Классный час
Дата:
Тема: Моя семья – самая-самая…
Задачи: развивать эмоционально-чувственную сферу и ценностно-смысловое ядро личности.
Литература: «Практика» (пособие для учителей №6/2009г., с.34).
Оборудование: лист с ребусом «солнышко», «лучики»слова-комплименты, «тучи»помеха счастью семьи, «цветы», зонтик, карточки со словами(папа, мама, ребёнок), «фант»(кружки из картона), сердечки(красного и чёрного цвета)на каждого ребёнка.
Ход классного часа.
I.Постановка проблемной ситуации.
У меня ребус, разгадав который вы узнаете тему классного часа.

Правильно, тема классного часа — «Моя семья». Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи.
II.Решение проблемной ситуации.
1. -Что такое семья? (Семья — это группа родственников,1 живущих вместе.)
-Зачем нужна семья? Какую роль играет каждый член семьи? (Ответы детей.)
-С чем ассоциируется слово «семья»?
-Вам нравится ваша семья? Кто сможет объяснить значение слова комплимент? (Похвала — любезные, приятные слова, лестный отзыв.) Я предлагаю сказать вашей семье комплимент.
Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги, где нарисован ребус.
родная
дружная (связанная взаимным согласием)
счастливая
трудолюбивая
хозяйственная
спортивная
культурная
вежливая
жизнерадостная (не знающая уныния) гостеприимная доброжелательная дисциплинированная
-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи? (Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)
ссоры обиды
конфликты непонимание
материальные трудности
занятость родителей
невнимание
усталость
болезни
пьянство
- А на чем основывается счастливая семья? (Слова записаны на изображениях цветов; прикрепляются внизу.)
любовь
взаимопомощь
взаимоуважение
взаимопонимание
Зонтик откровений.
- Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы?
2.В сказках члены семьи тоже огорчают друг друга. Вспомним некоторые сказки.
• Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)
• Из-за чего старуха в сказке Пушкина осталась у разбитого корыта? (Из-за жадности.)
• Почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь лопнул? (Посмеялся над друзьями.)
• Почему Каю в сказке Андерсена попал осколок от зеркала в глаз и сердце, и мальчик стал злым? (Он посмеялся над Снежной королевой, хотел посадить на раскаленную печь.)
• Почему колобок был съеден лисой? (Поддался ее хитрости.)
Так и в жизни. Жизнь состоит из больших и малых событий.
3. У нас в классе есть зонтик откровений. Под ним нужно говорить откровенно, от всего сердца. Назовите житейские проступки, которые огорчали ваших близких (опоздание, шалость, порча вещи, потеря чего-либо, разбили вазу).
Вывод: достоин ли уважения человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки? (Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.)
4.Физкультминутка. (На ответ «да» — хлопайте в ладоши, на ответ «нет» — топайте ногами, руки на пояс.)
Маму выручим всегда? (Да!)
И обманывать не будем никогда? (Да!)
Кинуть камень кошке вслед? (Нет!)
Брать в автобусе билет? (Нет!)
Ай, ай, ай, как это нет?
Надо брать билет всегда? (Да!)
Не робеть, когда беда? (Да!) Не жалеть для дел труда? (Да!) Рук не мыть, когда обед? (Нет!) Как же это не мыть? Мыть обязательно! (Да!)
Солнце, воздух и вода? (Да!)
Мы лентяям шлем привет? (Нет!)
А тем, кто делает добро? (Да! Да! Да!)
5.Дом, в котором мы живем,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра
В нем всегда идет игра!
Папа, мама, словно дети,
Сами ждут минуты эти.
Им на игры, право слово,
Не хватает выходного.
А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха,
Пусть вовсю идет потеха!
6.Возьмите карточку. На карточках написаны слова или «папа», или «мама», или «ребенок», разделитесь на три команды, выберите капитана.
Сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом. Капитаны мне в этом помогут.
Каждая команда «поднимается на лифте» своего дома, лифт передвигает капитан на один этаж, если команда ответит на вопрос-загадку. Капитаны тоже имеют право отвечать.
По описанию видов жилищ у разных народов определить их названия.
1. Кочевой шалаш у киргизского народа и некоторых народов Азии и Южной Сибири. (Юрта)
2. Кочевой, переносной шалаш, крытый шкурами, войлоком у сибирских инородцев. (Чум)
3. Жилище кавказских горцев. (Сакля)
4. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (Шалаш)
5. Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей Северо-Восточной Сибири. (Яранга)
6. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. (Землянка)
7. Отдельное жилое помещение в доме. (Квартира)
8.Изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича. (Мазанка)
9. Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне. (Хата)
10. Переносное жилище у цыган. (Кибитка)
11. Отдельная комната монаха в монастыре. (Келья)
7.А теперь отгадайте загадки о домашних вещах.
Что всегда идет, а с места не сойдет? (Часы)
Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. (Телевизор)
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
Под крышей — четыре ножки, а на крышке — суп да ложки. (Стол)
Я с ножками, но не хожу, со спинкой, но не лежу, садитесь вы — я не сижу. (Стул)
Я вдыхаю много пыли, чтобы вы здоровы были. (Пылесос)
Стоит на кухне белый дом, торжественный на вид. Как будто твердым молоком со всех сторон покрыт. (Холодильник)
На поляне шерстяной пляшет тонко-ножка. Из-под туфельки стальной выползает стежка, (Швейная машинка)
Пройдусь слегка горячим я, и гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки и навести на брюках стрелки. (Утюг)
Я увидел свой портрет, отошел — портрета нет. (Зеркало)
Днем спит на ней подушка, а по ночам — Андрюшка. (Кровать)
8.Игра «Фанты»
Я знаю, что вы дома помогаете родителям, у некоторых даже есть домашние обязанности. Какие полезные дела вы выполняете дома? Повторяться нельзя. Кто не может назвать, кладет в шапку фант.
Для выкупа фанта:
Назвать маму пятью ласковыми именами.
Надуть к празднику шарик. Нарисовать водой на доске букет для мамы.
Помочь папе разобрать гвозди (маленькие и большие). Почитать сказку.
Проделать утреннюю гимнастику.
Собрать игрушки.
Вспомнить пять названий цветов.
Собрать карандаши.
Полить цветок.
Бывает, что вся семья собралась вместе, например, за столом. Поставьте на макете часов время, во сколько это бывает.
Заплести косу.
Сделать из конструктора игрушку для младшего братика или сестрички.
Из пластилина слепить солнышко (3—4 человека).
III.Итог классного часа. Рефлексия.
У меня есть сердечко: половинка его красного цвета, половинка — черного. Я надеюсь, что к концу классного часа в вас проснулись положительные чувства по отношению к вашей семье. Какое чувство в вас проснулось. Что бы вы хотели изменить в себе, что поможет сделать вашу семью лучше, счастливей? Запишите это пожелание на сердечке красного цвета, а качество, от которого вы хотели бы избавиться, запишите на сердечке черного цвета.
Семья — это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья — это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
На память о нашем классном часе я дарю вам сердечки, которые вы унесете с собой домой. Мне хотелось, чтобы вы прикрепили эти сердечки на видное место, как напоминание о важности семьи.
