СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Моя семья. Семейные ценности и традиции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Моя семья. Семейные ценности и традиции»»


Тема: «Моя семья. Семейные ценности и традиции»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о семье; познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи; рассказать о месте семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей, познакомить с понятиями и терминами: семейные ценности, семейные традиции. развивать воображение детей, воспитывать уважение и гордость за свое имя, фамилию, род; любовь и уважение к родителям и другим членам семьи.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний:

-Ребята, посмотрите на доску, давайте отгадаем ребусы, где зашифрована тема нашего урока. 

(7Я, ЯЯЯЯЯЯЯ)

Дети: Это слово СЕМЬЯ.

Так о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии?

Дети: Мы сегодня будем говорить о семье.

Правильно. 

Тема нашего урока: «Моя семья. Семейные ценности и традиции»

  1. Основная часть

Семья - слово это понятно всем, как слово «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. 
Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
А еще — это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь.

Игра «Строим дом»
- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом создаётся по кирпичику. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции. 
Давайте построим такой дом. На кирпичиках написаны вопросы: 
- Кто моет посуду?
- Кто зарабатывает деньги?
- Кто ходит за покупками?
- Кто ухаживает за животными?
- Кто убирает постель?
- Кто готовит ужин, варит обед?
- Кто пылесосит?

- Как ласково вы называете своих родителей?

- Как вас родители называют ласково?

(Дети по очереди выходят, берут кирпичики, читают вопрос, отвечают на него и прикрепляют, так чтобы построить дом.)
- Молодцы! Дом для дружной семьи готов!
А дом, заставленный добром – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
Чего не хватает в этом доме? 
(Людей, близких, животных)
Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие по духу вам люди. Впишите их имена в прямоугольники окон. 

(Диагностика привязанности к родным и близким людям, к товарищам, учащимся друг к другу.)
Поселим в наш дом МАМУ, ПАПУ, СЫНА, ДОЧЬ, БАБУШКУ, ДЕДУШКУ.

Погружение в проблему «Семейные ценности»

 Семейные ценности.

- Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те человеческие качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

- Прочитайте на лепестках, лежащих у вас на партах, названия качеств. Если вы считаете, что качество хорошее, выйдете к доске и прикрепите лепесток к серединке.

(На лепестках написаны положительные и отрицательные качества семьи)

- Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

 - Почему вы не выбрали остальные лепестки?

 (Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).

- Пусть этот получившийся цветок – ромашка, символ семьи, любви и верности, принесет вашим семьям лишь только хорошее.

- Подумайте, эти качества ценны для нас в семье?

- Значит, эти качества можно назвать семейными ценностями.

Физминутка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время физминутки. Слушайте задания и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- Хлопните те, кто очень любит свою семью

Семейные традиции – это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.

Приобщить детей к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Но, к сожалению, многие молодые родители не знают, что такое традиции, какое они имеют значение в сохранении и укреплении семьи, какую помощь могут оказать в воспитании детей.

Какие традиции живут в вашем доме? (отвечают ученики)

1. Это может быть запах пирогов по воскресеньям.

2. Сказка на ночь.

3. Яблочный пирог – традиционный десерт на праздничном столе.

4. Субботняя уборка, когда роли распределяются, кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть. И после этого запах чистоты во всем доме.

5. Это вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня.

Если  в Вашей семье нет традиций, придумайте их. (размышляют)

Скажите, какие праздники вы празднуете в вашей семье?

- Новый год, 8 марта, Рождество, 23 февраля, День Победы и т.д.

Эти праздники общенародные, и в каждой семье они стали традицией.

Кроме общенародных праздников в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции: проводы в армию, свадьбы, получение паспорта, день рождения.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же, как и мы будут отдыхать наши дети.

Досуг – это свободное от работы время (запись в тетрадь)

Кроме традиций вместе проводить праздники, вместе отдыхать (проводить досуг) в вашей семье могут присутствовать и повседневные традиции.

Это и ритуал встречи и проводов друг друга на работу и в школу, когда все присутствующие дома говорят тебе добрые слова напутствия;

Это и заботливое отношение друг к другу, когда кто-то приходит домой позже всех, то его на столе ждет разогретый ужин;

Это и трудовая слаженность, когда каждый участвует в домашних делах по мере своих сил и возможностей.

Например:  Отец с сыном занимаются тем, что требует физической силы – ходят в магазин, пылесосят, выбивают ковры.  Девочки – наводят порядок в доме, поливают цветы.

Это и чтение  книги ребёнку на ночь;

Вечерний чай, когда вся семья собирается вместе и рассказывает друг другу события
дня, совместное обсуждение бюджета семьи – что покупать в первую очередь, какие дела необходимо делать, кто их будет делать.


Работа в группах. А кто из вас помогал маме или бабушке выращивать цветы? (ответы)

Я предлагаю вам сегодня вырастить цветок, но не обычный цветок, который растёт на клумбе, а «цветик-семицветик». Все вы, наверное, читали сказку «Цветик-семицветик».

В этой сказке девочка Женя пыталась стать счастливой с помощью цветика-семицветика. Скажите, когда она загадывала желания для себя, она была от этого счастлива? (нет) А когда она стала по-настоящему счастлива? (когда загадала желание не для себя, а чтобы помочь другому: чтобы мальчик Витя смог ходить) Так же и в семье: когда мы помогаем другим и заботимся о ближних, мы можем быть по-настоящему счастливы.

Сегодня мы с вами проведём эксперимент: представим, что вы создали новую семью. Сейчас вы разделитесь на группы по 5 человек – это будут «семьи». Вы хотите, чтобы ваша семья была счастливой, чтобы в ней царили любовь и мир? Ваша задача – подумать вместе, всей «семьёй», что нужно, чтобы ваша «семья» была счастлива. А поможет вам в этом «цветик-семицветик».

На листе цветной бумаги вам нужно обвести свою ладошку. Каждую ладошку вам нужно наклеить на большой лист бумаги вокруг сердечка, чтобы получились «лепестки» цветка. В каждый палец ладошки вы будете вписывать слова – ответы на задания. Важное условие игры: выращивать «цветик-семицветик» дружно всей «семьёй», советуясь друг с другом, помогая друг другу.

1 задание: «Фамилия».

Каждая семья имеет свою фамилию – Ивановы, Петровы, Матрёшкины. Каждой группе нужно придумать и вписать в сердечко фамилию вашей «семьи».

После выполнения задания 1 участник от команды озвучивает фамилию, которую придумали своей «семье».

2 задание: «Состав семьи».

Подумайте и распределите роли вашей семьи. На пальцах первой ладошки запишите состав своей семьи.

3 задание: «Семейные ценности».

У каждого члена семьи есть свои любимые занятия, увлечения, хобби. Напишите на пальцах второй ладошки, какие у вас есть увлечения, чем любят заниматься.

После выполнения задания 1 участник от команды озвучивает записанные ответы

4 задание: «Семейные традиции».

В каждой семье есть свои обычаи и традиции: вместе отмечать дни рождения, праздники. Запишите на пальцах третьей ладошки, какие традиции будут в семье. После выполнения задания 1 участник от команды озвучивает записанные ответы.

5 задание: «Ласковые слова».

Любое слово, будь оно доброе или, наоборот, злое, влияет на наше настроение и отношение к окружающим. В каждой семье есть особые, ласковые слова, которыми называют нас родители. Напишите на пальцах четвертой ладошки, какие добрые, ласковые слова говорят вам мама, папа, бабушка, дедушка.

После выполнения задания 1 участник от команды озвучивает записанные ответы.

Итак, ребята, каждая «семья» вырастила свой, не похожий на другие, «цветик-семицветик». Посмотрите, какая красота у нас получилась! Все вы молодцы, ребята!

  1. Закрепление изученного материала.

Отгадай загадки: 
1. Он — мужчина, и он сед, 
Папе — папа, мне он — .. .
2. Кто любить не устает, 
Пироги для нас печет, 
Вкусные оладушки? 
Это наша .. . 
3. Кто вас, дети, больше любит, 
Кто вас нежно так голyбит 
И заботится о вас, 
Hе смыкая ночью глаз?
4. Кто же трудную работу 
Может делать по субботам? — 
С топором, пилой, лопатой 
Строит, трудится наш .. .
5. Кто любит и меня, и братца, 
Но больше любит наряжаться? — 
Очень модная девчонка — 
Моя старшая .. .

6. Я у мамы не один, 
У неё ещё есть сын, 
Рядом с ним я маловат, 
Для меня он — старший …

Итог урока

А завершить наш урок я хочу добрым и мудрым стихотворением:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья! (М.Лангер)

Скажите, ребята, вам понравился урок?

Что вам особенно понравилось, запомнилось? (ответы детей)

Спасибо за внимание!

  1. Домашнее задание: написать мини-сочинение о том «какой я вижу свою семью в будущем?»

  2. оценивание













Дополнение:

Задание 1: - Что должно быть, по вашему мнению, в настоящей счастливой семье?

«Семейные ценности»

Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение, Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть



Задание 2:

Работа в группах:

1 задание: «Фамилия».

2 задание: «Состав семьи».

3 задание: «Ласковые слова».

4 задание: «Семейные ценности».

5 задание: «Семейные традиции».










































- Кто моет посуду?


- Кто зарабатывает деньги?


- Кто ходит за покупками?


- Кто ухаживает за животными?


- Кто убирает постель?


- Кто готовит ужин, варит обед?


- Кто пылесосит?


- Как ласково вы называете своих родителей?


- Как вас родители называют ласково?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!