Анализ работы.
Моя педагогическая концепция.
Быть учителем - педагогом - это призвание. А учитель физической культуры - это удивительная профессия, интересная и многогранная. Учитель физкультуры более, чем кто- либо другой в школе, в ответе за здоровье своих учеников и близок к ним духовно. Я считаю, что именно учителю физической культуры более чем другим предметникам важно осознавать и показать себя авторитетной личностью, быть примером.
Для учащихся очень важно, чтобы учитель давал им надежду на будущее, строил позитивные для них перспективы, был их другом, «ключом» в этом мире и никогда не опускался в их глазах, не опускал руки.
Главная цель нашей школы в целом - это научить детей принимать решения в жизни, быть подготовленным к всему. Главная цель уроков физической культуры - это укрепление здоровья ученика. Поэтому работа учителя физической культуры - это укрепление здоровья ученика, и эта работа сравнима с работой хирурга, архитектора. По моему убеждению, учитель должен быть не только урокодателем, от него требуется нечто большее: жертвование самим собой, искренняя любовь к детям. Слова Сухомлинского «Я сердце отдаю детям» служат подтверждением моих слов. Я считаю, что научить ребенка сколько будет «два плюс два» не является самой главной задачей, а главнее - научить ребенка учиться жить, стать нравственным человеком, способным решать появившиеся на его жизненном пути трудности.
В своей работе я больше всего основываюсь на трех основных дидактических принципах: сознательности и активности; индивидуализации; принципа системности и целесообразности. Осознанность играет большое значение.
Знание мотиваций, побуждающих на действие, является психологическим началом обучения и воспитания.
Конечно, как любой учитель, я имею свой взгляд на свою профессию, на предмет физической культуры. Вижу свои основные задачи наряду с общепедагогическими. Сейчас школьные программы нацеливают детей на приобретение определенных знаний и умений, навыков. Конечно это правильно. Но все методические рекомендации нацеливают на работу с одним усредненным учеником. Эти вопросы затрагивали меня не один год, и я пришел к выводу, что на уроках физической культуры выполнение контрольных нормативов - только производный продукт, а главное - это формирование здорового человека, научить их в процессе жизни сохранять и улучшать свое здоровье, самосовершенствоваться.
Я считаю, что система физического воспитания в школах, отстает от времени, хотя идет по программе. В ней есть еще пережитки старого. Нельзя относиться к учащимся, как к сырьевому продукту затем, «погоняя» их, получить от них результат. Даже отношение к учителю физической культуры, вернее, к «физруку» и к урокам «физры». Престиж учителя физической культуры, его социальный статус низок на сегодняшний день. Но на это есть свои причины.
Нас, учителей физической культуры, оценивают только как продукт, дающий результат школе, вообще, спортивный результат. Заняли призовое место - хорошо. А за ценой не постоим. А цена - здоровье детей. Учителю приходится работать только со спортсменами в ущерб другим.
И на секционных занятиях методического объединения учителей физической культуры, сколько я наблюдаю, речь идет только о соревнованиях, достижениях города, школы, т. е. физический результат. Если затрагивать материально- техническую базу- то и говорить не стоит. Материально- техническая база школ по спортинвентарю все еще держится на снарядах советских времен.
В своей работе я пытаюсь дать, решая двигательные задачи, одновременно сообщать учащимся необходимые теоретические сведения, развивать их мыслительные способности, формировать устойчивый интерес и самостоятельность. Сознательность, которую я стремлюсь воспитать в своих учениках, на уроках физической культуры имеет большое значение. Сейчас в числе ведущих тенденций современного урока физической культуры можно отметить увеличение теоретической части. Это выражается в увеличении количества специальных знаний, их углублении, причем используются знания как по теории и методике физической культуры, так и с других областей. Не знаю, касается ли это других учителей физической культуры. Требования программы мне не очень нравятся. Так как при двухразовом уроке в неделю нереально дать полный объемный материал. Дав теорию на уроке, не остается времени на практику, снижается моторная плотность уроков.
Экзамен по физической культуре, я считаю, противоречит учебным программам. В среднем экзамен содержит 90% вопросов по теории и лишь 10 % практики, а на самом деле мы даем наоборот. Поэтому, я считаю большим плюсом стало увеличение часов по физической культуре, способствующее решению этой проблемы (Трехразовые уроки в неделю). Например, при поступлении в ВУЗ абитуриенты сталкиваются с большими теоретическими заданиями, которые они вовсе не изучают в школах.
Сейчас стали говорить об исключении оценочной системы творческих видов школьных предметов, к которым относится и урок физической культуры. Но в этом я вижу свои плюсы и минусы. Оценка, как известно, является стимулом, критерием, отражающим уровень владения подготовленности учащихся на данный момент, В начальных и средних классах, я считаю, оценки обязательно нужны, их нельзя отменить. Очень важно современное и своевременное методическое обеспечение уроков физической культуры. Для других предметов это работа ведется, а для уроков физической культуры- нет. То есть современные педагогические технологии не затрагивают уроки физической культуры. Я, например, в младших классах применяю проблемно-поисковую технологию и личностно- ориентированное обучение в старших, конечно, в пределах возможности,
Мое жизненное кредо: достигать цели через упорный труд и рассчитывать на себя.
Я уверен, что верно выбрал направление работы.
И отношение детей ко мне, к моему труду, думаю, подтверждают это. На этом буду стоять и в дальнейшей своей работе.