Тема урока: Моя религия Ислам
Цель: познакомить учащихся с основными религиями мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства , различия и единство религий; способствовать воспитанию уважения к взглядам и верованиям людей другого вероисповедания.
Ход урока
Приветствие
Уважаемые гости и мои ученики, рада приветствовать вас на нашем уроке.
Этот урок хочу начать с высказывания Франсуа Мориак
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.
- Как вы понимаете значение высказывания? (ответы детей)
Что такое религия? Тоже верно, религия - это вера.
Религия - это тоже культура: культура государства, культура общества и культура каждого человека в отдельности.
Религия – особая форма осознания мира, которая основана на вере в сверхъестественное, включает в себя моральные нормы и типы поведения, обряды, культовые действия, объединяет людей в сообщества.
Какая бывает религия? (Ответ: разная, у одного народа одна, у другого другая, религий много)
У разных народов, каждой национальности свое вероисповедание. Мы живем в многонациональной стране, но в России только две главенствующие конфессии: Христианство и Ислам.
И сегодня , мы поговорим о Исламе.
Если человек верующий, то он должен выполнять религиозные правила и ритуалы. Нарушать их у мусульман считается признаком слабого характера и слабой веры.
-Что же является для верующего человека обязательным действием ? (отв.детей намаз или салят)
Молитва – это второй столп исламской религии и она длится несколько минут и следует четко соблюдать установленные для молитвы время.
Чтобы верующие вспоминали об Аллахе и стремились приблизиться к нему.
Молитву произносят вслух или про себя.
Пож. послушайте отрывок из Азана .
Звучит Азан.( призыв к обязательной молитве)
Посмотрите внимательно слайды. Слайды.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О молитве и о мечети, её предназначении)
Показ слайд - ряда.
Рассказ учащихся по слайдам.
1 слайд
Основателем ислама был - Мухаммед
Ислам возник на Аравийском полуострове 7 веке нашей эры.
Направление ислама. Основное направление ислама - сунниты,
шииты, хариджиты- отличающиеся прежде всего друг от друга верхней религиозной властью.
2 слайд
Мухаммад бен Абд Аллах, из рода Хашим племени курайш, родилась в одной из благородных семей крупного торгового и религиозного центра Аравии - Мекки, около 570 года Он рано осиротел Известно, что он занимался караванной торговлей, но очень часто прибегал к благочестивых размышлений наедине. Около 610 года ему стали появляться видения, а затем - голос, который он воспринимал как слово Божие. Именно эти высказывания, позднее записанные по его словам, составили святую книгу мусульман - Кораоран.
3 слайд
Возникновение Ислама
4 слайд
Коран — священная книга ислама. Согласно учению ислама, Коран является прямым, вечным и не сотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Всевышним Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джибрил передавал его по частям пророку Мухаммаду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности.
9 слайд
КОРАН
в музее Булгарах.
В исламских странах Коран служит основой законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного.
11слайд
12 слайд
Сунна — мусульманское священное предание, излагающая примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина. Сунна является 2 ым после Корана источником исламского права. Она состоит из поступков пророка Мухаммада, его высказываний и невысказанного одобрения. Сунна тесно взаимосвязана с Кораном, объясняет и дополняет его.
13 слайд
Шариат опирается на Коран и Сунну
14 слайд
Пять столпов Ислама
1. Шахада, свидетельство «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Его» .
2. Салат (Намаз)– обязательная каждодневная молитва, которую мусульманин совершает 5 раз в день, обращаясь в сторону Каабы, святилища в Мекке.
3. Саум – пост, соблюдаемый от восхода до заката солнца в течение священного месяца рамадан.
4. Закат – милостыня, подаяние.
5. Хадж – паломничество в Мекку, которое необходимо совершить хотя бы раз в жизни в 12 -ый месяц мусульманского календаря.
15 слайд
И всем этим руководит - Исламское духовенство.
Исла́мское духове́нство — условный термин, «поскольку в исламе не существует институтов духовенства, аналогичных христианской церкви, как в функциональном, так и в структурном отношении».
«Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа (мулла), судей (кади), правоведов (факих) и богословов (улем, муджтахид), руководителей общин верующих (имам), правителей государства (халиф), а также глав отдельных религиозных общин (муфтий), орденов, братств (шейх, ишан)» .
16 слайд
Имам (араб. إمام — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин (только мужчина), достигший совершеннолетия, то есть 13 лет.
Мулла (араб. المُلَّا — «наместник; хранитель; хозяин») — арабское исламское духовное звание богослова (улемы), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза), хадисы и нормы шариата. У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих.
17 слайд
А теперь посмотрите,
- Что вы увидели? (Молящихся мусульман, людей, мечеть)
-Где можно читать молитвы? (В мечети, дома)
- Правильно, но молитву можно читать повсюду, поскольку Коран говорит, что мечеть – это вся Земля.
- Что вы знаете о мечети?
На доске слово «мечеть» и тема урока на
Знакомство с понятием «мечеть»:
Мечеть – с араб. место поклонения
18 слайд
- Кто-нибудь из вас был в мечети? (Да, нет)
19-24 слайды
Показ слайдов с комментированием учителя
- Как выглядит мечеть? ( Высокая, красивая, с башней, с полумесяцем).
В мечети нет ни икон, ни фотографий, ни идолов или статуй, потому что в исламе запрещены любые изображения человека и живых существ. Внутреннее убранство мечети состоит только из росписей на стенах и коврах на полу. Основное украшение – это арабеска, вид орнамента: красивое сочетание геометрических и растительных узоров со стилизованными надписями под арабскую вязь.
Приходящие в Мечеть на молитву обязаны снимать обувь. Полы укрыты коврами. Женщина совершают намаз на равнее с мужчинами, но отдельно от них. Обычно женщина молятся на спец. балконах, с которых виден весь молельный зал, но не видно кто находится на балконе
Во вовремя проповедей или спец.обращения религ. наставника к единоверцам используется минбар (высокая кафедра). С нее все хорошо видно и слышно. Некоторые используют микрофоны, для того чтобы верующие слушали торжественную проповедь и молитву.
24-25 слайды
Если войти в мечеть, то внутри мы увидим михраб
Перед михрабом произносит молитву Имам (это религиозный наставник)
26-27 показ слайдов
с комментированием
28 слайд
На слайде видите мечеть под названием «Белая мечеть», которая является самой крупной в Булгарах. И приглашаю вас на виртуальную экскурсию.
У Мусульманской мечети двор выглядит в квадратной или прямоугольной формы с примыкающим к нему молитвенным залом. Крыша мечети представляет собой купол, похожий на купол церкви. Отличительная черта мечети – это её минареты или башни .
Минарет – это высокая башня с балконом
29 слайд
Ислам в России
30 слайд
Ислам в Республике Мордовия
31 слайд
Рассказ учителя.
И в завершение хочу рассказать одну очень древнюю историю. Однажды днём, когда правоверные мусульмане собрались в мечети города Мекка на молитву вместе с Пророком Мухаммедом, зашли туда и паломники-христиане, идущие в Святой Иерусалим. Они вежливо поздоровались с собравшимися мусульманами, и, не обращая внимания на усиливающийся недовольный шёпот за спиной, принялись молиться Господу прямо в мусульманской мечети. Правоверные мусульмане с негодованием обратились к Пророку Мухаммеду: «Они молятся в нашей мечети, не являясь мусульманами! Почему Ты молчишь?» Пророк Мухаммед ответил: «Тихо! Молчите! Не мешайте им молиться Аллаху!» Вот такие легенды у правоверных мусульман передаются из поколение в поколение как доказательство того, что все мы ходим на этой Земле под Богом Единым.
Показ 31- 34 слайдов
с комментированием
Подведение итогов урока
- Что нового узнали?
- Что понравилось?
- Что было интересно?