Моя педагогическая философия.
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
Януш Корчак
За окном – рождественская сказка: огромными пушистыми хлопьями падает снег. На окне – толстый слой льда. Кто из нас в детстве не любил продышать дырочку в намёрзшем на окне слое льда! Заглянуть в это волшебное оконце и – вот оно Чудо!
Каждый видит его по-своему: кто-то снова оказывается в прошлом, кто-то со сладким, щемящим волнением вглядывается в будущее. Что увижу я?..
В маленьком обледенелом окошечке детский сад – в окружении шестилеток (сверстников, взирающих на меня с уважением) читаю вслух сказки.
А вот и выпуск в детском саду. Подарок – блестящий жёлтый портфель, голубой пенал с часиками, счётами, счётными палочками… Скорее бы прошло лето. Ведь первого сентября – в школу!
Быстро летят школьные годы… Проблемы – кем быть? – не возникло. С начальных классов на вечный вопрос взрослых был готов ответ: «Учителем». Любимый предмет – литература, обладающая магической властью сближать разъединённых людей, делать их человечнее, добрее, заставляющая рассуждать, думать, – определил мою специальность.
…Я обожаю проснуться с ощущением, что всё вокруг светло и радостно. Чтобы внутри трепыхалась тёплая бабочка счастья.
Я люблю довольствоваться малым: по крохе передавать свои знания о мире, свою любовь к книгам, осторожно открывать «шкатулки» душ своих учеников. И потому мне близки слова В.Распутина: «Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». День в школе быстро кончается. Опустевший кабинет, тишина. Вспоминаю свою маму –
учительницу начальных классов, свою школь-
ную учительницу литературы Лоськову Лидию
Алексеевну, благодаря которым я поняла
значимость профессии учитель.
Но один день не похож на другой.
Иногда нападёт отчаяние: получается ли вообще что-нибудь? И каждый раз после таких неудач и сомнений надо найти в себе силы….
Это – как выдерживать направление по компасу, когда идёшь по сложному маршруту. То и дело возникают препятствия, заставляющие остановиться или свернуть в сторону. Но потом снова выверяешь курс. Иначе до цели просто не добраться. И эти препятствия – люблю.
Я люблю идти по ярко освещённым улицам моего города. В голове прокручиваются события прошедшего дня, звучит вопрос: смогла ли я сегодня рассказать об истине, добре, красоте, которые, порой неощутимо, живут рядом и в нас самих. Помочь увидеть светлые стороны жизни, научить противостоять тёмным. Растопить летящие по миру и попадающие в детские души осколки зеркала злого тролля, делающие человека нечувствительным к добру и красоте – они летят, летят по миру эти осколки… А ведь это самое большое несчастье – не видеть в жизни ничего хорошего, замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны.
Не могу принять мир лозунгов. Добро пожаловать в мир Знаний! – лозунг на дверях любой школы любого города нашей страны. А какой он этот мир знаний? Какой он БЫЛ, какой – ЕСТЬ, какой – БУДЕТ? Думаю, прежде всего – это должен быть мир – ПОНИМАЮЩИЙ. Понимающий, что каждый ребёнок – это мелодия. Мелодия тихая или громкая, быстрая или медленная, грустная или весёлая… Но у каждого она своя. Главное – чтобы не фальшивая. И задача школы помочь услышать, понять и настроить внутренний мир каждого ребёнка, перешагивающего школьный порог. Помочь не сбиться в пути – ведь в школе человек проводит 11 лет своей жизни. Чтобы каждый почувствовал, что он нужен, любим, интересен. Значит надо работать. Значит надо вместе с учениками полюбить жизнь. Можно представить себе, как прекрасно может быть взаимопонимание множества людей, когда сердца их устремляются в одном восхождении.
…«У Силы можно позаимствовать и от Света можно просветиться. Только бы понять, в чём Свет и Сила» (Н.Рерих). Поэтому я люблю проснуться с ощущением, что «Свет и Сила» – это надолго, чтобы не сомневаться, что и завтра всё будет и даже лучше.
… В маленьком волшебном окошечке счастливые глаза учеников.
А за окном – рождественская сказка.