СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя инновационная деятельность

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моя инновационная деятельность»

Моя инновационная деятельность .

  1. Первый этап работы.

Чтобы правильно организовать свою инновационную деятельность, для начала я изучила методическую литературу по этому вопросу. Прочитала статьи известных авторов по вопросу инновационной деятельности на уроках музыки.

Проанализировав данные источники литературы, я еще раз убедилась , что:

«В образовательной среде прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову – нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационный урок рассматривают с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени.
Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения, учащихся на определенный период времени.»
В основе инновационного урока музыки могут быть:
• элементы внеклассной работы, элементы практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий;
• обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);
• научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся;
• применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.

2. Вторым этапом моей работы было- спланировать и разработать инновации.

Я выбрала более интересную, на мой взгляд, форму урока – урок проектов.

Из литературы стало известно, что метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество прежде всего своего внутреннего мира, через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:

показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем; продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки

подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.


Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 

1 тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

2 проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

3 необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Проект осуществляется по определенной схеме:


1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

 5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Методологические характеристики:


·                   Проблема– вопрос или комплекс вопросов

·                   Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

·                   Цель – запланированный результат.

·                   Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

·                   Методы – как решать задачи, проводить исследование.

·                   Гипотеза – предположение, требующее доказательств.

·                   Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.

·                   Объект – что исследуется.

·                   Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.

 

Параметры внешней оценки проекта:


·                   значимость и актуальность темы;

·                   корректность используемых методов;

·                   активность каждого участника проекта;

·                   коллективный характер принимаемых решений;

·                   характер общения и взаимопомощи;

·                   глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

·                   эстетика оформления результатов;

·                   умение отвечать на вопросы оппонентов.

 

Работы рецензируются по следующим критериям:


·                   Актуальность поставленной цели.

·                   Новизна решаемой задачи.

·                   Оригинальность методов решения задачи, исследования.

·                   Новизна полученных результатов.

·                   Уровень проработанности исследования.

·                   Изложение доклада и эрудированность автора.

·                   Оформление работы.

 

Виды музыкальных проектов.

 

 По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов ,инсценировка балета «Чиполлино», музыкальный театр, музыкальный оркестр.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных  инструментов»

3.Сценарные проекты  - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали , «Кадетский бал», «Праздник Белого месяца»

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме, телепередача, радиопередача.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

По признаку предметно-содержательной области:

·                   монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему)

·                   межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)

  

 По количеству участников проекта:

·                   индивидуальные

·                   парные

·                   групповые

 

По продолжительности проекта:

·                   краткосрочные

·                   средней продолжительности

·                   долгосрочные

 

 По результатам:

·                   доклад, альбом

·                   афиша

·                   видеофильм

·                 

.

3.Третьим пунктом моей работы было- разработать и внедрить такие инновационные формы урока.

Выходные продукты и наши проекты: «Кадетский бал», «Праздник Белого месяца», районный фестиваль патриотической песни «Песня в солдатской шинели», «У памяти в почетном карауле» и другие.

В этом учебном году с ребятами 5 класса создали музыкальный кадетский взвод барабанщиков.

Составные части урока музыки.

 Еще одним видом работы моей инновационной деятельности считаю: внедрение составных частей любого урока музыки :

Раздел-«Музыкальная шкатулка », «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Музыкальные инструменты», «Вокал», «Музыкальная линейка»

Раздел урока «Музыкальная шкатулка»- это вопросы по теории музыки, составление тестов, кроссвордов, проведение викторин, игра «Музыкальная змейка»

Раздел урока музыки «Сольфеджио»- это изучение нотной грамоты

Раздел урока музыки «Музыкальная литература»- это изучение музыкальных произведений

Раздел урока музыки «Музыкальные инструменты»- это изучение изображения и звучания музыкальных инструментов

Раздел урока музыки «Вокал»-это запись и исполнение песенного репертуара

 Раздел урока музыки «Музыкальная линейка»-это прослушивание фрагментов раннее изученных музыкальных произведений и определение названия, автора действия, и т.д.