Александра Николаевна Кудряшова ,учитель русского языка и литературы МБОУ »Краснообская школа №2», р.п.Краснообск,Новосибирский район, Новосибирская область;
e-mail: [email protected]
Роль творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает требования к результатам освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования. И логично. Что на первом месте стоят личностные результаты, включающие способность и готовность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению , сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Говоря в этом ключе о русском языке и литературе, я акцентирую внимание на творческой составляющей в деятельности учащихся. Наши уроки всегда давали огромные возможности для личностного развития школьников , и современные уроки - не исключение. Одним из требований к такому уроку является минимум воспроизводства и максимум творчества и сотворчества.
Учителю необходимо идти от себя. Перед тем как предложить детям тот или иной вид работы на уроке, стараюсь понять, а увлекает ли это лично меня. Если учителю интересно, то и детям тоже будет нескучно. В своей работе пытаюсь всегда помнить высказывание известного методиста Н.И.Кудряшова:« Если детям интересно, все остальное они сделают сами». Чтобы показать значимость заданий творческого характера в личностном становлении ребёнка, обращаюсь к работам своих учеников.
Как же мы , словесники, ждем пробуждения такой минуты откровения от своих учеников!И это счастливое мгновение приближается…
Помимо обычных работ, стараюсь дать детям нестандартные сочинения, например, этико-психологического характера, требующие особого, очень корректного личностного подхода. Их значимость во всех отношениях бесценна. Зачастую это работы малого жанра и темы могут быть разными:»Наболело»,»Люблю, ненавижу...»,»Десять моих «Я», «Я-взгляд в зеркало « и т. д.
Я приведу фрагменты некоторых работ своих учеников в надежде, что они будут полезны для педагогов. Возможно, тема, жанр и форма будут интересны.
Наболело
Жизнь...Она преподносит каждому из нас множество проблем, внешних и внутренних. Лично для меня внешняя проблема-это сущий пустяк. Получил двойку, прихожу домой, честно говорю об этом родителям и начинаю учить то ,чего не знаю...Настоящая проблема-это когда за что-то болит душа. Если честно, я говорю об этом только с самыми близкими людьми. Но для Вас делаю исключение…
Что наболело у меня? Многое. Об этом можно говорить долго, но скажу вкратце. Неуважение одноклассников друг к другу, к девочкам, к старшим, к учителям.
...Год назад у меня погиб брат. Не родной брат, но он был мне очень дорог.
Когда вспоминаю о нём , хочется плакать. Мне было с ним весело. Но иногда он изливал мне душу, и я понимал, что он не такой позитивный, каким мне казался. Его не стало. И это очень большая потеря. Мне трудно с этим смириться! Наболело…
Родион Гераськин, ученик 6 класса
Конечно, эта работа не нуждается в комментариях: спасибо ребенку за то, что он поделился самым сокровенным. Остается думать, размышлять, сопереживать...Дети- разные, и выражают они себя по-разному. Пример тому- работа шестиклассницы Ангелины Ермаковой на тему «Что могут рассказать о нас наши учебные принадлежности?»
Маме Семёна Васькова
от Достопочтимого Портфеля
выпуска 2020 года
кожгалантерейной фабрики «Новая заря»
Жалоба
Я, маленький школьный портфель серого цвета, с коричневым замком и двумя кармашками по бокам(моя гордость!), обращаюсь к вам, уважаемая Сенькина мама, с жалобой. Ибо кто же меня защитит, если не Вы , заплатившая за меня три с половиной тысячи кровных рублей? А теперь по порядку…
Не далее , как вчера, Сенька Васьков вышел из школы в дурном настроении. Александра Николаевна поставила ему «два» за чтение наизусть стихотворения «Бородино» М.Лермонтова , так как он прочитал:» Скажи-ка, тетя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, индусам отдана...»
Я всё это слышал и стонал от стыда. Сенька шел домой и всю дорогу пыхтел от злости. Я трясся в его руке, потому что чувствовал, что он готов забить меня в сугроб. Но я недооценил масштаб трагической ситуации.
Когда к нему подошли ребята из соседнего класса, то он, не раздумывая, стал колотить мною мальчишек по голове и спине. От ударов у меня кружилась голова, кармашек оторвался , и ручка с такой красивой бляшечкой отвалилась.
Вот в таком состоянии я был доставлен домой. Лежу в темном углу комнаты и страдаю:»Неужели конец мой пришёл?» Так что очень прошу Вас, уважаемая Сенькина мама, починить меня и хотя бы повесить где-нибудь на даче для старых газет и журналов. С Сенькой Васьковым идти больше в бой не хочу!
21 октября 2021 года
Портфельчик
Учебный процесс основан на деятельностном подходе, цель которого заключается в развитии личности учащегося через усвоение универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, в данном случае образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Творческая нестандартная составляющая в деятельности ребёнка сделала свое дело.
Обращусь к опыту старшеклассников при прочтении пьесы А.Н.Островского «Гроза».Как построить работу с текстом, созданным в девятнадцатом столетии, чтобы современные юноши и девушки прочитали его, поняли круг проблем, поднимаемых автором , и откликнулись на них душой?
На одном из уроков предлагаю десятиклассникам выступить в роли аналитиков. Мы , учителя-словесники,прекрасно понимаем , как важно в наше непростое время молодежи уметь понимать самих себя и окружающих, уметь анализировать свои поступки, объяснять их причины. Задание на уроке звучит так:» Попробуем помочь Катерине избавиться от суицидального состояния, поможем ей остановиться , чтобы не сделать роковой шаг»
Создавая ситуацию интеллектуального затруднения, важно включить в работу текст пьесы. На основе анализа, интерпретации текста, своих размышлений они подбирают аргументы. Можно разделить детей на две группы: первая подбирает негативные доводы, способствующие оправданию задуманного героиней; другая группа должна своими аргументами-монологами,включающими и свой жизненный опыт, убедить Катерину в том, что надо жить. Готовятся к такому психологическому поединку учащиеся дома. Приведу аргументы, которые придумали старшекласники.
Первая команда:
Не хочу домой! Все опротивели!
А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!
Кабы не свекровь!..Сокрушила она меня...от неё мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны.
Если убегу, все равно найдут, домой поволокут силой.
Свекровь заест совсем! Не хочу жить!
Тихон меня никогда не простит, вечно буду видеть его недовольное лицо...И так тяжела.
Бориса, любимого своего, никогда больше не увижу. А без него мне жизнь немила.
Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу- всё равно.
А это примеры другой стороны, цель которой- создать позитивное начало в душе героини.
Буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать солнечный свет… Буду радоваться жизни!
Буду перед богом чиста, буду снова молиться, замолю все свои грехи…
Создам в доме свой мир, мир в душе!
Детей рожу! Буду их любить! Сколько радости они принесут!
Сляжет свекровь, ухаживать за ней буду…
Тихон слаб духом, но я сделаю его счастливым.
Мою любовь к Борису никто не отнимет! Любить-значит жить!
Считаю, что подобная работа очень полезна. Для детей это своеобразный жизненный урок!
Существует множество произведений при прочтении которых стоит обратиться к психологическому опыту детей (Н.М.Карамзин »Бедная Лиза»,И.А.Бунин « Солнечный удар» и др.)
Особо хотелось бы отметить огромную роль межпредметных связей на уроках русского языка и литературы, также способствующих личностному становлению учащихся. Прежде всего речь идет о работе с художественным текстом на уроках русского языка. Такой подход позволяет выделить максимум полезного.
Изучение лингвистики на благодатнейшем материале русской художественной литературы становится одной из замечательнейших традиций на уроках. Примеров можно привести много, так как на каждом уроке этому есть место. Творческая составляющая этих уроков очень эффективна. Бесспорно, идет работа и по получению метапредметных, и предметных, и личностных результатов в освоении учащимися образовательной программы.
Так, семиклассники проходят тему «Деепричастие» В это время на уроках литературы детям открывается мир гоголевских героев повести «Тарас Бульба». Примеры из произведения сами просятся в языковедческую тему. Можно предложить задание (возможно, контрольное): выписать определенное количество примеров предложений, осложнённых деепричастным оборотом, а также попытаться объяснить , какую роль они играют для понимания ключевых проблем произведения. Решение лингвистических задач не мешает детям проживать жизнь вместе с героями Гоголя. Здесь и вхождение в текст, и его анализ, и огромная воспитательная значимость произведения.
В девятом классе значительное место в русской литературе отведено лирике А.С.Пушкина, а на уроке русского языка- работе со сложным предложением. У учителя есть прекрасная возможность объединить две эти составляющие. Есть возможность отрабатывать языковедческий материал на основе пушкинской лирики на каждом уроке.
Предлагаю ученикам зачетную работу, предполагающую проиллюстрировать каждый вид придаточного предложения примерами из лирики поэта. Вот пример такой работы по теме «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных»
1. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
В прохладе древних вод на берегу морском
Найти нетрудно нам укромный светлый дом,
Где, больше не страшась народного волненья,
Под старость отдохнём в глуши уединенья…
2. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:
О, грозный век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали…
«Воспоминания о Царском Селе», 1814 год
3. Сложноподчиненные предложения с придаточными объстоятельственными:
а) места:
Мы вольные птицы: пора , брат, пора!
Туда, где за тучей белет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляют лишь ветер...да я!»
«Узник»,1822 год
б) сравнения:
Любовь и дружество до нас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
« В Сибирь», 1827 год
и т. д.
Подобная работа дает учащимся доступ к нашему литературному наследию,
обеспечивает осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию.
Список литературы
1.Асмолов А.Г. О предмете психологии личности// Вопросы психологии.
1983.№3.стр.3-5.
2.Гоголь Н.В. Повести.Л.:Художественная литература,1976.
3.Данилюк А.И.,Кондаков А.М.,Тишков В.А.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.М.:Просвещение. 2009.
4.Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в одном томе.М.:Альфа-книга, 2009 год
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования //Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”