Тематическая неделя « Моя малая Родина»
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду»,
Д.С. Лихачёв.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.
Для достижения поставленной цели обозначены задачи:
Задачи: Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Тематическая неделя « Моя малая Родина» |
Задачи: Расширить знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностям. Развивать интерес к истории родного города через рассказы о городе, стихотворения. Активизировать творческую активность детей. Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному городу. Воспитывать чувство гордости за родной город. |
Вид деятельности, задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с родителями и детьми |
Игровая Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. | Развивающая игра «Сложи из фрагментов» «Волшебные ленты дорог» Игра «Предприятия Ангарска» Игра «Собери экспонаты» «Знаешь ли ты город» собери из фрагментов знакомое место. Д\игры «Собери город», «Узнай и назови» Экологические игры «Животные нашего края», «Угадай и назови», «Разрезные картинки». Игры по безопасности «Правила поведения на улицах города», «Хорошо-плохо». | Настольная игра «Настольная игра «Город, в котором мы живем» Настольная игра «Я и дорога» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Сюжетно-ролевая игра «Магазины города» «Герб города» (пазлы) Сюжетно – ролевая игра «По реке Ангаре» | Словесная игра «Узнай, по описанию» Дидактическая игра «Подбери слово» (подбор подходящих по смыслу определений). |
Познавательно-исследовательская Развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации. Актуализация знаний детей о родном городе. Развитие воображения и творческой активности. Формирование представлений об объектах окружающего мира, о малой родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Закрепить знания о профессиях людей родного города. Воспитывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу, интерес к истории своего родного города. | Экскурсии: в городской музей Победы. Разработка и реализация проекта «Мой любимый уголок города». Разгадывание кроссворда о достопримечательностях города. «Предприятия города» КВН «Мой город не похож на другие города». | Рассматривание фотоальбома «Улицы города». Рассматривание в книжном уголке альбома «Знакомьтесь, город Ангарск». | Составление фотоальбома «Достопримечательности города». Целевая прогулка в парк, сбор растений, цветов для изготовления гербария. Экскурсии: в городской музей часов. |
Коммуникативная Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. | Интервью: «За что ты любишь свой город», «Представь, что ты мэр Ангарска…». Беседы: «Улицы моего города». Продолжать знакомство с историей происхождения улиц, в честь каких выдающих людей названы улицы города. «Современный Ангарск» Составление описательного рассказа: «Достопримечательности Ангарска» Пальчиковые игры: «Семья», «Дружная семейка», «Дом», «Как у наших у ворот». Словесные игры: «Продолжи предложение», «Подскажи словечко», «Что лишнее» «Какое слово не подходит?» «Подбери нужное слово», «Исправь предложение», «Хитрые вопросы». Театрализованная игра: «Загадки» (профессии) Речевые игры: «Скажи наоборот», «Придумай доброе слово про город» | Упражнение «Что общего и чем отличаются?» рассматривание картинок. Словесная игра «Расскажи и покажи другу любимое место в городе» Д\игра « Города России» | Упражнение "Закончи предложение". Продолжить предложение, составляя развернутое высказывание. Упражнение "Выбери правильный ответ". |
Восприятие художественной литературы и фольклора Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов о родном крае. | Чтение стихов Сергей Балахнин «Есть на карте город»: Валерий Алексеев «Мой Ангарск – ты России частица» Конкурс чтецов – стихи о городе. Знакомство со стихами об Ангарске. «Поэты Ангарска». Познакомить с поэтическим творчеством города. Чтение стихов: «Лучше нет родного края» П. Воронько, «Родная земля» Г. Ладонщиков, «Родина» Т. Бокова, «Наша Родина» Г. Ладонщиков. Чтение пословиц и поговорок о Родине. Чтение русских народных сказок. | Рассматривание в книжном уголке книги И. Елькиной «Прогулки по Ангарску» Рассматривание иллюстраций к книге «Великие путешественники». Михаил Зощенко | Оформление стенда «Почетные люди города». |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. | Изготовление атрибутов к играм. Изготовление макета «Уголок родного края». Беседа о людях различных профессий города. | Субботник по уборке территории детского сада. | Оформление фотостенда «Наши добрые дела» |
Конструирование Развитие навыков конструктивно-модельной деятельности их разного материала. | Конструирование «Построим дома разной архитектуры». Конструирование из бумаги « Памятник «18 голубей» | Рассматривание альбомов с образцами для продуктивной деятельности. Схемы построек городских объектов. Строительная игра «Новостройка» | Изготовление макетов « Мой дворик» |
Изобразительная Способствовать развитию образного мышления и творческого воображения. Создавать условия для работы с различными материалами. Знакомить с промыслами Ангарска. | Конкурс рисунков «Город мой любимый» Цель: - актуализация знаний о достопримечательностях города, Посещение выставки «Промыслы Ангарска» Изготовление открытки «С днем рождения, любимый город»; Аппликация: «Мой дом». Лепка «Транспорт нашего города». Аппликация « Подарок родному городу». | Рассматривание предметов народного искусства. Раскраски о родном городе. Игра «Рисуем вдвоем». Рассматривание альбомов «Ангарск глазами художников». Рисование «Улицы родного города» Рисование «Здания города» Рисование «Растения и животные нашего города». | Посещение выставки «Знакомство с творчеством Ангарских художников» |
Музыкальная Приобщение к культуре и музыкальному искусству, формировать навыки культуры слушания музыки, навыки выразительного пения, формировать навык ритмического движения в соответствии с характером музыки. | Слушание: гимн Ангарску Надежды Кудашкиной Разучивание песни « Звезда Ангарская» Надежды Кудашкиной Просмотр видеоролика «Ангарску посвящается» Слушание: Гимн России, «С чего начинается Родина?», Край, в котором ты живешь. Музыка Г. Гладкова. Слова Ю. Энтина. Большой хоровод. Музыка Б. Савельева. Слова Жигалкиной и А. Хайта. | Слушание песен о родном городе. Театрализованная игра « Как у наших у ворот» Хороводная игра « Подарок лучшему другу" | Концерт «Артисты из Ангарска» |
Двигательная Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации). Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. | Соревнования «Сильные, ловкие, умелые» П\игры «Мы веселые ребята» П\игра «Передай соседу», «В поисках клада», «Найди пару», «Оживление предметов». | «Кто внимательный?» «Ручейки и озёра России» «Переправа на плотах через Китой» | Веселые старты « папа мама Я – дружная семья |
Список изучаемой литературы:
Литература:
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим».
Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина».
Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении/ Е.А. Позднякова.
Е.К. Ривина "Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет
Елькина И. Прогулки по Ангарску.
Елькина, Н. Ангарск. Улица Октябрьская. Страницы истории, архитектурный облик / Елькина, Н. - Ангарск, 2011. - 56с.
Елькина, Н. Прогулки по Ангарску / Н. Елькина.- Ангарск. 2004. - 60 с.
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф «Родной край».
Зеленова Н.Г. «Мы живем в России» Старшая, подготовительная группа.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я ребенок и я имею право».
И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Методическое пособие для ДОУ. Творческий центр «Сфера» Москва 2005г
История Ангарска: Коротко и ясно: краткий справочник/ Н.В. Ожогина.
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.
Кодрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина».
Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие
Подборка стихов, информационных материалов, иллюстраций, фотографий первооткрывателей из газеты «Время».