Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя семья. Моя родословная" для четвертого класса составлена в соответствии с требованиямиФедерального государственного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа составлена на 34 учебных часа (из расчёта 1 час в неделю). Продолжительность одного занятия 45 минут.
Планируемые результаты
Универсальные результаты:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
- формирование стремления к самоидентификации;
- воспитание патриотизма;
- пробуждение интереса к своим корням;
- развитие любви к семье;
- формирование модели своей будущей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно находить информацию в информационном поле;
- умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (родителей, учителя);
- навыки коллективного планирования;
- навыки взаимодействия в группе;
- умение взаимодействовать с любым партнёром.
Коммуникативные результаты:
- навыки интервьюирования, устного опроса;
- умение вести дискуссию;
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы;
- навыки монологической речи;
- умение использовать различные методы наглядности при выступлении;
- умение уверенно держать себя при выступлении.
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1. Вводное занятие (1 ч)
Понятие о родословной, поколении, предках, потомках.
Я И МОЁ ИМЯ (5 ч)
2. Что означают наши имена
Как появились и откуда пришли имена. Имена в Древней Руси. Прозвище человека. Византийские имена. Толкование наиболее распространённых имён.
3. История возникновения фамилий и отчеств
Появление отчества. Указание отчества на происхождение человека в Древней Руси. Рассказ об Иване Грозном и купце Строганове.
4. Моя фамилия. Моё отчество
Как люди получали фамилии. Происхождение фамилий: от имени или профессии отца, прозвища, места рождения, национальности. Определение происхождения своей фамилии.
5. Кто я?
Составление рассказа о себе. Город, в котором я живу. Наша Родина — Россия. Территория, природа России.
6. Моя лента времени
Понятие «лента времени» в истории. Использование ленты времени. Единицы измерения времени.
МОЯ СЕМЬЯ (20 ч)
7. «Все работы хороши — выбирай на вкус»
Многообразие профессий и занятий.
8–9. Моя семья. Мой папа. Моя мама
Значение дома, семьи в жизни каждого человека. Пословицы и поговорки о семье. Составление рассказа о папе и маме.
10. Кто кому кем доводится?
Родственные связи в семье. Словарик терминов родства.
11–12. Мои братья и сёстры
Жизнь братьев и сестёр: интересы, занятия, увлечения.
13–14. Мои бабушка и дедушка по отцовской линии
Составление рассказа о бабушке и дедушке по папиной линии. Работа над рассказом В. Осеевой «Бабка».
15–16. Мои бабушка и дедушка по материнской линии
Составление рассказа о бабушке и дедушке по маминой линии. Письмо родственникам.
17. Мои прабабушки и прадедушки и их родственники
Великая Отечественная война в истории нашей страны. След войны в семьях детей и внуков.
18. Профессии моих предков
Понятие «династия». Из истории династий Баха и Запашных.
19. Близкие люди
Составление рассказа о людях, которыми дорожишь.
20–21. Генеалогическое древо. Моё генеалогическое древо
Понятие «генеалогия». Варианты оформления генеалогического древа: кругообразное, горизонтальное, вертикальное. Составление собственного генеалогического древа.
22–23. Герб. Мой герб
Понятие «герб». Виды гербов. Примеры гербов разных государств и городов. Составление собственного герба.
24. Девиз моей семьи
Понятие «девиз». Примеры девизов. Правила составления девиза.
25–26. Лучшие друзья
Что такое дружба? Письмо другу, подруге.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ (8 ч)
27. Что такое традиция?
Семейные традиции. Составление коллажа о самой любимой семейной традиции.
28. Мои семейные традиции и реликвии
Понятие «реликвия». Какие вещи, предметы могут считаться семейными реликвиями.
29. Мир семейных увлечений
Семейные увлечения. Изготовление фоторамки для семейной фотографии.
30. Праздничные традиции моей семьи
Необычные традиции встречи Нового года в разных странах.
Создание коллажа на тему «Наш любимый праздник».
31. Календарь памятных дат
Составление календаря памятных дат.
32 - 33. Повторение курса «Моя семья. Мояродословная»
34.Итоговая контрольная работа «Моя семья. Моя родословная»
Защита работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, тема занятия | Количество часов |
1. | ВВЕДЕНИЕ Вводное занятие | 1 час 1 |
2. | Я И МОЁ ИМЯ Что означают наши имена | 5 часов 1 |
3. | История возникновения фамилий и отчеств | 1 |
4. | Моя фамилия. Моё отчество | 1 |
5. | Кто я? | 1 |
6. | Моя лента времени | 1 |
7. | МОЯ СЕМЬЯ «Все работы хороши — выбирай на вкус" | 20 часов |
8–9. | Моя семья. Мой папа. Моя мама | 2 |
10. | Кто кому кем доводится? | 1 |
11–12. | Мои братья и сёстры | 2 |
13–14. | Мои бабушка и дедушка по отцовской линии | 2 |
15–16. | Мои бабушка и дедушка по материнской линии | 2 |
17. | Мои прабабушки и прадедушки и их родственники | 1 |
18. | Профессии моих предков | 1 |
19. | Близкие люди | 1 |
20–21. | Генеалогическое древо. Моё генеалогическое древо | 2 |
22–23. | Герб. Мой герб | 2 |
24. | Девиз моей семьи | 1 |
25–26. | Лучшие друзья | 2 |
27. | СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ Что такое традиция? | 7часов |
28. | Мои семейные традиции и реликвии | 1 |
29. | Мир семейных увлечений | 1 |
30. | Праздничные традиции моей семьи | 1 |
31. | Календарь памятных дат | 1 |
32 - 33. | Повторение курса «Моя семья. Моя родословная» | 2 |
34. | Итоговая контрольная работа«Моя семья. Моя родословная» | 1 |