Тема: «Моя семья и мой родной Донбасс»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о семье; познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи; развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы, выражать их в речи, развивать воображение детей; воспитывать уважение и гордость за свое имя, фамилию, род; любовь и уважение к родителям и другим членам семьи.
Оборудование: иллюстрации, кирпичики из бумаги с вопросами.
Ход урока
I. Организационный момент:
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.
II. Объявление темы и целей урока:
Отгадайте загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (семья)
- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (Ответы детей)
- Правильно, о семье. Также познакомимся с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи, будем развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы.
III. Изучение нового материала:
1. Беседа.
Семья очень важна в жизни каждого человека. Семья - это самые близкие, родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Семья - это твой маленький мир, в котором все понятное, привычное и дорогое.
Настоящая семья - это больше, чем просто быть родственниками. Это особое отношение друг к другу, любовь, взаимоуважение, помощь. Это когда каждый человек уникален и незаменим, как и то, что он привносит в семью. Это бабушкины сказки и вкусные пироги, это мамина забота, папина помощь и внимание.
- Назовите по очереди из скольких человек состоит ваша семья и как их зовут.
2. Игра «Строим дом»
- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом создаётся по кирпичику. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.
Давайте построим такой дом. На кирпичиках написаны вопросы:
- Кто моет посуду?
- Кто зарабатывает деньги?
- Кто ходит за покупками?
- Кто ухаживает за животными?
- Кто убирает постель?
- Кто готовит ужин, варит обед?
- Кто пылесосит?
(Дети по очереди выходят, берут кирпичики, читают вопрос, отвечают на него и прикрепляют, так чтобы построить дом.)
- Молодцы! Дом для дружной семьи готов!
- Кого не хватает в этом доме? (Людей, животных)
Давайте нарисуем в тетради родителей, бабушек, дедушек, сестричек и братишек, а также домашних любимцев.
3. Чтение стихотворения "Что может быть семьи дороже?"
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!
4. Работа с пословицами.
- О семье существует много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.
1. Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
2. Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
3. Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
А теперь продолжите пословицу:
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Физкультминутка.
(Буратино)
5. Наша Родина.
Самым дорогим для человека является семья. Но не менее дорогим и близким является то место, где он родился, вырос и живёт - это его Родина. И не зря Родина переводится как родное, близкое, дорогое.
Люблю тебя, моя Отчизна.
Люблю тебя, Донецкий край!
Ты – мой исток, вода, чтобы напиться,
Ты – воздух мой, ты – мои хлеб и соль…
(Ольга Курипко)
- Как называется наша Родина? (Ответы детей)
- Конечно же, это наш родной край – Донбасс.
Хочу тобой гордиться.
Мне есть за что судьбу благодарить.
Мне на Донбассе посчастливилось родиться,
В краю шахтерском довелось мне жить.
IV. Закрепление изученного материала.
Отгадай загадки:
1. Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — .. .
2. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша .. .
3. Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
4. Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш .. .
5. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая .. .
6. Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший …
- Каких еще родственников вы можете назвать? (Тетя, дядя, племянник, племянница, двоюродный брат или сестра)
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Что такое «семья»?
2. Назови членов своей семьи.
3. Как называется край, в котором ты родился?
4. Дополни предложения:
Мама и папа для меня самые …
Я доверяю свои тайны …
Я люблю бабушку за то …
Свою семью я считаю …
Родным я хочу пожелать …