!