Моя педагогическая концепция: «Сердце отдаю детям»
Моё призвание - школа
Быть учителем - непросто,
А воспитателем - вдвойне.
Если нужен ты другому,
Значит, счастлив ты вполне.
Мой девиз:
Иди против ветра!
На месте не стой!
Пойми, не бывает
Дороги простой!
Мой педагогический девиз:
«Люби, твори, прощай».
Мои педагогические заповеди:
Воздержись ото лжи.
Не утаивай правды.
Не давай повода подозревать себя в пристрастии, предвзятости, враждебности.
Принцип воспитания:
воспитать человека сообразно с его природой, сделать детей такими, какими должен стать каждый из них, помочь ребёнку найти себе дело по душе.
Мои простые правила на каждый день:
1. Как можно шире и глубже осваивать детскую субкультуру, т. е. проявлять больше компетентности в вопросах, интересующих детей
2. Не забывать о чувстве юмора, не бояться шуток, смеха - они не мешают, а помогают в работе с детьми.
3. Гнать из школы скуку. Не забывать, что праздники украшают жизнь школы, весёлые затеи связывают школьников и меня с ними.
4.Улыбаться! Не срывать на школьниках плохое настроение, свои служебные и прочие неприятности.
5. Мастер не учит, создаёт ситуации.
Каждое утро, приходя в школу, я вижу счастливые лица ребят, которые торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, что произошло с ними дома, спешат поделиться новостями, просто побеседовать.
Значит, они ждали встречи со мной, всё это время я незримо была с ними. Ещё А.С.Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». Итак, будучи студенткой пединститута, я пришла к выводу, что воспитание начинаем с себя. С тех пор прошло четверть века. Методом проб и ошибок я создала свою, пусть далёкую до совершенства, концепцию воспитания.
В основе концепции – всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности ( Х. Лийметс). Чтобы этот процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребёнка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство детства» (И.Д.Демакова). Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), я стараюсь создать условия, чтобы ребёнок проявил себя.
Я твёрдо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов:
На любви к детям держится мир
Сила личного примера
Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а дети тем более
Способность прощать ребёнка, доброта
Никогда не оскорблять подозрением ученика, если нет доказательств
Быть предельно сдержанной. Нервозность и раздражительность – враги педагогического творчества и мастерства
Учить других, – учиться самой
Моя система воспитания начинается с того, что я сначала чётко представляю себе, чего же хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть их в конце года.
Серьёзно подхожу к определению содержания работы с детьми.
В основу работы использую следующие педагогические принципы и подходы:
1. Принцип природосообразности.
Принимать ребёнка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
3. Принцип сотрудничества.
Работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
4. Деятельностный подход.
В деятельности изменяются, укрепляются отношения между детьми, меняется отношение к самому себе – растёт самоуважение.
5.Личностно-ориетированный подход.
Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, к мотивам его поведения.
6. Возрастной подход.
Дети младшего школьного возраста узнают много нового о самих себе, об окружающем их мире и отношениях с близкими людьми.
Основные виды деятельности, которыми занят ребёнок: учение, общение, игра и труд.
Основу фукционирования воспитательной системы составляют 2 системоообразующих вида деятельности – игра и общение.
Игровое взаимодействие – это не имитация жизни, а деятельностное её наполнение, помогающее ребёнку найти в соответствии со своими интересами способностями предмет для самореализации и самоутверждения. Учащиеся развиваются в условиях широкого и интенсивного игрового взаимодействия: играют роль сказочного героя в новогоднем представлении, утреннике, осваивают подвижные игры на прогулках, активно включаются в игровые ситуации на учебных занятиях, играючи делают многие дела в классе, школе и дома.
Успешное развитие ребёнка трудно представить без педагогического обеспечения формирования у детей культуры общения. С этой целью провожу часы общения под рубрикой «Ты да я, да мы с тобой», на которых ребята при моей поддержке учатся рассказывать и слушать о себе, понимать собеседника и сопереживать ему, решать общие и личные проблемы. Разумеется, обсуждение возможно лишь тогда, когда сам ребёнок пожелает рассказать о своих проблемах, идеях или достижениях.
На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда и родители твёрдо уверены, что их ребёнок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, любим такой, какой он есть.
С первых дней знакомства с родителями стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребёнка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. При этом ребёнок активнее постигнет мир, овладеет знаниями. У него свободнее раскрываются дарования.
Со своей стороны я стараюсь, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала тёплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться. Всего этого можно достичь, сделав школу похожей на дом. Но дом бывает полноценным и любимым, если в нём живут добрые люди. Мы привыкли к тому, что первую учительницу называют «второй мамой», но, проработав уже с шестью классами-комплектами ребят и их родителями, я убедилась, что и первая мама должна быть в школе. А ещё лучше, если и папа, и бабушка, и остальные родные по генам люди будут встречаться в школе. Поэтому, набирая ребят в 1 класс, я начинаю в первую очередь устанавливать связи с семьёй. Провожу беседы с родителями, консультации, посещение семей, поддерживаем связь обоюдную по телефону. Если проблема общая, выносим её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу с психологом, даю свои советы. Регулярно провожу организационные, тематические, итоговые собрания.
Для себя я давно определила несколько требований, которые обязательно выдерживаю:
Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
Не ругать ребёнка, а мягко показать, в чём его проблема.
Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей, что от меня ничего не стоит скрывать, я – их друг, который всегда постарается помочь.
Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе).
Всегда стараюсь найти, за что сказать родителям «спасибо».
Мне очень нравится работа по проведению семейных праздников, когда в школу идут все – и старшие, и младшие, идут не как зрители, а как участники.
Я твёрдо убеждена, что ребёнка должен окружать мир творчества, мир красоты, мир сказки, мир фантазии.
В V класс я всегда отправляю детей с напутствием: «Вас там ждут и многому научат, а я всегда вам буду рада». И ребята долго не забывают свой класс, приходят к моим новым ученикам, помогают мне и моим малышам становиться учениками и друзьями. А семья моя увеличивается.
Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почему-то в душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа, одним словом, за далью даль, за вехой веха. По такому принципу должен жить человек, если он хочет чего-то добиться и самоутвердиться.
5