Утверждаю:
Приказ по школе № 01-03/98-2
от 01.09.2012 года
Директор школы:_______ И. Г. Козлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Моя родословная»
Составила: учитель первой
квалификационной категории
Осипова Любовь Петровна
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
В настоящее время изучение истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует навыки в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня; формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Учащиеся познакомятся с понятиями:
«генеология», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;
Узнают:
- историю возникновения имён и фамилий;
-степени родства в семье;
- о профессиях предков;
- о семейных увлечениях и традициях;
Составят:
-«ленту времени» своей жизни;
- родословное древо;
- вместе с родителями разработают свой фамильный герб;
- подб:ерут семейный девиз.
Содержание программы
История моей семьи – 7 часов.
Семейные обязанности и традиции - 10 часов Я и моё имя – 10 часов.
Моя родословная- 6 часов.
.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются умения:
- знание истории своей семьи;
- формированние основ гражданской идентичности ( принятие и уважение традиций своей семьи);
- ценностно-нравственная ориентация (понимать и различать ценности: семья, родина, предки, потомки и т.д.)
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
-формулирование цели и учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;
- составление плана и последовательности действий;
- предвосхищение результата;
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- получать информацию из общения с членами своей семьи, близкими и дальними родственниками;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию ( книги, словари, энциклопедии).
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление своим поведением и поведением партнёра.
Тематическое планирование.
№п/п | Тема занятия. | Форма и содержание. | Дата проведения. |
| Моя родословная. | | |
1. | Вводное занятие. Понятие о родословной. | Введение понятия «родословная», «семья»,. | 3. 09. |
2. | Моя семья. | Рассказ детей о своей семье, её членах, установление связей: кто кем кому при -ходится в семье. | 10. 09. |
3. | Поколение, потомки, предки. | Введение понятий «Поколение», «потомки», «предки» на примере семей учащихся | 17.09. |
4. | Родословное древо. | Введение понятия «родословное древо». Сбор информации для составления родословного древа семей учащихся. | 24. 09. |
5. | Практическое значение родословных в прошлом. | Рассказ о значении и влиянии родословной на жизнь человека ( на примере жизни А.С.Пушкина) | 10 |
6. | Составление родословного древа семьи. | Практическая работа по составлению родословного древа. | 8. 10. |
| Я и моё имя. | | |
7. | «Кто я?», «Где живу?». | Рассказ о малой родине. | 15. 10. |
8. | Что означают наши имена. | Знакомство с историей возникновения имён, | 22. 10. |
9. | Как родители выбирают имя ребёнку. | Рассказ о современных именах, на что ориентируются современные родители, выбирая имя ребёнку. | 29. 09. |
10. | Имена и прозвища в Древней Руси. | Познакомить учащихся какие имена давали в Древней Руси. Что такое прозвище и как оно влияет на жизнь человека. | 11. |
11. | Откуда к нам пришли наши имена. | Ознакомление учащихся с тем, какое имя что обозначает и откуда оно пришло в наш язык. | 12. 11. |
12. | Тайны наших имён. | Продолжить знакомство с историей происхождения имён. | 19. 11. |
13. | Имя и ангел-хранитель. | Знакомство детей с православными именами, взятыми из церковного календаря. Введение понятий «день рождения» и «именины». | 26. 11. |
14. | Моя фамилия. Моё отчество. | Познакомить учащихся с историей возникновения фамилий и отчеств. | 12. |
15. | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. | Историческое прошлое семьи. | 10. 12. |
16. | «Говорящие» фамилии. | Познакомить детей с фамилиями известных людей. | 17. 12. |
| История моей семьи. | | |
17. | Профессии моих родителей. | Беседа о профессиях, связанных с сельским хозяйством. | 24. 12. |
18. | Мои братья и сёстры. | Беседа о степени родства в семье. | 14. 01. |
19. | Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. | Установление родства по линии матери и линии отца. | 21. 01 28. 01. |
20. | Кто кому и кем доводится. | Введение понятий «Тётя», «дядя», «двоюродные». | 02. |
21. | Мои прабабушка и прадедушка. | Сбор информации для дальнейшего оформления родословного древа. | 11. 02. |
22. | Профессии моих предков. | Посещение музея. | 25. 02. |
. | Семейные обязанности и традиции. | | |
23. | Что мы знаем о традициях. | Знакомство с понятием «традиция». | 03. |
24. | Мир семейных увлечений. | Беседа об увлечениях членов семьи учащихся. | 11. 03. |
25. | Семейные обязанности. | Памятка для заботливых детей. | 18. 03. |
26. | Семейные традиции. | Рассказ детей о традициях в их семьях. | 04. |
27. | Фамильный герб и фамильный девиз. | Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления герба. | 8. 04. 15. 04. |
28. | Мы этой памятью сильны. | Посещение школьного музея и экскурсия к обелиску. | 22. 04. 29.04. |
29. | Забота о младших членах семьи. | Изготовление сувениров. | 13. 05. |
30. | Праздник семьи. | Рассказ о святых Петре и Февроньи, об истории возникновения праздника семьи. | 20. 05 |
Использованная литература:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2010.
Саплина Е.В., Саплин А.Н. Введение в историю. 3 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений.-М.:Дрофа,1997.