СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя методическая разработка

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по физике в 7 классе

по теме: «Скорость. Единицы скорости.»

учителя физики, информатики и математики МБОУ «Новошешминская гимназия Новошешминского муниципального района РТ»

Рамазановой Гульзиды Рафкатовны

 

Тема урока: Скорость. Единицы скорости.

Класс: 7

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока:

1. Формирование представление о величине “скорость” и единицах её измерения. 

2. Дать формулу для вычисления скорости.

3. Научить переводить единицы в СИ.

4. Научить оформлять задачи.

5. Формирование представление о величине “скорость” и единицах её измерения. 

6. Воспитывать интерес к материалу, аккуратность, умение выслушать другого.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать у учащихся представление о скорости и ее единицах измерения, отработать вычислительные навыки;
  • понять физический смысл скорости;
  • закрепить полученные теоретические знания на практике.

развивающие:

  • развивать аргументированную речь;
  • развивать умение выполнять сравнение и анализ, делать выводы;
  • развивать навыки самопроверки и объективной самооценки;
  • развивать устойчивый интерес к предмету.

воспитательные:

  • воспитывать качества для успешной работы в группах при совместном поиске решения учебных исследовательских задач, ответственности за общий результат.

Проблема, решаемая учениками:

Что такое скорость? В каких единицах в СИ измеряется скорость? Как определить скорость тела?

Просмотр содержимого документа
«Моя методическая разработка»

Разработка урока по физике в 7 классе

по теме: «Скорость. Единицы скорости.»

учителя физики, информатики и математики МБОУ «Новошешминская гимназия Новошешминского муниципального района РТ»

Рамазановой Гульзиды Рафкатовны


Тема урока: Скорость. Единицы скорости.

Класс: 7

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока:

1. Формирование представление о величине “скорость” и единицах её измерения. 

2. Дать формулу для вычисления скорости.

3. Научить переводить единицы в СИ.

4. Научить оформлять задачи.

5. Формирование представление о величине “скорость” и единицах её измерения. 

6. Воспитывать интерес к материалу, аккуратность, умение выслушать другого.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать у учащихся представление о скорости и ее единицах измерения, отработать вычислительные навыки;

  • понять физический смысл скорости;

  • закрепить полученные теоретические знания на практике.

развивающие:

  • развивать аргументированную речь;

  • развивать умение выполнять сравнение и анализ, делать выводы;

  • развивать навыки самопроверки и объективной самооценки;

  • развивать устойчивый интерес к предмету.

воспитательные:

  • воспитывать качества для успешной работы в группах при совместном поиске решения учебных исследовательских задач, ответственности за общий результат.

Проблема, решаемая учениками:

Что такое скорость? В каких единицах в СИ измеряется скорость? Как определить скорость тела?

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Метапредметные:

- воспринимать и переводить условия задач на определение скорости тела, средней скорости тела в символическую форму;

- воспринимать и перерабатывать информацию в словесной форме; выделять основное в тексте параграфа, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- отбирать и анализировать информацию о скорости движения тел с мощью Интернета;

- работать в группе при подготовке к опросу по теме «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение».

Личностные:

- сформировать познавательный интерес и творческие способности, самостоятельность в приобретении знаний о скорости движения тел и практические умения, ценностные отношения друг к другу, к учителю, к результатам обучения;

- использовать экспериментальный метод исследования при изучении скорости движения тел;

- уметь принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.

Предметные:

- применять знания о скорости движения тела при решении задач;

- наблюдать за изменением скорости тел;

- находить зависимость между скоростью, путем и временем;

- объяснять результаты решения задач и делать выводы;

- овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при решении задач на нахождение скорости тела и коммуникативными при ответах на вопросы и анализе результатов задач, читать графики зависимости пути и скорости от времени движения.

- измерять скорость тела, владеть расчетными способами для нахождения скорости тела, средней скорости тела;

- осуществлять перевод единиц, приводить примеры прямолинейного равномерного движения;

- использовать знания о скорости движения в повседневной жизни в целях безопасности и охраны здоровья.


УУД:

Регулятивные – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств ее достижения.

Познавательные – работают с текстом, пере­дают содержание в сжа­том, выборочном или раз­вернутом виде.

Коммуникативные - взаимо­действуют в группе, слушают и слышат других, сотрудничают в совместном решении учебных исследовательских задач.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: лекция с элементами беседы.

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование:

  1. Компьютер, экран, мультимедиапроектор.

  2. Презентация в Microsoft Power Point

  3. Учебник по физике Александр Перышкин: Физика. 7 класс. Вертикаль. ФГОС.

  4. Задачи дополнительные.

  5. Домашняя лабораторная работа по теме: «Механическое движение. Определение времени прохождения тела между двумя координатами и его скорости»


Ход урока:

  1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на нашем уроке! Проверьте еще раз свою готовность к уроку. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость открытия новых знаний и умений.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущем уроке мы установили, что все тела могут двигаться равномерно или неравномерно. Причем, они могут двигаться в разных направлениях, быстро и медленно, замедляя или ускоряя свое движение, проделывая разный путь.

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Что называют траекторией?

А. Линией, по которой движется тело.

Б. Длину линии, по которой движется тело.

В. Изменение положения тела относительно других тел.


2. Относительно какого тела пассажир, сидящий в движущемся автобусе, находится в состоянии покоя?

1. Относительно водителя автобуса.

2. Относительно Земли.

3. Относительно колес автобуса.


А.1.

Б.2.

В.3.

Г. 1,3


3. Какова траектория движения секундной стрелки?

А. Прямая линия.

Б. Кривая линия.

В. Окружность.


4. Какое движение называют неравномерным?

А. Движение, при котором тело в любые равные промежутки време­ни проходит равные пути.

Б. Движение, при котором тело в любые промежутки времени проходит равные пути.

В. Движение тела, при котором траектория является прямая линия.


5. Какие из перечисленных движений являются равномерными?

1. Движение автомобиля при торможении.

2. Движение маятника в часах.

3. Движение эскалатора в метро.


А. 1, 2, 3.

Б. 1, 2.

В. 1, 3.

Г. 3.


Вариант 2

1. Изменение положения тела относительно других тел с течением времени называют...

А. Пройденным путем.

Б. Траекторией.

В. Механическим движением.


2. Относительно каких тел, груз на движущейся яхте находится в движении?

1. Относительно берегов.

2. Относительно воды.

3. Относительно мачты.


А. 1.

Б. 2.

В. 1,2,3.

Г.1, 2.


3. Какова траектория движения мяча во время футбольного матча?

А. Прямая линия.

Б. Кривая линия.

В. Окружность.


4. Какое движение называют равномерным?

А. Движение, при котором тело в любые равные промежутки време­ни проходит равные пути.

Б. Движение, при котором тело в любые промежутки времени проходит равные пути.

В. Движение тела, при котором траектория является прямая линия.


5. Какие из перечисленных движений являются неравномерными?

1. Полет самолета.

2. Движение секундной стрелки часов.

3. Движение шарика, выпавшего из рук.


А. 1,2, 3.

Б. 1,2.

В. 1,3.

Г. 2,3.

Ответы

1

2

3

4

5

1 вариант

А

Д

В

Б

Г

2 вариант

В

Г

Б

А

Г

  1. Первичное усвоение новых знаний.

У читель: Итак, мы получили первые результаты сегодняшнего урока. Эти результаты мы обязательно учтем при подведении итогов урока. Ребята, урок хочется продолжить словами П. Лапласа: «То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем,- бесконечно.» В конце урока определим ваш уровень познания нового материала. А давайте рассмотрим картинку на Слайд1 и попробуем раскрыть тему сегодняшнего урока?

Ответы учащихся:

Учитель: Ребята, запишите тему урока: Скорость. Единицы скорости.

  1. О бъяснение нового материала.

Учитель: А сейчас давайте обратим внимание на слайд2 «Расстояние 120 км лыжник прошёл за 1 час, а велосипедист проехал это расстояние за 0,5 часа. Чем отличается движение лыжника от движения велосипедиста?»


Ответы учащихся:

Учитель: Да, действительно. В природе и технике мы постоянно видим примеры, как механическое движение совершается по-разному. Кто-то едет или идет быстрее, а кто-то медленнее. Поэтому еще одной характеристикой механического движения, связывающей путь и время, является физическая величина, которая называется скорость.



Скорость характеризует быстроту движения. Слайд3


Скорость тела при равномерном движении - это величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.

Основная формула для расчета скорости: v= .

Учитель: В Международной системе единиц (СИ) скорость измеряют в метрах в секунду . Слайд4





Это значит, что за единицу скорости принимается скорость такого равномерного движения, при котором за 1 с тело проходит путь, равный 1 м.

Учитель: Как вы думаете, какое наземное животное может развивать самую высокую скорость?

Учащиеся высказывают предположения: Слайд5

Учитель: Я предлагаю вам список самых быстрых наземных животных.

Максимально развиваемая скорость

1. Гепард

120км/ч (33м/с)

2. Вилорогая антилопа

100 км/ч (28м/с)

3. Антилопа Гну

80км/ч (22м/с)

4. Лев

80км/ч (22м/с)

5. Газель Томпсона

До 80 км/ч (22м/с)

6. Лось

72 км/ч (20м/с)

Учитель:  Как вы видите, все численные значения скорости указаны в единицах измерения км/ч, но как мы с вами сегодня узнали, основной единицей является м/с.

Переведем эти скорости в м/с. Ответ округлите до целого значения.

Слайд 6


Скорость – векторная величина.



Учитель: Важно знать в каком направлении движется тело. Поэтому на рисунке скорость изображают стрелкой, которая показывает направление движения тела.

Слайд 7


Учитель: Поезд от Москвы до Санкт-Петербурга идет со скоростью 120 км/ч. Как движется поезд? (Ответы учеников)

Если при движении тела его скорость изменяется от одного участка пути к другому, то такое движение является неравномерным.

Для характеристики неравномерного движения тела вводят понятие средняя скорость:



  1. Первичная проверка понимании.

Учитель: Ребята, самого сильного, приглашаю к доске, (Кто первым поднимет

руку, учитель приглашает к доске) а остальные помогают своему однокласснику:

Победителем тараканьих бегов стал таракан Гоша – он пробежал дистанцию в 28,5 дм за рекордное время сезона – 1,25 секунды. Смог бы он обогнать зерноуборочный комбайн, что идет по полю со скоростью 6,4 ? Слайд8


Дано:


S = 28, 5 дм

t = 1,25 с

= 6,4


= ?


СИ


28,5 дм = 2,85 м



  1. Найдем скорость Гоши:

=

  1. Чтобы сравнить переведем скорость комбайна в

1 , т.е.

6,4 , теперь можем сравнить

2,28 1,78 .

Ответ: Гоша спокойно может обогнать комбайн.

Учитель: Как вы думаете, какое наземное животное может развивать самую высокую скорость?

Учащиеся: высказывают предположения

Учитель: Я предлагаю вам список самых быстрых наземных животных, птиц и водных животных. Внимание на экран.

  1. Первичное закрепление.

Учитель: А сейчас я прошу вас выполнить перевод скоростей поезда, лисицы и бабочки из км/ч в м/с. Ответ округлите до целого значения.

Обратите на предыдущую задачу 1 , а .

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Всем: Слайд9


  1. Читать § 16, выполняют упражнение 3 (1-4), задание на стр 49;

  2. Домашняя лабораторная работа по теме: «Механическое движение. Определение времени прохождения тела между двумя координатами и его скорости»

Для желающих:

  1. задания в листочках «Задачи дополнительные»;

  1. Р ефлексия (подведение итогов занятия) Слайд10


На уроке

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Мое настроение…























Домашняя лабораторная работа Тема: «Механическое движение. Определение времени прохождения тела между двумя координатами и его скорости»

Цель: наблюдение механического движения, определить время движения тела и его скорость.

О борудование: пластиковая бутылка со шкалой, пузырек со шкалой, сосуд с водой.

Ход работы:

  1. Заполните пластиковую бутылку водой до горловины, а в пузырек налейте воду на 1/5 часть его объема. Наклоните бутылку так, чтобы вода подошла к горловине, но не вытекала из емкости. После этого очень быстро опустите открытый пузырек с водой вниз горлышком в бутылку. Пузырек будет плавать на поверхности воды в бутылке, частично погрузившись в нее. Возможно, с первого раза опыт не получится: пузырек перевернется и утонет. Попробуйте снова.

Легко сдавив бутылку в ее средней части, как показано на рисунке, укажите тела, относительно которых пузырек:

движется:__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Покоится: _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сделайте вывод о том, по какому признаку можно судить об изменения положения пузырька.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выберите на шкале большой пластиковой бутылки координаты х1 и х2 так, чтобы они находились на 3-5 см ниже горлышка пузырька. Сдавите бутылку в середине. Определите время прохождения пузырьком отмеченных вами координат.___________________________________

Определите пройденный пузырьком путь._________________________

Определите по формуле скорость погружения пузырька на дно.








Задачи дополнительные:


  1. На уроке физкультуры Маша пробежала стометровку за 13,82 с, и учитель ее похвалил. Сможет ли Маша догнать трамвай, снижающий на повороте скорость до 22 км/ч?

  1. Вряд ли, ее скорость меньше.

  2. Скорость Маши больше, чем у трамвая.

  3. Если бы люди бегали быстрее – зачем тогда трамвай?


  1. Как известно, Дюймовочка одно время путешествовала по ручью на листке кувшинки, проплывая за 1 минуту в среднем 380 дюймов (1 дюйм = 25,4 мм). Какая скорость течения была в этом месте ручья?

  1. Если она плыла по течению, то 0,25 м/с.

  2. Если она плыла по течению, то 0,58 км/ч.

  3. Если все единицы перевести, то получается 0,16 км/ч.

  4. Дюймы бывают лишь в сказках, а скорость ручья около 0,2 м/с.


  1. Четыре спортсмена на беговой дорожке. Первый бежит со скоростью 5,5м/с, второй бежит со скоростью 19,8 км/ч, третий – 330 м/мин и четвертый со скоростью 475,3 км/сутки. Кто дальше убежит за 5 часов? Кто отстанет?


  1. Баба-Яга летит со скоростью 12 км/ч на встречу с Лешим. В середине пути у неё сломалась метла, и чтобы успеть на встречу, ей пришлось оставшееся время идти пешком со скоростью 4 км/ч. Найти среднюю скорость Бабы-Яги на всём пути. Ответ выразить в км/ч, округлив до целых.


  1. Ежик катился со склона длиной 10 м со скоростью 20м/с, потом раскрылся и пробежал ещё 30 м за 1 мин.С какой средней скоростью двигался ежик?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!