Тема: «Путешествие в мир профессий».
Цели и задачи игры:
1.Игра «Путь в профессии проводится с целью профориентационной работы с девятиклассниками.
Дать представление о видах трудовой деятельности.
Задачами являются:
образовательные: знакомство с различными типами профессий по видам деятельности.
-овладение специальными терминами (профессия, специальность, должность, профориентационная проба);
развивающие: -умение пользоваться справочной литературой, проспектами,
- умение находить нужную информацию,
-развитие логического воображения, речи, памяти;
воспитательные: -формирование целеустремленности, настойчивости, трудолюбия, волевых качеств.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
-кабинет технологии;
-оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Дидактическое обеспечение:
-учебник В.Д.Симоненко 9 класс
-сборник заданий:
-дополнительная литература (словари, справочники):
-слайды, презентации, скайп.
Информационные карты (ИфК):
-схема;
-материалы для контроля знаний учащихся:
карточки- задания:
проекты учащихся;
Методы обучения: информационно-компьютерные технологии;
-личностно-ориентированный подход;
-элемент проектирования;
-опора на знание и опыт детей;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: -групповая, теоретическая, коллективная, индивидуальная;
Словарная работа: профессия, специальность, должность.
Тип урока: взаимодействия педагога и детей (диалог, беседа)
Ход урока:
1.Организационный момент:
-приветствие;
-проверка явка учащихся;
-заполнение учителем классного журнала;
-заполнение электронного журнала;
-проверка готовности учащихся к уроку;
-настрой учащихся на работу;
-доведение до учащихся плана урока.
2.Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
Вопрос учителя. Приложение №1.
- Ребята, назовите, пожалуйста, наиболее актуальные проблемы, вопросы для вас на сегодняшний день.
Каким вопросом вы часто задаётесь?
Что наиболее актуально для вашего возраста?
Ответ: Наиболее актуальную тему представляют проблемы с выбором профессии.
Вопрос. Почему данный вопрос актуален для вас?
Ответ. Т.к. жизнь диктует новые условия - рынок, конкуренция, высокие требования к человеку как специалисту, появление новых технологий во всех отраслях и сферах производства, поэтому необходимо получение качественного, престижного, востребованного образования.
Вопрос. Как вы думаете, из каких факторов складывается при выборе профессии?
Какова формула правильного выбора?
Ответ. (вырисовывается формула «хочу-могу-надо» с зоной оптимального выбора).
Вопрос. Как можно определить свои возможности, потенциал, способности, склонности?
Ответ. При помощи диагностических методов.
Учитель: Поэтому на прошлом занятии при помощи тестирования мы определили ваши склонности и интересы по пяти типам профессии: человек- знак, человек – техника, человек – природа, человек -художественный образ, человек-человек.
3.Актуализация знаний учащихся.
(алгоритм урока)
Приложение №2
4.Изложение учителя нового материала.
Приложение №3.
Ребята, до сих пор мы оперировали только одним термином- «профессия», но есть и такие понятия как «специальность», «должность».
Давайте определим что они означают?
Какое понятие шире, что является частью чего?
Профессия –это род трудовой деятельности;
Специальность –это вид занятия в рамках профессии;
Должность – это круг обязанностей, возложенных на определенного человека, обязательных для исполнения.
Например: учитель-профессия, биология-специальность, директор-должность.
Приложение №4
Выступление учащихся.
5.Закрепление знаний учащихся.
Приложение №5.
Вопрос:
1.Определить в своих группах по типам профессию, специальность, должность.
2.Вопрос на «засыпку» дворник, уборщица.
3.Президент - это профессии, специальности или должности?
В каждой группе озвучивается тип профессии, к которому они отнесены тип профессии, к которому они отнесены по результатам диагностики.
Представьте, что вы – представители данных типов профессий.
За одну минуту, посовещавшись в группе: определить, назвать характерные вашего типа профессий, какие необходимые для этих профессий, что должен уметь специалист и назвать примеры профессий.
6.Физкультминутка:
7.Практическая работа:
Итак, предположим, вами выбрана профессия, специальность.
Вопрос: Где и как её получить?
Вы должны владеть соответствующей информацией, для этого необходимо умения пользоваться справочной литературой, проектами.
При помощи справочников, проспектов, буклетов определить по вашей выбранной специальности: город, ВУЗ или СУЗ, вступительные экзамены, продолжительность, условия обучения, специфическивить особенности профессии, медицинские противопоказания, чтобы познакомиться и овладеть данной специальностью.
-У вас получилась мини-профессиограмма по данной специальности, т.е краткая характеристика профессии. К данной информации можно добавить ещё знание личных качеств, советы психолога.
Прежде чем точно определиться с профессии, надо попробовать её «на вкус», попрактиковаться в ней по возможности, т.е провести так называемые профессиональные пробы.
Вопрос: Каким образом в наших условиях можно получить или провести профпробу?
Примеры профессиональных проб: элективные курсы, факультативы, экскурсии.
Профессий, специальностей на свете очень много, порой даже одну и ту же профессию можно отнести к разным типам, а бывает так, что вроде профессии разные, далёкие друг от друга но есть в них какие общие черты.
Задание: задаю пару профессий, надо определить что между ними общего (задание на мышление).
1)медсестра-токарь (у обоих имеются орудия труда, спец.одежда, техническое оборудование);
2)учитель математики -спортивный тренер(оба педагоги, должны обладать даром убеждения, уметь просчитывать комбинации достижения результата);
3) бухгалтер -слесарь (руководство расчетами, инструкцией);
4)архитектор –композитор (творчество, полёт фантазии);
Наше занятие подходит к концу, я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, сделали выбор или ещё размышляете по поводу определения профессии. Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимость от этого выбираете карточку соответствующего цвета.
Зеленый – не определился
Желтый – сомневающийся
Красный – определился с выбором.
Заключение:
Ты встал перед выбором собственного пути, по которому надо будет идти?
Выбор будущей профессии –это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний, времени на раздумья, и не терпящий легкомысленность.
Почему? Да потому, что от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь.
Правильный выбор профессии – это уверенность, душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни.
Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие люди оказываются недовольны избранной сферой деятельности, и как следствие – уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализованности, своим душевным состоянием
Рефлексия
-Было ли полезным для вас сегодняшнее занятия?
-Что было важным, наиболее интересным?
-Наиболее эффективные формы работы по данной теме?
-Какие выводы сделали для себя?