Митраша и Настя
Работа над художественными средствами, с помощью которых автор описывает героев, выражая свою симпатию к ним.
Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца».
Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку.
К.Паустовский
«Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то ложатся в нашей памяти медлительным строем.» К.Г. Паустовский.
Особенность прозы Пришвина. В чём она ?
Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии .
В 12 лет с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию»(первое устремление к мечте)
Учителем географии у Пришвина был Василий Васильевич Розанов, который теперь известен как великий русский философ.
Миша Пришвин 8 лет
Закончил агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума, затем агрономическое отделение Лейпцигского университета в Германии.
Учительствовал в селе, работал агрономом, в 20-30е годы сотрудничал в печати, много путешествовал.
Под Костромой 1931
Кабардино-Балкария 1936
М.М.Пришвин -автор книг «В краю непуганых птиц», «Женьшень», «Лесная капель», «Осударева дорога», «Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Кащеева цепь» и др.
Сказка-быль «Кладовая солнца»
написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны.
«Кладовая солнца» – одно из лучших произведений русской литературы для детей .
Травка и Антипыч.
Антипыч и Травка
- Какие слова перешепнул Антипыч Травке?
Обратить внимание на диалог и внутренний монолог.
Правда Антипыча –правда жизни.
Как вы понимаете выражение «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?
Вывод.
Любовь
к Родине
к людям
к природе
к труду
к познанию неизведанного
Себялюбие(эгоизм), жадность, лень, злоба.
М.М. Пришвин
«Вставай же, друг мой!
Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!»
(ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ)
Работа учащихся по тексту. Дети группируют образы произведения в соответствии с тем, как они дарят добро, помогают солнцу.
Какими эпитетами Пришвин «усилил» существительное СОЛНЦЕ?
БОЛЬШОЕ,
ЧИСТОЕ,
ЖИВИТЕЛЬ-НОЕ,
ГОРЯЧЕЕ,
КРАСНОЕ.
Работа над изобразительно-выразительными средствами произведения.
16
Солнце всем равно служит…
Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости,
Вернее, постольку разлито,
Кто сколько способен взять.
В одного человека- поменьше,
В другого- гораздо больше,
А в некоторых- очень много.
Спит, затаившись до времени:
Смотришь, а не видать.
Голыми руками его можно потрогать,
Не боясь слепоты и ожога.
В. Солоухин
Выразительное чтение стихотворения. Связь его с текстом.
16
А чем для вас является «Солнце» ?
- Это кладовая души человека…
- Это вся наша жизнь…
- Это храм Божий…
- Это победа света над тьмой…
- Это любовь…
- Это энергия…
Продолжить высказывания...
16
Солнце- это добро, тепло, жизнь… - Как вы понимаете эти слова?
- Солнце дарит всему живому материнское тепло, жизнь.
- Любовь, тепло, свет и добро дают жизнь, преобразуют её.
- Солнце всем равно служит.
Развитие речи и воображения учащихся, выражение собственных мыслей по теме «Солнце – это...»
16
«Кладовая Солнца»
Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.
Определить, как в данном отрывке выражена основная мысль произведения.
16
Сросшиеся деревья
Провести сравнение текста сказки-были и фотографии. Найти общее и отличительное.
16
ЗОЛОТАЯ КУПАВА НА БОЛОТЕ
16
Домашнее задание:
- Написать сочинение на тему: «Правда Антипыча».
- Подготовить сравнительную характеристику героев: Насти и Митраши.
Спасибо за урок!