Просмотр содержимого документа
««Моя личная практика обучения чтению и письму»»
«Моя личная практика обучения чтению и письму»
КГУ «Средняя школа №4» отдела образования
акимата города Лисаковска,
Костанайская область
Читать – это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому так важно уделить предельное внимание обучению грамоте в первом классе. Подготовку к обучению грамоте и письму мы начали с детьми в классе предшкольной подготовки. Волею судьбы, мне представилась возможность продолжить работу с моим классом в начальной школе. В основе всех методик воспитания и обучения дошкольников лежит игра. Игра помогла нам и в первом классе постигнуть азы грамоты. Каждое занятие – путешествие в страну «Букварию» мы начинали со сборов. Дети вспоминали погоду сегодняшнего дня по плану (температура воздуха, ветер, осадки, ясно, пасмурно, что нужно одеть в такую погоду), опираясь на свои наблюдения, и собирались в дорогу под веселую музыку. В стране «Букварии» нас встречал сказочный герой Грамотейка. Он большой затейник, постоянно заставлял ребят думать критически, преодолевать поставленные задачи, самостоятельно в группах приходить к единому мнению. Сама страна «Буквария» разделена на две улицы «Гласные звуки» и «Согласные звуки». Какой звук ждет нас в гости? Этот вопрос мучил ребят каждый раз, заставлял с радостью выполнять различные задания, предоставленные Грамотейкой. И каким же счастьем было для них каждый раз самим узнавать новый звук. Задания от Грамотейки: ребусы, загадки, «третий лишний», «потерялась» и другое. При этом весь класс разделен на постоянные пять групп. У каждой группы свое задание, но результат должен совпасть. Например: «Результатом поисков в каждой группе стал звук [б]». Следующим этапом идет характеристика звука по схеме с использованием индивидуальных карточек. Далее работа в прописях, составление слогов, разыгрывание маленьких текстов по ролям, поощрения от Грамотейки и многое другое. Благодаря такому подходу в предшколе, уроки грамоты в первом классе позволяли использовать исследовательские методы, опираясь на уже готовый багаж звуковой грамотности. Та же самая страна «Буквария» с Грамотейкой ждали их и в первом классе, но вот отношение ребят поменялось, они уже не маленькие «незнайки», а гордые покорители всех преград. Это позволило мне уже в первые месяцы работы в первом классе позволять детям самим находить пути достижения поставленной цели на уроке. Работа по определению темы урока и все остальные его этапы не давались мной в готовом виде, а были результатом их труда. Работа в группах, налаженная еще в классе предшкольной подготовки, помогала и в первом классе. Ребята знакомы со сводом правил работы в группе, который был выработан совместно с ними. В группе есть место, которое занимает «главный» ученик, «главный» меняется каждый день. Ежедневно дети переезжают по стрелочке, прикрепленной к парте. Таким образом, каждый малыш имеет возможность почувствовать себя в роли «главного», ощутить бремя ответственности. Это очень важно, особенно для очень застенчивых и скромных ребят. За прошедшее время видно, как раскрепостились даже самые тихие малыши. Итак, мы научились прислушиваться к чужому мнению, подчиняться другому ученику, быть лидером самому и уметь высказывать свою точку зрения. «Главный» в группе оценивает, как ребята работали, какова активность каждого в группе, несет ответственность за выбор защищающего интересы группы. Ребята научились работать по плану, схематически отвечать и защищать свой ответ по плану. Они сами находили ответ на поставленный вопрос, опираясь на различные источники и собственные знания. Проверку правильности выполнения заданий дети производят совместно, при этом обязательное требование - аргументация своего мнения. Даже самый слабый малыш в группой работе имеет возможность проявить себя, тот кто посильнее никогда не оставит без внимания того, кто не справился. Закончили мы путешествие по стране «Букварии» праздником «Прощание с букварем». И встретила нас страна «Русская грамматика». На данный момент все дети умеют читать, но работа над осознанным чтением нам еще предстоит. Дальнейшая работа по грамоте позволит в полной мере использовать технологию развития критического мышления.


